Рабочая программа Формирование представлений об окружающем мире у старших дошкольников посредством проектной деятельности


РЕФЕРАТ
Формирование представлений об окружающем мире у старших дошкольников посредством проектной деятельности
Коновалова
Лариса Николаевна
МБДОУ детский сад №77 г.Уфа
воспитатель
Введение
...Детство является самоценным этапом, а не только
подготовкой к школе; образование выступает
как институт социализации и индивидуализации
и не сводится к сфере к услуг.
А. Асмолов
Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны...»
Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе,с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Проект в детском саду — это организованная педагогом и самостоятельно выполненная детьми работа, направленная на разрешение проблемной ситуации и завершающаяся созданием творческого продукта.
Интересными инновационными проектами стали проекты по взаимодействию с родителями: «Нить поколений», «Дом моей мечты», «Наш город Уфа», «Папа, мама, я — пешеходная семья», «Космос», «Миллефиори в пластилине» так как традиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ постепенно изживают себя. Цель этих проектов: сплочение родителей и педагогов детского сада, создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров. Работа над проектом строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план-проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении книжек-самоделок, плакатов, выпуске газет, домов, которые использовались для оформления и дизайна группы. С их помощью была приобретена познавательная литература для детей, видеоматериалы, аудиозаписи.
Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Создавая условия для организации детской проектно-экспериментальной деятельности, педагогами нашего учреждения создана развивающая среда, в которой есть оборудование развивающих уголков «Хочу все знать», «Лаборатория опытов», «Мастерская идей», «Природа», «Юные исследователи» и др. Все это способствует развитию детского коллективного творчества, навыков экспериментирования и синтезирования полученных знаний и создает необходимые условия для проектно-экспериментальной деятельности. В этом учебном году на базе нашего детского сада были проведены следующие проекты: «Африка», «Домашние животные», «Алёнкин огород», «Огород на окне», «Что за чудесница-волшебница вода», «Театральная неделя» и другие...Дошкольники учились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дети без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива. Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды.
Таким образом, практика показала, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом — проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
В связи с этим, цель исследования:выявить специфику использования метода проектов в системе обучения дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
изучить проектный метод в системе развития дошкольников;
разработать проект познавательной активности дошкольников;
сделать выводы по результатам реализации проекта.
Объект исследования: изучение проблемы использования метода проектов в обучении дошкольников, самостоятельному познанию окружающего мира.
Предмет исследования:использования метода проектов в процессе обучения дошкольников, поддержать в детях интерес к исследовательской деятельности.
Методы исследования:теоретический анализ литературы, беседы, тестирования, педагогический эксперимент, изучение передового педагогического опыта.
Методологической основой являются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретико-методологические положения дают возможность повысить эффективность и результативность познавательной активности дошкольников.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в нашем дошкольном учреждении.
Глава II. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Задачи и организация опытно-педагогической работы по формированию представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в МБДОУ детский сад №77 г. Уфа. В исследовании принимали участие дети старшей группы, воспитатели, родители, заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
Основным методом педагогической оценки сформированности представлений о космосе являются: наблюдение за детьми на НОД, анкетирование.
Задачи опытно-педагогической работы:
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков;
-обеспечение психологического благополучия и развития детей;
-разработать проект и педагогические условия реализации проекта по формированию представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста;
-составить рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ по формированию представлений о космосе, о планетах солнечной системы, о разнообразии небесных тел у детей старшего дошкольного возраста.
На основе программы Н.Рыжовой нами была составлена анкета, направленная на выявление уровня сформированности представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста.
Анкета состоит из 10 вопросов.
1.Из чего состоит Солнечная система? Почему её назвали Солнечной?
2.Сколько планет в Солнечной системе, назовите их.
3.На какой планете мы живем?
4.Что такое космодром? Кто летает в космос?
5.Назовите первого космонавта?
6.Какие небесные тела вы знаете?
7.Что такое Луна, её особенности?
8.Что такое созвездие?
9.Почему происходит смена дня и ночи?
10. Для чего нужно Солнце.
Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы: представления детей о космосе, Солнечной системе, космодроме, профессии космонавта отрывочны.
2.2. Особенности реализации проекта «Космос»
Недостаточный уровень сформированности представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста заключается в следующем:
-программой обучения старших дошкольников не предусмотрена нод по развитию представлений о космосе;
-низкая познавательная активность детей;
-недостаточно уделено внимания организации развивающей среды поданной проблеме. Частично данная проблема раскрывается в программе Н.А.
Рыжовой для дошкольников «Наш дом — природа» в блоке «Солнце». Отсутствуют рекомендации для воспитателей и родителей по формированию у
детей представлений о космосе, недостаточно используется художественная литература.
Выявленные проблемы обусловили необходимость разработки проекта поразвитию представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста вусловиях ДОУ.
Проект — способ организации педагогического процесса, основанный навзаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению
поставленной цели.
Проект «КОСМОС»
Тип проекта: практико-ориентированный, открытый, коллективный.
Длительность: 3 мес.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, старшийвоспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема: Тайны звезд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают
к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но представления о
космосе детей отрывочны, программой обучения старших дошкольников нод
по развитию представлений о космосе не предусмотрены, именно поэтому актуальным является разработка и внедрение проекта «Космос».
Цель проекта: формировать у детей представления о космосе.
Задачи проекта:
- формировать у детей представления о космосе, о планетах Солнечной системы, о разнообразии небесных тел (кометы, спутники, астероиды, метеориты, звезды).
- закреплять представления детей о категории времени, цикличности сезонов
года, о последовательности месяцев (по названиям и порядковым номерам),
частей суток.
- развивать навыки творческого рассказывания;
- развивать мышление, память, внимание, любознательность, познавательную
активность;
- воспитание социально-активной, творческой личности, способной понимать
и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Оборудование и материалы: дидактические игры, карточки, на которых написаны начальные буквы названий планет Солнечной системы; листы бумаги
с изображением Солнечной системы для каждого из детей (планеты и Солнце не раскрашены); настольная лампа; шарики, привязанные на нитки для каждого
из детей; картинки, где допущены ошибки в изображении Солнечной системы;
картинки с изображением арбуза и его семян, картой звездного неба, глобус, скафандрики из плотной бумаги; мячик на резинке, 2 листа ватмана, мелкий речной песок, несколько камней, емкость с песком, фонарик, художественная литература, аудиозаписи, проектор, компьютер, карандаши, пластилин, фольга ифантики от конфет, трубочки для коктейля, цветная бумага, макет космоса, ракеты, обручи.
Методы и приемы: беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, заучивание наизусть, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, конструирование, рисование, лепка, дидактические игры.Условия реализации проекта:
- заинтересованность детей и родителей;
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственнымивчерашними достижениями);
- создание развивающей среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и
сохранение его индивидуальности.
Ожидаемый результат:
- формирование высокого уровня развития представлений о космосе, о планетах
Солнечной системы, о разнообразии небесных тел (кометы, спутники, астероиды, метеориты, звезды) у детей старшего дошкольного возраста;
- сформированность представлений детей о категории времени, цикличности
сезонов года, о последовательности месяцев (по названиям и порядковым номерам), частей суток;
- развитие навыков творческого рассказывания, мышления, памяти, внимания,
любознательности, познавательной активности;
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- воспитание социально-активной, творческой личности, способной понимать и
ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним;
- изготовление руками детей альбомов «Космос» и стенда с коллективными работами детей на тему «Космос»;
- повышение квалификации воспитателя.
Материальное обеспечение проекта: база для реализации проекта — МБДОУ детский сад №77 г.Уфа.
План реализации проекта:
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап Изучение литературы по данной проблеме, выявление проблемы и постановка цели и задач. Принятие задачи, дополнение задач проекта.
II этап Разработка проекта, планирование и организация деятельности. Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.
III этап Реализация проекта. Формирование специфических представлений, умений и навыков.
IV этап Подготовка к презентации. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Контроль реализации проекта. Контроль может осуществляться как органами образования, так и экспертными советами.
Глава III. Реализация проекта по формированию представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста.
3.1. Содержание и методика формирования представлений о космосе.
После установления причин низкого уровня сформированности представлений о космосе нами были предложены наиболее оптимальные пути формирования представлений о космосе детей в ДОУ, был разработан план мероприятий в рамках проекта: система нод, наблюдения, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры. План мероприятий представлен в таблице.
План мероприятий
Виды деятельности Программное содержание Сроки Участники
1. НОД «Солнечная система» Познакомить детей со строением Солнечной системы и сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположение по отношению к Солнцу, некоторых особенностях). сентябрь Воспитатели, дети.
2. Дидактическая игра «Назови планету», подвижная игра «Солнечная система» Закрепить названия планет, развивать внимание, мышление, ловкость, любознательность. сентябрь Воспитатели, дети
3. НОД рисование «Нарисуй планету, которая тебе больше запомнилась» Закрепить названия планет,развивать память, внимание, аккуратность. сентябрь Воспитатели, дети
4. НОД аппликация «Солнечная система» Закрепить названия планет, развивать память, внимание,аккуратность. сентябрь Воспитатели, дети
5. Наблюдение за сменой фаз луны. Познакомить со сменой фаз луны, развивать любознательность, внимание, мышление. сентябрь Воспитатели, дети, родители
6. НОД «Космодром» Расширить представление о космосе, космодроме, профессии космонавта; развивать ориентировку в пространстве и на листе бумаги; развивать художественно-творческое мышление; воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи. сентябрь Воспитатели, дети
7. НОД Лепка «Прилет на Марс» Расширить представление о космосе, развивать художественно-творческое мышление; воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи. сентябрь Воспитатели, дети
8. НОД по развитию речи «Сочиним сказку» Развивать связную речь, пополнить словарный запас, развивать творческое воображение. октябрь Воспитатели, дети, родители
9. НОД «Юрий Гагарин—первый космонавт» Познакомить с первым космонавтом—Ю.Гагариным, закрепить представления о космосе. октябрь Воспитатели, дети
10. НОД «Наблюдение за Луной и рисование увиденного» Закрепить представления о смене фаз Луны, развивать память, внимание, аккуратность. октябрь Воспитатели, дети
11. Игры «Узнай планеты», «Веселый лабиринт» Закрепить название планет, развивать активность, внимание октябрь Воспитатели, дети
12. НОД «Звездное небо» Познакомить с картой звездного неба, побеседовать о Солнце, Вселенной, упражнять в счете, развивать внимание, память. октябрь Воспитатели, дети
13. Изготовление звезд из фольги и фантиков Развивать творческое воображение, внимание, аккуратность октябрь Воспитатели, дети
14. Подвижная игра «Космонавты», «Вокруг Солнца» Развивать активность, внимание, ловкость октябрь Воспитатели, дети
15. НОД рисование «Звездное небо» Развивать память, внимание, аккуратность, любознательность октябрь Воспитатели, дети
16. НОД рисование методом кляксографии «Инопланетные растения и животные» Развивать творческое воображение, внимание, аккуратность, познавательный интерес ноябрь Воспитатели, дети
17. НОД «Небесные тела» Познакомить детей с разнообразием небесных тел (кометы, спутники, астероиды, метеориты, звезды), развивать память, внимание.ноябрь Воспитатели, дети
18. Изготовление поделки «Комета» Развивать творческое воображение, память, внимание, аккуратность. ноябрь Воспитатели, дети
19. НОД «Луна—спутник Земли» Сформировать представление о Луне как о холодном небесном теле шарообразной формы. Учить сравнивать и обобщать. Рассказать о рельефе лунной поверхности и особенностях условий окружающей среды на ней, развивать внимание, мышление, память. ноябрь Воспитатели, дети
20.Сюжетно-ролевая игра «Мы—космонавты» Закрепить представление о профессии космонавта, воспитать познавательный интерес. ноябрь Воспитатели, дети
21. Коллективная работа—аппликация «Космос» Закрепить представления о космосе, развивать творческое воображение, память, внимание, аккуратность, воспитывать чувство ответственности взаимовыручки. ноябрь Воспитатели, дети
К концу проекта у каждого ребенка был оформлен альбом «Космос».
Также на протяжении проекта оформлялся стенд на тему «Космос» с высказываниями детей, с коллективными и индивидуальными работами детей (поделками, аппликациями и рисунками).
В ходе НОД по реализации проекта «Космос» осуществлялись основные виды деятельности детей:
1 .Беседы.
2. Дидактические игры.
3. Подвижные игры.
4. Сюжетно-ролевая игра.
5. Рисование.
6. Аппликация.
7. Сочинение сказок.
8. Наблюдение за сменой фаз Луны.
9. Лепка из пластилина.
10. Экспериментирование.
11. Конструирование.
12. Чтение художественной литературы.
Детей знакомили со строением Солнечной системы, формировали первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении по отношению к Солнцу, некоторых особенностях).
Осуществлялась следующая последовательность проведений НОД: «Солнечная система», «Космодром», «Юрий Гагарин — первый космонавт», «Звездное небо», «Небесные тела», «Луна — спутник Земли».Широко использовались дидактические и подвижные игры. Дидактические игры «Назови планету», «Узнай планеты», «Веселый лабиринт» способствовали закреплению названий планет, развивали любознательность, познавательную активность. Подвижные игры «Космонавты», «Вокруг солнца» способствовали развитию ловкости, физической активности.
Наблюдения, организованные в детском саду, затем были продолжены дома с родителями. Дети познакомились со сменой фаз Луны. Завершающим этапом наблюдений явились зарисовки различных фаз Луны.
Дальнейшие НОД были направлены на расширение представлений о космосе, космодроме и профессии космонавта, способствовали развитию ориентировки в пространстве и на листе бумаги; художественно-творческого мышления.
Интересной была работа над сочинением сказок об инопланетянах. На нод по развитию речи большое значение придавалось развитию каждой стороны речи. В лексике углублялись представления детей о семантике новых слов и словосочетаний, давались задания на подбор синонимов, антонимов. В процессе данной работы пополнился словарный запас детей, развивалась связная речь.
Дети познакомились с первым космонавтом — Ю.Гагариным, с картой звездного неба, с разнообразием небесных тел (кометы, спутники, астероиды, метеориты, звезды).
У детей сформировано представление о Луне как о холодном небесном теле шарообразной формы.
Старшие дошкольники с большим интересом принимали участие в экспериментах и опытах.
Детьми были разучены упражнения для космической зарядки, была проведена тренировка для полета на Луну.
Развитие представлений о космосе осуществлялось как на нод, так и вне их.
Вне нод детям читались рассказы и стихотворения о звездах, космонавтах, загадывались загадки о планетах, Луне, Солнце и др. Дети с родителями проводили наблюдения о смене фаз Луны.
На нод по изо дети рисовали на темы: «Нарисуй планету, которая тебе больше запомнилась», «Звездное небо». Методом кляксографии (с помощью раздувания клякс воздухом через трубочку для коктейля) дети создавали фантазийные образы инопланетных растений и животных. Были проведены аппликации «Солнечная система», коллективная работа «Космос».
Лепка инопланетян способствовала развитию творческого воображения и внимания, также дошкольники с большим желанием и интересом делали звезды из фольги и фантиков.
Была организована сюжетно-ролевая игра «Мы — космонавты», которая продолжалась на протяжении нескольких дней. Дети сделали скафандры, строили ракеты, производили запуск ракет, встретились с марсианами — угощали их «земной» пищей, учили их писать и считать и т.д.
3.2. Особенности реализации проекта в условиях ДОУ
Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения дошкольников, повышения квалификации сотрудников.
Предметно-развивающее образовательное пространство способствует осуществлению комплексного подхода в образовательном процессе.
Эффективность применения проектной технологии зависит от среды, в которой осуществляется проект, особенностей субъектов проекта, функциональных связей между компонентами проекта, условий для эффективного использования проекта и ожидаемых результатов.
На каждом этапе реализации проекта использовались как традиционные (беседа, рисование карандашами), так и нетрадиционные методы (рисование методом кляксографии) обучения.
На каждом этапе реализации проекта широко использовались активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций; имитационные методы, психогимнастические упражнения, которые включались на различных этапах нод. Данные упражнения дают опыт совместной рефлексивной деятельности, снимают напряжение и скованность.
Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.
Работа над реализацией проекта «Космос» в старшей группе способствовала:
- формированию высокого уровня развития представлений о космосе, о планетах Солнечной системы, о разнообразии небесных тел (кометы, спутники, астероиды, метеориты, звезды);
- сформированности представлений детей о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев (по названиям и порядковым номерам), частей суток;
- развитию навыков творческого рассказывания, мышления, памяти, внимания,
любознательности;
- воспитанию социально-активной, творческой личности, способной понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним;
- повышению квалификации воспитателя;
- созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- изготовлены альбом «Космос» и стенд с коллективными работами детей на тему «Космос».
На педагогическом совете ДОУ принято решение о продолжении работы по реализации проекта «Космос» в следующем учебном году.
Заключение
Целью нашего проекта являлось разработка и внедрение проект «Космос», направленного на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космосе.
Изучен педагогический опыт по разработке и внедрению проекта в условиях ДОУ.
Проектный метод — это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоений знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Проектная деятельность способствует: формированию проектного мировоззрения и мышления; развитию творческих способностей и активности педагогов; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; развитию эрудиции и широкого кругозора. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию, затем к партнерству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Проектная деятельность — личностно-ориентированное развивающее обучение. Через осмысление и принятие проблемы проекта ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно-значимая цель работы. А значит, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, продвижение по маршруту в результате рефлексии на всех этапах работы над проектом. В ходе реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные качества.
Таким образом, разработка и внедрение проекта «Космос» способствует формированию высокого уровня развития представлений о космосе, о планетах Солнечной системы, о разнообразии небесных тел (кометы, спутники, астероиды, метеориты, звезды) у детей старшего дошкольного возраста, сформированности представлений детей о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев (по названиям и порядковым номерам), частей суток.Опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность разработанной нами системы нод по проекту «Космос», направленных на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о космосе.
В дальнейшем планируем исследование проблемы в рамках преемственности между ДОУ и школой.