Классный час «Права и обязанности ребёнка»


Классный час «Права и обязанности ребёнка»
Наш классный час мне хотелось бы начать строками из стихотворения:Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едваОн имеет право жить, развиваться и дружить;Иметь уютный, теплый домВидеть тихий мирный сон.Врачей помощь получать,Обучаться, отдыхать,Быть весёлым и здоровым,Восхищаться чем-то новымИ любить и быть любимОн на свете не один!
О чём пойдёт речь сегодня на классном часе?
Все права и обязанности зап исаны в Конституции РФ. Но есть ещё один документ, который называется Конвенция о правах ребёнка. Что же такое Конвенция?
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Зачем была нужна Конвенция?
Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.
Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.
Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.
Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.
Именно это служило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Чтение стихотворений учащимися.
Статья 1.Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
2. Право на жизнь.Статья 6.Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.Будь ты слабым или сильным , 
Белым, черным все равно 
Ты родился быть счастливым 
Это право всем дано. 
«Я расту на радость маме,Но приходится признать,Чтоб я вырос лучшим сыном,Как мне много нужно дать!»
 
3. Право на имяСтатья 7.Право на имя
Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства,а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
«Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки -Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,Пользуются с первых дней правами своими –Ведь с пеленок человек получает ИМЯ!»
 
4. Право на сохранение своей индивидуальностиСтатья 8. Право на сохранение своей индивидуальностиВключая имя и семейные связи.« Если дочка не упряма,Если папа не сердит,Если бабушка на маму,Исподлобья не глядит,Если добрые слова,Слышишь с самого утра,Значит папа, мама, я –КТО? – ХОРОШАЯ СЕМЬЯ!»
 
5. Право на здравоохранение и медицинское обслуживание.Статья 24-27.Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание.
Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,нравственного и социального развития ребенка.« Человек на свет не может без помощи родиться,Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться.Чтоб ребенка защитить и воспитатьСамых лучших специалистов требуется назначать
 
6. Право на бесплатное образование. Статья 28-29.
Ребенок имеет право на бесплатное образование
Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,нравственного и социального развития ребенка.
«Заходите в 1 класс, не шагайте мимоМы всему научим вас, что необходимо 
7. Право на отдых и досугСтатья 31. Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг «Бабушка не прыгает, дедушка не скачет.Это для Конвенции ничего не значит.Положено ребенку расти, шуметь, играть.И права этого никто не может отобрать.»  8. Право на защитуСтатья 19. Ребенок имеет право на защиту от физического ипсихологического насилия «Знайте, что бить, обижать и неволитьРебенка закон никому не позволит.ДЕТИ – не куклы, любой КарабасБудет серьёзно наказан у нас!
Я росточком не доволен 
И пока не так силен, 
Но не смей мне делать больно 
Есть у нас такой закон. 
9. Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность завоспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.
«Вы, запомните, ребята,Что ни дед и не сосед,Только МАМА,Только ПАПА –они за вас несут ответ.»Сценка «Чужой телефон».
Выходят две девочки с портфелями – Ира и Оля.
Ира: Ты не пойдешь на физкультуру?
Оля: Нет, я освобождена. (Ира уходит, Оля начинает рисовать.)
Оля: Ой, мне нужен ластик, а у меня его нет. А возьму –ка я ластик у Иры, ведь ей он сейчас все равно не нужен! ( Оля начинает искать ластик в портфеле, находит сотовый телефон, рассматривает его. Вэто время входит Ира).Ира: Почему ты открыла мой портфель и играешь моим телефоном?
Оля: А что такого, я же ничего не украла, только взяла посмотреть. Разве нельзя?
- На первый взгляд, казалось бы, обычное дело – всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята?
Высказывания детей.
- Это право называется правом собственности, т.е. каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет право по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
 
Игра «Разрешается – запрещается»Куда пойдем мы в воскресенье:На каток или в кино.Вот семья вопрос решаетВыбрать мнение одно. 
1. Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенкаСтрого (запрещается)
3. С мамой дети должны жить,Не грустить и не тужить –Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают,Мать с ребенком разлучают.Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться,Если заболел – лечиться,Это – (разрешается).
6. Много трудится ребенок,Мало у него силенок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работаКонечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить,с разными детьми дружить –Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину,Перед сильным преклоняется.Быть рабом у господинаСтрого (запрещается).
Ребята, а вы любите сказки?
«Золушка».
Кто был главным героем?
Вы любите сказки?
Сказка «Золушка»
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Ответ: неприкосновенность жилища.
Какое еще право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»?
Ответ: право на жизнь.
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Песня «Учат в школе».
Как права ребятам знать, интеллект свой повышать (учат в школе)
И законы уважать, малышей не обижать (учат в школе)
На учёбы есть права и на отдых есть права  (учат в школе)
На заботу есть права, на работу есть права  (учат в школе)
Свод законов есть большой, вместе мы его с тобой (учим в школе)
Чтоб сумел их применять, сам себя ты защищать (учат в школе)
Чтение стихотворений "Наши права".
В своих правах мы все равны: И взрослые и дети. Все расы, веры, языки –  Все люди на планете.
Мальчишки и девчонки,  И мы вместе с ними С рождения имеют право на имя.
На любовь имеют право Все ребята на Земле, На заботу и на ласку, Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никто Заходить не может. Ваши вещи и добро Брать не может тоже.
Сохранить своё здоровье –  Право есть у нас такое. Заболеть, когда случиться –  Каждый вправе полечиться.
Если вдруг захочет кто-то Запретить ходить вам в школу, Знайте сразу – он не прав –  Не дано таких им прав.
Никто не может вас пытать, Делать больно, обижать. Вы запомните одно – Бить людей запрещено.
Имею я право нормально питаться,  Учиться, лечиться и развлекаться. Расти в своём доме, в полной семье, А не на уличной мёрзнуть скамье.
К ребёнку нельзя относиться небрежно, А только с любовь, заботой и нежно. Ребёнка нельзя как товар продавать, И от учёбы его отрывать.
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
О правах своих послушал И запомни крепко их. Только знай, что очень нужно Уважать права других.
Этих прав лишить не может Вас никто и никогда. Право каждое поможет Быть счастливым вам всегда!
Вы познакомились со своими правами, но есть обязанности.
Сценка «Однажды….»
Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –  Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама.
Мама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка.
Но только должен ты узнать –  Права у всех равны.
Работа  в группе. Проблемный вопрос
-Правильно ли Серёжа понимает свои права? Дать совет Серёже, как правильно себя вести.
Итоги. Какие же права есть у детей?
А обязанности?
Награждение победителей.
Песня.
Памятка для учащихся.
У меня есть:
Право на имя, отчество и фамилию;
Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
Право на заботу и воспитание;
Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
Право на защиту и воспитание;
Право выражать свое мнение;
Право на уважение человеческого достоинства;
Право на защиту своих прав и законных интересов;
Право на личное имущество, на получения содержания от родителей.