Презентация Инновационные педагогические технологии. Игровые технологии


Игровые технологии Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Цели игры: Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности;Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;Игра способствует большей вовлеченности обучаемых; Цели игры: Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах;Игра формирует установки профессиональной деятельности. преодолеваются стереотипы, корректируются самооценка;В игре проявляется вся личность;Игра позволяет осмыслить полученные результаты. Игра подразделяется по игровой методике следующим образом: Предметная;Сюжетная;Ролевая;Деловая;Имитационная Ролевая игра Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации Сценарий ролевой игры – сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участниками увидеть и понять «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения. Проигрывание определенной сценарием роли, отождествляет с ней помогает обучающемуся: Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях;Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях. Организация учебного процесса на основе ролевой игры I этап - сценарий ролевой игры;II этап - проведение игры как таковой;III этап - подведение итогов игры. Сценарий ролевой игрыСуществуют различные модификации ролевых игр. Основные факторы: Конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом аспекте;Степень зрелости студентов и их готовность к подобной работе; Временные ресурсы;Уровень компетентности преподавателя и его опыт использования интерактивных методов обучения. Проведение игры Преподаватель (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем;В ходе игры происходит «проживание»участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении;Цель – достичь компромисса, не жертвуя основными принципами;Для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники. Характеристики РИ Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему;Наличие ролей;Различие целей участников игры, исполняющих разные роли;Взаимодействие ролей;Наличие общей цели у всего игрового коллектива;Многоальтернативность Способы распределения ролей Возможны два варианта:1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями;2)Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации. Подведение итогов игры Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры;Далее идет анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь»в их адрес от других членов группы. Подведение итогов игры Завершается обсуждение сопоставлением проигранной ситуации с реальными событиями, поиском аналогий из жизни самих студентов и планированием дальнейшей деятельности.Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок и изменений в игру, участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения. Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делаютпервый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется преподавателем, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех. Деловые игры - это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения. Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников. Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей. Способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых. Виды деловых игр В зависимости от целевой направленности могут быть:Производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы; Виды деловых игр Исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;Квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия;Дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки. Признаки деловой игры По целенаправленности- учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная;По форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием(установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой); Признаки деловой игры По динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом;По способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий техсредств оргтехники; Признаки деловой игры По скорости игрового времени- с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени;По типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;По конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом. Характеристики деловой игры Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений;Распределение ролей между участниками игры;Наличие общей цели у всего игрового коллектива;Коллективная выработка решений участниками игры;Реализация цепочки решений в игровом процессе;Многоальтернативность решений;Наличие управляемого эмоционального напряжения. Преимущества деловых игр Повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;Обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых; Преимущества деловых игр Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;Растет самооценка обучаемых, а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной;Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации; Подготовка к разработке и описанию деловой игры Источники деловой игры;Состав и количество участников игры;Регламент деловой игры;Сценарий деловой игры или ее блок-структура;Система оценивания результатов деловой игры;Вспомогательный материал;Организация пространственной среды. Порядок проведения деловой игры Введение в игру;Разделение слушателей на группы;Погружение в игру;Изучение и системный анализ ситуации или проблемы;Игровой процесс;Общая дискуссия и пленум;Подведение итогов игры;Рефлексия;«Выгружение из игры». Спасибо за внимание