Технологическая карта урока по окружающему миру «Дыхательная система и ее роль в жизни человека» (4 класс)

Технологическая карта урока
Тема урока: «Дыхательная система и ее роль в жизни человека».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.
Предмет, класс: окружающий мир, 4 класс
УМК: перспективная начальная школа
Цели урока:
образовательная: дать представление о дыхательной системе, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции;
развивающие: закреплять знания о гигиене дыхания.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: компьютер, экран, карточки для практического опыта, учебник: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трофимов С.А. Окружающий мир 4 класс. Ч.2; тетрадь на печатной основе: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трофимов С.А., Кудрова Л.Г. Тетрадь для самостоятельной работы № 2.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)

(Звучит плач ребенка, СЛАЙД 2- ребенок в пеленке)
- Как вы думаете, почему, когда рождается ребенок он начинает плакать?
- За счет какого органа появляется звук?
- Вы уже знакомились с организмом человека, поднимите руку кто хотел бы узнать что-то новое?
- Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по организму человека.


- ребенок начинает плакать, потому что открываются легкие.



Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
2) умение выявлять сущность, особенности объектов;
3)умение отобрать информацию, которая пригодится для решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
Личностные УУД:
1) умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2)умение бережно относиться к своему организму.
Предметные
1)познакомиться с дыхательной системой человека;
2)умение устанавливать связь между своими ощущениями и теми органами дыхания, которые их обеспечивают;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (4-5 мин)

– Как вы думаете, относится ли человек к живой природе?
- Докажите.
- Давайте уточним, что же необходимо для жизни человека?
СЛАЙД 3
- Как вы думаете, сколько времени человек может находится без пищи?
- Без сна?
- Без воды?
- А без воздуха?
Практическая работа
- Давайте проверим. Сейчас я засеку время, а вы закроете рот, зажмете нос и не дышите. Если будет тяжело, и не хватать воздуха, то вы нос откройте и дышите. По моей команде сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Приготовьтесь, начали.
- Что почувствовали?
-Какой вывод можно сделать?





- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока?
СЛАЙД 4
Тема: Дыхательная система и ее роль в жизни человека
- А зачем нам нужно знать о системе дыхания?

- Исходя из темы урока, используя опорные слова, поставьте цель.
(на доске слова:
Познакомиться.
Исследовать

Пронаблюдать

- Какова же цель урока?
СЛАЙД 4 анимация 2
- А зачем нам знать о дыхательной системе?



- Питаются, дышат, растут, размножаются, реагируют на внешнюю среду
-пища, сон, вода, воздух
- до одного месяца

-3-5 суток
- не более 3-х суток
- 2-3 мин.
- зажимают нос, закрывают рот и задерживают дыхание.





- не хватает воздуха, тяжело не дышать
Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут


Тема: Дыхательная система и ее роль в жизни человека



-чтобы правильно дышать, чтобы беречь легкие

ЦЕЛЬ: Изучить дыхательную систему человека
С дыхательной системой
Каким образом устроена дыхательная система.
Значение дыхательной системы для человека.
Цель: Изучить дыхательную систему человека
-чтобы правильно использовать органы дыхания, не навредить им.
Познавательные УУД:
1) умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
2) умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) Применять знания о своём организме в жизни
4)умение на основе анализа объектов делать выводы;
5)умение обобщать и классифицировать по признакам;
6)умение отобрать информацию, которая пригодится для решения проблемы.

Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения
Регулятивные УУД:
1)умение учиться определять цель деятельности на уроке и составлять план действий;
2)умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3)умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
1) Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему 2)умение бережно относиться к своему организму. 3) Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
Предметные
1)умение ставить опыты с помощью учителя;
2)познакомиться с дыхательной системой человека;



3.Выявление места и причины затруднения
-А кто может объяснить, для чего мы дышим?




- А кто знает, какие органы человека участвуют в процессе дыхания?
- Это еще не все органы, которые участвуют в процессе дыхания, поднимите руку, кто хотел бы это узнать?

-человек дышит для того, чтобы насытить клетки организма кислородом и удалить из него углекислый газ
-нос, легкие, рот
Познавательные УУД:
1) умение выявлять сущность, особенности объектов;
2)умение на основе анализа делать выводы;
3)умение отобрать информацию, которая пригодится для решения проблемы. Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные УУД:
1) умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2)умение бережно относиться к своему организму.
3) Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Предметные
1)познакомиться с органами дыхания человека;

4. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин)

- Давайте составим план урока
(на доске появляется план)
План:
Строение дыхательной системы
Органы дыхания и их функции
Процесс дыхания, и его значение в жизни человека
Гигиена дыхания.

- составляют план урока
Регулятивные УУД:
1)умение составлять план действий совместно с учителем;
2)умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;


5. Реализация построенного проекта (5-8 мин)

- Скажите, где мы можем взять информацию о строении дыхательной системы?

- Что из всего перечисленного на данный момент является доступным?
- Откройте учебник на с. 30
-Рассмотрите иллюстрацию, назовите органы дыхания.
- Все эти органы дыхания входят в дыхательную систему
СЛАЙД 5
- У меня на слайде такой же рисунок, как и у вас в учебнике.
- Давайте проследим путь, который проходит воздух.
- куда сначала попадает воздух?
- какую функцию выполняет нос?
- давайте сделаем вдох носом.
- Что почувствовали?
- Куда пошел воздух?
- ГОРТАНЬ – дыхательное горло.
- После гортани, куда проходит воздух?
- Найдите и прочитайте в учебнике, что такое трахея.
- Верно, это небольшая трубка из хрящевых полуколец.
Потрогайте ее.
-куда дальше попадает воздух?
- Прочитайте, что такое бронхи.
- Вдохните еще раз.
- Как вы думаете, куда дальше попадает воздух?
- Что происходит в легких?


- Что такое альвеолы? Кто может рассказать о своих представлениях? Прочитайте в учебнике.
- А я представляю альвеолы в виде мыльных пузырей (раздуваю мыльные пузыри)
- Вы знаете, что помогает делать вдох и выдох интересная мышца, которая имеет форму купола. Она находится под легкими и работает вместе с легкими и, может кто-то знает, как она называется?
- Какую функцию выполняют эти органы дыхания? (глотка, гортань, трахея, бронхи)
- Вернемся к нашему плану. Какой из пунктов мы рассмотрели?

- Как вы думаете, сколько вдохов в минуту должен делать здоровый человек?
Практический опыт
- У вас на столе лежит карточка с табличкой, посмотрите на нее, дальше я засекаю время, а вы по моей команде, начнете считать, сколько вдохов вы сделаете за 1 минуту, считаем только вдохи, и количество вдохов запишем в таблице. Приготовились начали.
Условия
Частота дыхания. (Число вдохов в минуту)

Сижу спокойно


После физ. нагрузки


- Запишите количество вдохов в строчке «сижу спокойно»
- А теперь проверим, сколько вдохов вы можете сделать после физической нагрузки.
- Сделай 15 приседаний. Теперь посчитайте число вдохов.
- Занесите результаты в табличку и сравните их.
- Сделайте вывод.





- Поднимите руку, кто сделал 14 вдохов в минуту? 14 вдохов в минуту - замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди.
- Поднимите руку, кто сделал от 14 до 18 вдохов в минуту. Тоже неплохой результат. Считается, что от 14 до 18 вдохов в минуту дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Поднимите руку, кто сделал более 18 вдохов в минуту - это уже серьезный повод для беспокойства.
- А кто знает, как правильно нужно дышать через нос или через рот?
Дополняю ответы учащихся
- Путь воздуха от носа до легких длиннее и мы уже с вами говорили, что когда воздух идет через нос, гортань, трахею - он согревается. А если мы будем дышать ртом, то быстрее заболеем, а во вторых установлено, что в носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов. В легкие воздух поступает практически чистым.

-из интернета, спросить у другого человека, книги, использовать эталон
-эталон, учебник


- называют органы дыхания








-нос
-увлажнение, согревание, очищение
- ответы детей
- в гортань

- В трахею
- Ответы




- Бронхи
- Ответы детей

- в легкие

- в легких происходит обмен кислорода и углекислого газа.
-ответы детей.








- Диафрагма
- проводят воздух к легким

- Строение дыхательной системы и Органы дыхания и их функции
- ответы детей


- выполняют вдохи и считают их количество




















Вывод: Частота дыхания увеличивается при увеличении физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем больше кислорода требуется организму человека, чтобы снабдить работающие мышцы.











- ответы детей
Познавательные УУД
1) Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (эталон, учебник, тетрадь).
2) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
3) Применять знания о своём организме в жизни.
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД
1) Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
2) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
3) Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Регулятивные УУД
1) Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Личностные результаты:
1) В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2) Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3) умение бережно относиться к своему организму.
Предметные
1)умение исследовать органы дыхания с помощью учителя;
2)умение устанавливать связь между своими ощущениями и органами дыхания.
3)умение ставить опыты с помощью учителя;



Физминутка (2 мин.)
-Очень важно уметь правильно дышать.
Большое значение дыханию отводят йоги, кто слышал, кто это такие? Они разработали целую систему дыхательной гимнастики.
Я предлагаю вам выполнить упражнения
1 упр.
Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом.
Выполняя упр. следует настраивать себя так:
вдыхаем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение)
выдыхаем все плохое (злость, зависть, гнев)
2упр.
на счет 1-4 - глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме),
на счет 5 - задержать дыхание,
на счет 5-10 - плавно выдохнуть через рот.
Это упр. Помогает, когда ты чем-то расстроен, или тревожишься.
- На какой пункт плана мы ответили?























- значение процесса дыхания
Личностные УУД:
1) умение бережно относиться к своему организму.


6. Первичное закрепление и самостоятельная работа с проговариванием во внутренней речи (4-5 мин)

- А теперь поработаем в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группе.
-У вас на столах лежит кроссворд. Разгадав который, по вертикали вы получите ключевое слово. Поднимите руку, кто умеет отгадывать?
- Если что-то забыли к чему можно обратиться?
1. Процесс поступления воздуха в лёгкие (вдох)
2. Процесс, обратный вдоху. (выдох)
3. Трубка из плотных хрящевых колец (трахея)
4. Верхняя часть дыхательного горла (гортань)
5. Куда попадает воздух, в первую очередь? (нос)
6. Яд, попадающий в кровь при курении (никотин)
7. Главный орган дыхательной системы (легкие)
СЛАЙД 6
- Давайте проверим, что у вас получилось. По вертикали прочитайте слово, которое получилось: Как называется процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа?
- проверьте по эталону, все ли правильно вы выполнили. - Поднимите руку у кого нет ошибок. Поставьте себе «+» в карточке.
- Поднимите руку у кого есть ошибки. Поставьте знак «?» в карточке, значит, вам есть над чем поработать.
- Молодцы.
- А теперь, закройте учебники и откройте тетради на с.15- подпишите указанные части дыхательной системы.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и по учебнику проверьте – верно ли вы подписали названия органов.
- Поставьте «+»- если задание выполнено без ошибок.
- Поставьте знак «?» - если есть ошибки.

- называют правила




-к учебнику

- разгадывают кроссворд















- дыхание









-выполняют самостоятельную работу
Личностные результаты:
1) В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2) умение делать самооценку своей деятельности
Познавательные УУД
1) Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (учебник, словари)
2) Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (кроссворд, учебник, иллюстрация).
3)Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.
4) Применять знания о своём организме в жизни.
Регулятивные УУД
1) Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Коммуникативные УУД
1) Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
2) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Предметные
1) применять полученные знания на практике




Умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.




7. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)

- Знания, которые вы получили сегодня на уроке, где вам могут пригодиться в жизни?
- Что может негативно повлиять на дыхательную систему человека?


- Как можно позаботиться о своих легких?

- Какой пункт плана рассмотрели?
- Дома составьте памятку «Гигиена дыхания»
- Давайте вернемся к плану. Все ли пункты плана мы выполнили?

- ответы детей

- вредные привычки - никотин, загрязненный воздух, ядовитые газы, микробы.
- не курить, проветривать комнату, заниматься спортом
- Гигиена дыхания.

- Все
Познавательные УУД
1) Применять знания о своём организме в жизни.
2)умение на основе анализа своей деятельности делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Регулятивные УУД
1) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2) Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Личностные УУД:
1) умение бережно относиться к своему организму.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин)

- С чего мы начали урок?
- Что же открылось у ребенка?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью метода «5 пальцев»
СЛАЙД 7
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Чего я сегодня достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было моё преобладающее настроение?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
(Оцениваю каждого работающего ученика)

- легкие
- ответы детей




- оценивают свою работу по методу «5 пальцев».
Регулятивные УУД
1) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2) Умение обобщать полученные знания на уроке

10. Д/З. (по желанию)
СЛАЙД 8
Составить памятку «Гигиена здоровья» (по желанию)
Прочитать материал в учебнике на с. 29-31.
Выполнить задание в тетради на печатной основе с.16 № 29.




15