Ваничкина М.А. Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Ваничкина Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова

Организация проектной деятельности учащихся
на уроках русского языка и литературы.

Целью использования проектных технологий на уроке является организация разноуровневого и дифференцированного обучения, воспитание исследовательской культуры учащегося, формирование коммуникативных, языковых, культурологических компетенций, а также выработка навыков взаимодействия в больших и малых группах.
О внеурочных долгосрочных проектах мы все слышали и читали. Но как организовать проектное исследование на уроке? Какое место в композиции урока следует ему отвести? Какие типы проектов логичнее всего использовать? Как сформулировать тему урока-исследования? Все эти вопросы встают перед педагогом, решившим организовать урок-проект. Ответ на них заключается в понимании того, что для учителя проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее выработать ключевые компетенции. Используя на уроке разные типы проектов, необходимо отталкиваться от темы и цели учебного занятия. Некоторые учебные темы основываются на проекте с начала и до конца, другие предполагают обращение к проекту в качестве завязки или кульминации, иногда он необходим на одном этапе изучения темы.
Чаще всего на своих уроках педагог обращается к информационным проектам. Они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается, что участник проекта знакомится с этой информацией, анализирует её и обобщает факты.
Научиться выдвигать гипотезы, разрабатывать пути решения проблем, обсуждать полученные результаты, делать выводы и защищать свою точку зрения учащиеся могут на уроке, где организован исследовательский проект, в основе которого всегда стоит проблемный вопрос.
Урок, на котором организована проектно-исследовательская деятельность, позволяет отойти от шаблонов, сделать обучение увлекательным процессом, в котором каждый ученик вследствие возможности провести скрытую дифференциацию найдёт своё место в общем коллективном исследовании.
На таком уроке учащимся предоставляется свобода организации коллективной деятельности, возможность принятия самостоятельных решений, создаётся ситуация успеха, это может стать фактором повышения качества обучения.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15