Организация здоровьесберегающей среды на уроках математики в коррекционной школе VIII вида


Организация здоровьесберегающей среды на уроках математики в коррекционной школе VIII вида
В условиях современной социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Это свидетельствует о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Особенно актуальна данная проблема для обучающихся с ОВЗ. Одной из главных задач специальной школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Нужно отметить, что задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье детей на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не возможной без достаточного уровня здоровья. Решение этой задачи, прежде всего, связано с применением здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Включает приёмы, методы, способы решения образовательных задач, методику воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой образовательного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий способствует:
- созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке, придающей и вселяющей уверенность в своих силах;
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сбережению и укреплению физического здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Прежде всего, это правильная организация урока, которая даёт возможность поддерживать высокую работоспособность и предупреждать утомления.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся.
Психолого-педагогические технологии. В первую очередь использование игровых технологий, нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и др.), занимательных задач и увлекательных заданий, интерактивных обучающих программ и др.
Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимают технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают индивидуальность ученика, способствуют раскрытию его возможностей, позволяют любому ученику проявлять самостоятельность. Личностно-ориентированные технологии предполагают использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности, индивидуальный темп работы.
Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока. Остро реагируют на неудачи (Григорьев А., Канунников Н., Пащенко А., Медведев М., Еськова А. и др.), отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности – разнообразными: опрос обучающихся, работа с тетрадью (письмо), работа с учебником (чтение), слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач и примеров и др. Рекомендуемая норма – 4-7 видов за урок. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трёх, чередование – не позже чем через 10-15 минут.
Не всем обучающимся легко даётся математика. С первых минут урока стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Использую стихотворные строчки.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока математики в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Использую проведение физкультминуток:
Физкультминутки под музыку.
Упражнения, корректирующие осанку с речевым сопровождением:
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»
Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе. Следует проводить на уроках письма, математики, рисовании, трудового обучения. Хорошо проводить с хоровым проговариванием. Например:
«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.»«Идёт по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!»
«Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший1 мы похлопаем в ладоши!»
«Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.»«Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
Каждый хочет победить и награду получить.»«Как у нашего у Саввы во дворе забор дырявый:Раз дыра, два дыра, три дыра, четыре дыра.»«Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я: вот и вся моя семья.»Дыхательная гимнастика.
Вдох пауза выдох
4 сек. 2 сек. 4 сек.
5 сек. 2 сек. 4 сек.
6 сек. 2 сек. 4 сек.
Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.
Пение звуков.
Этот метод заключается в использовании энергии полного дыхания. Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом – это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звуки. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь – она должна двигаться. Автор этой методики – австрийский учёный, профессор Б.М.Лессер-Лазарко.
Звук А – снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть лёгких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему «трёх обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
Звук О – звук глубокой гармонии, состояния равновесия.
Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
Аутогенные тренировки (упражнения на расслабление мышц и зажимов).
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становиться свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).
Гимнастика для глаз
- рисование глазами каких-либо фигур (слева-направо и наоборот);
- глазами написать число, месяц, год рождения;
- « Посмотри в ладошки, посмотри в окошко»;
- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.
Для того, чтобы научить детей заботится о своём здоровье, важно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах». В процессе решения таких задач, обучающиеся не только усваивают общий способ выполнения действий, но и обдумывают результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет обучающимся осознать ценность здоровья. Например:
«В улыбке участвуют 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?»
Учитель самостоятельно может составить подобные задачи и использовать их для эффективной реализации основных идей развивающего обучения. Как показывает практика, использование на уроках валеологических задач имеет оздоровительный эффект не только для обучающихся, но и для учителей. Подбирая или составляя задания, учитель обогащает свой опыт, валеологическую культуру и знания, развивает творческую активность.
Для обучающихся коррекционной школы особую важность имеет спокойное завершение урока. Дети имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать их работу на уроке, разобрать задание на дом.
Следующим моментом организации здоровьесберегающей среды на уроках математики служит применение упражнений на релаксацию. Это способствует стабилизации психоэмоционального состояния обучающихся в течение всего урока. Например, игра «Роняем руки» позволяет расслабить мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд, снимая напряжение в спине, шее, плечах. Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредовано воздействовать на весь организм.
Организация учебной деятельности с позиций здоровьесбережения оказалась достаточно результативной и позволила повысить успешность школьников, уровень их удовлетворённости своей деятельностью на уроке, в тоже время снизить уровень проявления агрессивности и тревожности обучающихся с ОВЗ.
Областное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 3 г. Курска
«Организация здоровьесберегающей среды на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»
(Выступление на заседании МО учителей начальных классов)
Учитель высшей категории:
Шутенко Т. С.
2015 г.