Рабочая программа по литературному чтению (УМК ПНШ 4 класс)


I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Ставропольскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783) 
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2010 г. №373
Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана МКОУ « СОШ № 9» на 2015-2016 учебный год.
Примерной (М.: «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской «Литературное чтение» («Программы четырехлетней начальной школы», М. Академкнига/Учебник, 2013 г.)
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
развитие умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
формирование умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
формирование умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
формирование умения ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование самоконтроль, самооценка и др.).
На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

1.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
-понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
-этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
-самостоятельно находить ключевые слова;
-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
-формулировать основную мысль текста;
-составлять простой и сложный план текста;
-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
-видеть языковые средства, использованные автором
В результате освоения курса «Литературное чтение» учащиеся должны знать/понимать:
содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.
В результате освоения курса «Литературное чтение» учащиеся должны уметь:
читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельного выбора книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
работы с разными источниками информации.
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Текущий контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется в виде устных опросов учащихся, тестовых заданий, самостоятельных и творческих работ.
В конце учебного года проводится контрольный срез знаний.
Проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям : беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
Для реализации программного содержания используются.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
Чуракова Н.А., Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнга/.
2. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Чуракова Н.А., Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнига
2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия - М.: Академкнига
4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе ПНШ
Автор- Н.А. Чуракова ( в год -105ч, в неделю - 3 часа)
№ п/п Дата Тема урока Оборудование Виды деятельности
обучающихся
Формы контроля Требования к уровню подготовки
обучающихся по ФГОС (УУД)
Раздел 1. Законы волшебной сказки (12 ч.)
1
сентябрь
3.09 Как люди в древности представляли себе окружающий мир
Древнегреческое сказание «Персей» учебник, рабочая тетрадь
учебник, рабочая тетрадь, карта «Древние государства мира», выставка книг по теме, репродукции картин, тексты мифа с ошибками для задания «Найди ошибки», изображения богов, атрибуты муз и Аполлона (рисунки) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек-
ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Личностные УУД:
знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства
Регулятивные УУД:
коллективное выстраивание учебно-познавательной деятельности с целью достижения поставленных на урок задач
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные УУД:
выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание)
Предметные УУД:
различать основные малые жанры фольклора: сказку о животных, волшебную сказку, отличать народные произведения от авторских;
2 4.09 Древнегреческое сказание «Персей»
Поход в Музейный Дом. Отражение древних представлений о красоте и мире в трёхчастной композиции: икона, посвящённая поединку Георгия со змеем; икона «Христос спускается в ад» 3 8.09 Древние представления о животных-прародителях учебник, рабочая тетрадь, изображение древних прародителей, индивидуальные задания 4 10.09 Особенности героя волшебной сказки учебник, рабочая тетрадь, выставка книг-сборников сказок, иллюстрации учащихся к сказке 5 11.09 Русская народная волшебная сказка «Сивка-бурка» (в сокращении) учебник, рабочая тетрадь, иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа, иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями 6 15.09 Русская народная волшебная сказка «Сивка-бурка» 7 17.09 Русская народная волшебная сказка «Крошечка-Хаврошечка» учебник, рабочая тетрадь, иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа, иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями 8 18.09 Русская народная волшебная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» учебник, рабочая тетрадь, иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа, иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями 9 22.09 Русская народная волшебная сказка «Гуси- лебеди» учебник, рабочая тетрадь, иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа, иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями 10 24.09 Вн. чт.Русская народная сказка «Морозко» учебник, рабочая тетрадь, иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа, иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями 11 25.09 Русская народная волшебная сказка «Иван- царевич и серый волк» учебник, рабочая тетрадь, иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа, иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями 12 29.09 Башкирская народная волшебная сказка «Алтын-сака – золотая бабка» учебник, рабочая тетрадь, иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа, иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями Раздел 2. Произведения, основанные на фольклоре (17 ч.)
13 октябрь
1.10 Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ознакомительное чтение учебник, рабочая тетрадь, художественный фильм “Илья Муромец и Соловей-разбойник” (отрывок), репродукции картин В. М. Васнецова, подборка иллюстраций художника Н. Воробьева к былинам, дифференцируемые задания Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек-
ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Личностные УУД:
основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан
Регулятивные УУД:
управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения
Коммуникативные УУД:
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
Познавательные УУД:
на материале фольклорных текстов познание элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей)
Предметные УУД:
распознавать особенности построения фольклорных и авторских произведений
14 2.10 Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» анализ былины 15 6.10 Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» окончание в прозаическом пересказе И. Карнауховой 16 8.10 Отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор» (1-3 части) учебник, рабочая тетрадь, картина «Три богатыря», карточки с архаизмами из былины, рисунки богатыря и сказителя, музыкальной инструмент гусли
17 9.10 Отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор» (4-5) 18 13.10 Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатырь»
Вн. чт Былины.
. учебник, рабочая тетрадь 19 15.10 Былина «Садко» (отрывок) учебник, рабочая тетрадь, художественных фильмов “Садко”.
20 16.10 Былина «Садко»
Поход в Музейный Дом. Н. Рерих «Заморские гости» 21 20.10 Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении) сравнение двух миров учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя, художественные книги Г. Х. Андерсена, иллюстрации к сказке 22 22.10 Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении) испытания героини сказки 23 23.10 Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении) волшебная сила «любовь» 24 27.10 Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
учебник, рабочая тетрадь, презентация «Андерсен и его сказки», портрет писателя, карточки для работы в парах 25 29.10 Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении) «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка» учебник, рабочая тетрадь, фрагменты мультипликационного фильма «Снежная королева», индивидуальные и групповые задания
26 30.10 Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении) История четвертая. «Цветник женщины, которая умела колдовать. «История четвертая. Принц и принцесса» 27 ноябрь
10.11 Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении) «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка» 28 12.11 Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом» 29 13.11 Отличие авторской сказки от народной.
учебник, рабочая тетрадь, тексты авторских и русских народных сказок Раздел 3. Красота природы и человека в поэзии и живописи (14 ч.)
30 17.11 Вн. чт. Выражение любви к природе (Э. Дикинсон «Как мало у травы забот», К. Бальмонт «Трудно фее», А. Фет «О первый ландыш!», С. Маршак «Ландыш» (наизусть по выбору)учебник, рабочая тетрадь
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек-
ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Личностные УУД:
ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им
Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя
Коммуникативные УУД:
овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя)
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Предметные УУД:
понимание слияния, единства между природой и человеком
31 19.11 В. Жуковский "Славянка" (отрывок)
Поход в Музейный Дом И.Левитан «Тихая обитель» учебник, рабочая тетрадь, репродукции И.Левитан «Тихая обитель» и «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»
32 20.11 В. Жуковский "Весеннее чувство» наизусть
Поход в Музейный Дом И.Левитан «Тихая обитель» и «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» 33 24.11 Д. Самойлов "Красная осень"
наизусть учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись музыки П.Чайковского «Четыре времени года. Осень», репродукции картин на тему осень 34 26.11 Н. Заболоцкий "Сентябрь"
Поход в Музейный Дом М. Врубель «Жемчужина» учебник, рабочая тетрадь, портрет поэта, репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»
35 27.11 Н. Заболоцкий «Оттепель»наизусть36 декабрь
1.12 Иван Бунин "Нет солнца, но светлы пруды", "Детство" наизусть учебник, рабочая тетрадь 37 3.12 В. Набоков "Обида учебник, рабочая тетрадь, поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наем гувернантки» 38 4.12 В. Набоков "Обида"
Поход в Музейный Дом Э. Шанкс «Наём гувернантки» 39 8.12 Владимир Набоков "Грибы", "Мой друг, я искренне жалею...". Приём контраста наизусть по выбору учебник, рабочая тетрадь, задания для групповой работы 40 10.12 Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
Поход в Музейный Дом С. Лучишкин «Шар улетел» учебник, рабочая тетрадь, репродукция картины С. Лучишкина «Шар улетел» 41 11.12 И. Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото!»
Биография И. Пивоваровой
Вн. чт. И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса»
учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя, репродукция картины В. Ватенина «Голуби в небе» 42 15.12 Б. Сергуненков «Конь мотылёк» учебник, рабочая тетрадь,
43 17.12 В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»
Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»
Поход в Музейный Дом В. Ватенин «Голуби в небе» учебник, рабочая тетрадь,
презентация о творчестве И. Пивоваровой Раздел 4. Наши сверстники, жившие задолго до нас (15 ч.)
44 18.12 Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) учебник, рабочая тетрадь, выставка книг «Тема трудного детства в творчестве русских писателей», репродукции Н. Богданов-Бельского «Ученицы» и «У дверей школы», карточки для индивидуальной и групповой работы
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек-
ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Личностные УУД:
самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации
Регулятивные УУД:
организация собственной  деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.)
Коммуникативные УУД:
овладение умением произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателей и умения понимать
контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей
Познавательные УУД:
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров
Предметные УУД:
представление о жизни детей того времени и нашего, выявление насколько мы с ними похожи
45 22.12 Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) 46 24.12 Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) описание внешности героя
Работа с репродукциями Н. Богданов-Бельский «Ученицы» и «У дверей школы» 47 25.12 А. Чехов «Ванька» учебник, рабочая тетрадь 48 29.12 А. Чехов «Ванька»
Поход в Музейный Дом Н. Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино» учебник, рабочая тетрадь, портрет А.П.Чехова,  выставка некоторых литературных произведений А.П.Чехова, старинная чернильница, перо, свеча, презентация «А.П.Чехов «Ванька», толковые словари, репродукция  картины В.Маковского «Свидание». Репродукции картин В. Перова “Тройка”, В. Маковского “Свидание”; картинка с изображением тройки лошадей
49 январь
12.01 А. Чехов «Мальчики». «Атмосфера встречи» 50 14.01 А. Чехов «Мальчики». «Наблюдение за героями»
учебник, рабочая тетрадь
51 15.01 Вн. чт. Ю. Коваль «Полынные сказки»
Биография Ю. Коваля
52 19.01 А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители». «Исторические приметы времени» учебник, рабочая тетрадь, презентация о творчестве А. Погорельскийц, выставка книг, задания для групповой и индивидуальной работы




53 21.01 А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители». «Важные события одного дня» 54 22.01 А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители». «Волшебный мир» 55 26.01 А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители». «Связь волшебного и реального мира» 56 28.01 А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители». «Важная потеря» 57 29.01 А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители.» «Искренность раскаяния» 58 февраль 2.02 Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее учебник, рабочая тетрадь Раздел 5. Как красота в прозе, поэзии и живописи действует на нас (9 ч.)
59 4.02 И. Пивоварова "Как провожают пароходы"
Биография И. Пивоваровой учебник, рабочая тетрадь, презентация о творчестве И. Пивоваровой, выставка книг, задания для группового обсуждения
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек-
ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Личностные УУД:
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям; ценностное отношение к природе, к культуре и искусству
восприятие красоты окружающего мира через осмысление красоты художественного слова
Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД:
самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром
Познавательные УУД:
свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации
Предметные УУД:
влияние произведений искусства на внутреннее состояние человека
60 5.02 Вн. чт. И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым» с 27 п/т 61 9.02 Л. Улицкая «Бумажная победа» учебник, рабочая тетрадь, презентация о творчестве Л. Улицкой, выставка книг
62 16.02 Л. Улицкая «Бумажная победа» Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «Катя с натюрмортом» 63 18.02 С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» учебник, рабочая тетрадь, презентация о творчестве С. Козлова, аудиозапись сказки и пения соловья, диск с фоновой музыкой, фотографии соловья 64 19.02 С. Козлов «Давно бы так, Заяц!»
Поход в Музейный Дом В. Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь» учебник, рабочая тетрадь 65 25.02 С. Козлов «Ёжикина радость», Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» с.21-26 п/т учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями 66 26.02 В. Соколов «О умножение листвы…»
Б. Пастернак «Опять весна» учебник, рабочая тетрадь, презентация на тему «Опять весна душистая повеяла крылом», выставка книг о природе, репродукции картин художников-пейзажистов, музыка П.Чайковского, Э.Грига, Ф.Рахманинова67 Март
1.03 В. Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»
Вн. чт Стихи А. Фета о красоте природы. Наизусть с 19, 20
учебник, рабочая тетрадь, репродукции картин Ван Гога: «Огороженное поле. Восход солнца» и «Звёздная ночь» Раздел 6. Тайны особого зрения в произведениях зарубежных писателей (9 ч.)
68 3.03 С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)
потеря и приобретение учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя, иллюстрации к сказке, выставка произведений С. ЛагерлёфВоспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек-
ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Личностные УУД:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами
Регулятивные УУД:
умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст
отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач
Коммуникативные УУД:
грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками
Познавательные УУД:
осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Предметные УУД:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
69 4.03 С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)
Черты характера героя учебник, рабочая тетрадь, задания для групповой работы 70 10.03 С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)
Что значит быть человеком? учебник, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах 71 11.03 С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)
чувства героя учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные задания 72 15.03 С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя, иллюстрации к сказке, выставка произведений С. Лагерлёф 73 17.03 А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок с рисунками автора). Приёмы олицетворения, сравнения и повтора учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя, иллюстрации к сказке, звукозапись песни «Нежность», географическая карта, книга «Маленький принц», выставка произведений Антуана де Сент-Экзюпери, карточки с заданиями
74 18.03 А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок с рисунками автора). Истины, помогающие изменить жизнь 75 22.03 Вн. чт.К. Паустовский «Тёплый хлеб»
Историческое время событий рассказа учебник, рабочая тетрадь, групповые и индивидуальные задания 76 24.03 К. Паустовский «Тёплый хлеб» Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской» учебник, рабочая тетрадь, Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской» Раздел7: Особенная правда в поэзии, прозе , живописи.(15ч)
77 25.03 Поход в Музейный Дом Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» сложность человеческой натуры учебник, рабочая тетрадь Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек-
ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Личностные УУД:
действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры
Регулятивные УУД:
организация учащимся собственной учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество
Познавательные УУД:
умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире
Предметные УУД:
определять главную мысль произведения, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами
78 Апр5.04 Знакомство с настоящим писателем.
В. Драгунский «Девочка на шаре» с 8 п/т учебник, рабочая тетрадь 79 7.04 М. Вайсман «Шмыгимышь» учебник, рабочая тетрадь 80 8.04 Вн. чт. Книги о богах и героях Древней Греции учебник, рабочая тетрадь, выставка книг по теме, репродукции с изображением богов и богинь, архитектурных памятников Древней Греции 81 12.04 Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» учебник, рабочая тетрадь, репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» 82 14.04 Поход в Музейный Дом Ф. Марк «Птицы»
В. Хлебников «Кузнечик, И. Гамазкова «Синь-синь!...», Р. Сеф «Лунный свет», Л. Друскин «Беру я вещи …» учебник, рабочая тетрадь 83 15.04 А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».наизусть по выбору
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя; выставка книг 84 19.04 Работа с репродукцией П. Кончаловский «Сирень»
А. Кушнер «Сирень» наизусть учебник, рабочая тетрадь, репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»
85 21.04 В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» учебник, рабочая тетрадь, выставка книг, портрет Маяковского, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы 86 22.04 А. Фет «Это утро …» наизусть учебник, рабочая тетрадь, портрет А. А. Фета, индивидуальные задания 87 26.04 Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь …» учебник, рабочая тетрадь, портрет Ф. Тютчева, толковый словарь В. И. Даля, картина К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» 88 28.04 М. Лермонтов «Парус» наизусть учебник, рабочая тетрадь, карта с изображением моря, романс А.В. Варламова “Парус”, картина А.П. Боголюбова “Марина” 89 29.04 М. Волошин «Зелёный вал отпрянул и пугливо умчался вдаль …»
Работа с репродукцией
И. Айвазовский «Девятый вал» учебник, рабочая тетрадь, рисунки по теме “Морской пейзаж”, аудиозапись шума моря, репродукция картины И. Айвазовского “Девятый вал”. карточки для дифференцированной работы в группах. 90 май
5.05 С. Маршак «Как поработала зима!..»,
А. Пушкин « зимний вечер» наизусть с37
учебник, рабочая тетрадь, выставка книг С.Я. Маршака, портрет С.Я. Маршака, карточки-задания, толковый словарь С.И.Ожегова, грамзапись “Времена года” П.И.Чайковского91 6.05 А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» наизусть
Вн. чт. А. Пушкин «Няне» с 36 учебник, рабочая тетрадь, выставка книг А.С. Пушкина, портрет А. С.ПушкинаРаздел8: Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество(12ч).
92 10.05 А. Пантелеев «Главный инженер» учебник, рабочая тетрадь, диагностический материал Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек-
ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Личностные УУД:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом)
Познавательные УУД:
смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного
Предметные УУД:
исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура)
93 12.05 А. Пантелеев «Главный инженер» учебник, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы 94 13.05 А. Пантелеев «Главный инженер» Поход в Музейный Дом П. Пикассо «Герника» учебник, рабочая тетрадь, дифференцированные задания 95 17.05 А. Ахматова "Памяти друга" наизусть учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя; выставка книг 96 19.05 Н. Рыленков "К Родине" наизусть
, Н. Рубцов "Доволен я буквально всем…" учебник, рабочая тетрадь 97 20.05 Дмитрий Кедрин "Всё мне мерещится…"
Работа с репродукцией В. Пупков «Моя бабушка и её ковёр» учебник, рабочая тетрадь, репродукция картины Виктора Попкова «Моя бабушка и её ковер» 98 24.05 Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот».
Древнегреческий гимн Природе, Государственный Гимн Российской Федерации учебник, рабочая тетрадь, герб России, государственный флаг России, грамзапись гимна РФ, грамзаписи русских народных песен, песни о Москве, песни о Родине, плакат с государственной символикой РФ, набор государственных флагов и гербов 99 26.05 Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту» учебник, рабочая тетрадь, репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту» 100 27.05А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»
Путешествие в Казань. В мастерской художника
Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»
Вн. чт Рассказы современных писателей. учебник, рабочая тетрадь 101 учебник, рабочая тетрадь, репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор» 102 Литературная олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» учебник, рабочая тетрадь, задания к олимпиаде 103 Итого: 100ч. Наизусть – 15стихов за год
III Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану Дата проведения по факту Содержание корректировки (тема урока) Обоснование проведения корректировки Реквизиты документа (дата и № приказа) Подпись заместителя директора по УВР