Урок по литературному чтению на тему В .Поленов Заросший пруд (3 класс) по программе ПНШ


МОУ Старокалитвенская СОШ
Поход в «Музейный дом».
В. Поленов «Заросший пруд»
(УМК «Перспективная начальная школа)
Урок по литературному
чтению в 3 классе
подготовила и провела
учитель начальных классов
Беляева Л. В.
(высшая квалифи- кационная категория)село Старая Калитва Россошанского района Воронежской области
Целеполагание :- учить наблюдать,видеть красоту природы и искусства
посредствам живописи и музыки на примере картины
В. Поленова «Заросший пруд» и пьесы П. Чайковского «Июнь.
Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из
«Детского альбома», «Прелюдии №5 ре мажор» Александра
Скрябина;
-развивать речь учащихся;
-учить умению анализировать художественное произведение;
-показать, что наблюдательность, бережное отношение к
окружающему миру приоткрывают его тайны: богатство и
разнообразие его форм и красок.
-воспитывать любовь к природе и искусству;
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: учебник «Литературное чтение»;
-рамочки;
-лупы;
-журнал «Шедевры русской живописи ,«В. Поленов».
-DVD диск с музыкальным произведениями П.Чайковского
и А. Скрябина;
-альбом «Музей в твоём классе»;
- презентация к уроку.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Постучался лист в окошко,
Попросился на ладошку.
Прошептал он мне на ушко,
Что ему там очень скучно.
Л.Беляева
-Что вы сейчас услышали? (Стихотворение)
-А вы знаете кто сочинил его? (Учитель)
-А почему я написала об одном листочке на дереве, вы не догадались?
-О каком времени года оно? (Об осени)
-Докажите.
(Попросился на ладошку,Ему там очень скучно.)-Мне очень понравился этот осенний лист.
Я выразила свои впечатления в стихах, как поэт.
-Как еще люди выражают свои впечатления?
-как поэты
-как писатели
-как художники
- как композиторы
-Что бы точно выразить свои впечатления, что надо уметь? (Наблюдать.)
2. Постановка цели урока.
-Я предлагаю вам сегодня на уроке узнать, как В. Поленов выразил свои впечатления ,как художник, а П. Чайковский и А. Скрябин как композиторы.
Для этого мы продолжим учиться наблюдать, анализировать художественное и музыкальное произведение.
-В этой работе нам поможет учебник.
3.Новая тема.
а). Работа с учебником.
–Откройте «Содержание» в учебнике и вспомните какой большой раздел мы изучаем . (Учимся наблюдать и копим впечатления.)
-Какие приемы нам помогут выразить свои чувства? (сравнения и олицетворения). Поделитесь своими впечатлениями.
-Найдите страницу 61. -Что вы видите? (Поход в «Музейный дом»-А на странице 62? («Слушаем музыку»)
-Откройте страницу 61. Какие условные обозначения вы видите? (Музейный дом, выскажи свое мнение, лупа, рамочка, слушаем музыку).
-Что нам понадобится на урок? (Рамочка, лупа.)
б). Работа по картине.
-Читает ученик: (Страница 61.) Давайте сходим в «Музейный дом», предложил Михаил Потапович…)-Это репродукция/иллюстрация картины?
(Картина появляется на экране мультимедио)
-Это пейзаж, портрет или натюрморт?(Пейзаж)
-Как вы думаете, где находится это место? (Разные ответы)
-Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным? (Нет, так как дама сидит на скамейке)
-Это не единственное присутствие человека на картине.
-Вы знаете, кто эта дама? Можете предположить? (Ответы разные.)
Здесь есть сделанные кем-то мостики. А дорожка? Выделим ее рамочкой.
-Что о ней можно сказать? (Вытоптанная, по ней много ходили.)
-Поместите в левую часть картины рамочку там, где камыш. Лодка говорит о том, это место обитаемое.
Вывод: а) Это место обитаемое. б) Это место необитаемое.(Ответы учеников.)
-Рассмотри в лупу фигурку дамы. (Она пожилая, видимо читает книгу, которую держит на коленях.)
-Дай название фрагменту картины, где сидит человек. («Летний день», «В тени деревьев», «Тихая скамейка», «Дама на скамейке») Какой из них верный? (Все, можно и другие.)
-Вернитесь от фрагмента к картине.
Чем привлек художника этот уголок природы?
1). В чем особенная красота?
Ученик: Особенная красота уголка природы, которую изображает
Василий Поленов,- в его природном богатстве.
-Рассмотри деревья и растения на берегу пруда. Они тебе известны?
- Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия?
2). Ученик: с одной стороны серебристые ивы на берегу и пирамидальный тополь, камыш, цветущие травы, цветущие и отцветшие кувшинки – делают этот уголок природы привлекательным для глаза. Здесь есть, что рассматривать, есть чем любоваться.
3). Ученик : с другой стороны, это неяркая, неброская красота заброшенного места.
Пруд со стоячей водой, к берегу прибило ствол дерева, и никто его не убирает.
Мостиками, видимо, давно никто не пользуется, так как в стоячем пруду не купаются.
Ученик: и в этой заброшенности есть своя прелесть. Человеку, склонному побыть в одиночестве, поразмышлять, помечтать, отдохнуть, должно понравиться это место.
Ученик: эта настоящая заброшенность и тишина успокаивает душу.
4. Как вы думаете, вода в пруду стоячая? Докажите.
Видите лодку в камышах?
Заметили, что небо облачное? (Отражается в воде пруда.)
-Выделите пейзаж с лодкой.
5. –Как В.Поленов создает впечатление тишины?
Ученик : Тихо - это значит безлюдно.
Большой уголок природы и крошечная фигурка дамы, которая сидит в уголке, в тени, в позе покоя и задумчивости.
Ученик: тихо – это еще и безветренно. Вода гладкая, стоячая, без единой морщинки.
Ученик: мостикам уже много лет, они побелели от времени, опоры их погружены в стоячий пруд.
Ученик: это усиливает впечатление тишины и заброшенности этого красивого места.
Ученик : художник изображает впечатление тишины с помощью изображения фигурки дамы, лодки, ствола дерева, мостиков.
Вывод: Все это напоминает о том, что когда – то здесь было шумно и людно.
4. Закрепление изученного.
а). -Интересно, а можно ли сумерничать в этом тихом уголке? (Страница 62).
(Произведение Сергея Козлова «Разрешите с вами посумерничать»-А сумерничать, это вести себя шумно или тихо? ( Тихо.)
-Как выражает С. Козлов свои впечатления? (Как писатель.)
- Каких писателей о природе вы ещё знаете?
ДП. –( На столах лежат желтые листья.) У нас в классе тихо? (Да)
- Вдруг налетел ветер. Что произойдет? ( Ученики бросают листья вверх и дуют как ветер и кружатся, как листья, приседая и вставая.)
-Ветер стих. Сели за парты.
б). - С. Козлов и В. Поленов были наблюдательными. (Примеры детей)
Быть наблюдательным – значит, делать маленькие открытия.
- Вы хотите сделать свои открытия? (Да) Проверим вашу наблюдательность.
в).- Где можно узнать о В. Поленове и увидеть его картины в нашем классе?
-В учебнике.
-В альбоме «Музей в твоем классе».
-В журнале №6 «Шедевры русской живописи». (На экране фрагменты из журнала)
-Прочитайте. Какие открытия вы сделали?
Мы ответили на два вопроса.
-Где находится заросший пруд? (в парке)
-Кто позировал художнику? Какая дама? (сестра художника В. Д. Хрущова)
г). Учитель:
-«Заросший пруд» - сумма нескольких впечатлений художника.
Его поразил старый сад на окраине Москвы. Он писал ранее этюд. Здесь есть его отражение ранней картины «Бабушкин сад». А вы знаете художника И. Левитана?
Это ученик В. Поленова. Он написал свой «Заросший пруд».
Вам интересно увидеть это полотно?
Творчество В.Поленова мы будем обобщать на заседании клуба «Музей в твоем классе».
5. Слушаем музыку.
- Как вы думаете, какое музыкальное произведение наиболее точно выражает тему картины В. Поленова «Заросший пруд»? (П. И. Чайковского «Июнь» и «Сладкие грёзы», А. Скрябина).
Какие впечатления они выражают, как вы думаете?
6. Итог урока.
-О каком художнике мы говорили?
-Какую его картину рассматривали?
-Что можно сказать о художнике?
-Каким он был? (Наблюдательным, копил впечатления и выражал их как художник)
-На экране два мнения.
1. Учимся наблюдать то, что видим глазами. (Михаил Потапович)
2. Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами. (Анишит Йокоповна)- это герои рассказа С. Козлова «Медвежонок и Заяц закрыли глаза и « увидели», как они улыбаются друг другу.
- Давайте и мы закроим глаза и попробуем «увидеть друг друга».
В.Поленов, П.Чайковский, А. Скрябин – русские люди. Они прославили свою страну. Мы должны гордиться ими.
7. Оценивание учащихся.
На столах лежат оценки.
-Вам урок понравился? (Покажите на сколько баллов)
-Мне очень важна ваша самооценка.
-На какую оценку вы научились сегодня наблюдать?
-Как вы оцените свою работу на уроке?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Выразите свои впечатления по картине «Заросший пруд», как писатели или как поэты.