Рабочая программа по краеведению на тему Социально-экономическое развитие России в 19 в.

Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области



«Согласовано»
Руководитель МО

____________Н.В.Донская
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МКОУ
Бутурлиновская ООШ №4
__________________ В.А.Химичева
«Утверждено»
Директор МКОУ
Бутурлиновская ООШ №4

________________О.С.Балакирева

Протокол № _____
от «___» ______________ 2016 г.



Приказ №__ от "___"_______2016 г.



«___»___________________ 2016г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Краеведение»
9 класс
(базовый уровень)

количество часов по программе 34






Разработана
Вышкварка Светланой
Анатольевной
учителем истории и
обществознания






2016 год

Пояснительная записка по учебному курсу «Историческое краеведение»

(9 класс)
1 час в неделю; всего 34 часа

Родной край! Дороги человеку места, где проходят его детские и юношеские годы, а часто и вся жизнь. История родного края – основа нашего культурно - исторического богатства. Из её бесчисленных животворных родников образуется полноводный и величественный поток отечественной истории. Знания прошлого своего края обогащает человека духовно.
В курсах отечественной истории предусматривается включение региональных компонентов исторического образования истории края.
Данная программа ориентирована на сохранение культурных ценностей русского народа, на детальное изучение природы, хозяйства, истории своего края. Краеведческая работа – основа воспитания гражданина и патриота. Краеведение учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих её, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской. Краеведение даёт большие возможности для формирования у школьников активной жизненной позиции.

Содержание программы составлено на1час в неделю, всего 34часа.
Цели:
- ознакомление учащихся с событиями истории Воронежского края, фактами, биографиями исторических деятелей, судьба которых связана с нашим краем;
- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей;
- воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре родного края.

Задачи курса:
*предоставить обучающимся достаточно полную информацию по истории края, его традициях и обычаях.
*научить использовать краеведческий материал при ответе на уроках истории, внеклассных занятиях;
*дать понятие о топонимике края и её месте на карте области и района;
*отобрать личностно-значимые для учащихся объекты, находящиеся от них в непосредственной близости, позволяющие раскрыть многогранность наследия на доступном уровне
*полученные знания использовать для написания сочинений, рефератов, проектов; уметь извлекать из занятия информацию и использовать её по назначению.








СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Воронежская губерния в пореформенный период XIX века.
Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Основание станции Таловая – первые шаги в историю. Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций. История социал-демократического движения начинается в Воронеже в 1892 – 1894 годах с образованием первых марксистких кружков. Марксиские кружки старались распространить свое влияние преимущественно на рабочих крупных воронежских заводов, учащуюся молодежь. В 1895 году разрозненные воронежские марксиские кружки объединились в «Центральный кружок социал-демократов» под руководством Е.В.Барамзина. Были установлены связи с марксистскими организациями Москвы, Петербурга, Харькова и других городов. В декабре 1897 годаа «Центральный кружок» был раскрыт полицией, Е.В.Бараздин, Н.А.Ряяховский и др. (всего 27 человек) были арестованы и отправлены в ссылку.
События начала XX века в истории Воронежского края.
Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.
События Февраля и Октября на Воронежской земле.
События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону.
Гражданская война в Воронежском крае.
Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г. Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.) Воронежский край в годы гражданской войны.
Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.
Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей. Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.
Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.
Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение. Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц. Воронежская область в годы войны. Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950 гг.).
Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы.
Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных. Развитие сельского хозяйства области. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально- бытовое строительство в г. Воронеже и области. Достижения наших земляков в области культуры.
Современный этап развития Воронежа и области.
Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность. Развитие образования и культуры в Воронежской области. Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Воронежская область сегодня.
Новый Президент России В.В.Путин уделил первоочередное внимание формированию внутриполитического курса. Указы президента определяли основные направленияя движения: реорганизация государства, преследующая цель укрепления «вертикали власти» и восстановления законности в регионах; изменение взаимоотношения государства и бизнеса; устранение влияния олигархов на принятие политических решений; подъем экономики на основе рыночных реформ и решение социальных проблем. В 2000-е годы власть оказала серьезное влияние на состояние гражданского общества. Одним из направлений стало изменение федерального законодательства о политических партиях. Партийная система сводилась к наличию трех-четырех партий. Роль основной партии отводилась «Единой России». В Воронеже новая партия появилась осенью 2002 года.
Предстоит много сделать и в экономике, и в социальной сфере, чтобы жизнь каждого человека реально становилась лучше. Выполнение этой задачи значительно осложняется экономическим кризисом, неблагоприятным влиянием внешних международных факторов и рядом других причин, что отражается и на Воронежской области. Ведь регион не может существовать отдельно от общероссийской ситуации.
Учитывая все это, нам надо помнить главное: Россия – сильная страна, способная преодолеть любые трудности, возникающие на её историческом пути.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 9 КЛАСС

Тема урока
Коли-
чество
часов
Тип урока
Форма урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
(результат)
Вид контроля.
измерители
Дата проведения









По плану
Факти-чески


Воронежская губерния во второй половине XIXв. (5 ч)

1
Воронежская губерния в пореформленный период
1
Проблемно-поисковый
Поисковая работа
Положительные и отрицательные стороны реформы
Уметь извлечь нужную информацию
Фронтальный опрос, задания



2
Развитие капита-листических отношений Воро-нежской губернии XIXв.
1
Комбини-рованный
Беседа
Создание новой системы общественных отношений. Реше-ние крестьянского вопроса
Уметь высказывать оценочные суждения
Фронтальный опрос, беседа



3
Проведение реформ 1860 – 1870-х годов в Воронежской губернии
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
Гл. реформы 60-70 гг. XIXв. Были земская, судебная, городская и военная.
Уметь высказывать оценочные суждения
Устный опрос



4
Общественное движение в Воронежской губернии
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
Общественная жиз-нь России второй пол. XIX в. характе-ризуется двумя взаимосвязанными показателями.
Уметь высказывать оценочные суждения
Устный опрос



5
Просвещение и культура
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
Во второй пол. XIX в. значит. Успехи были достигнуты в сфере школьного образования. Прогресс в книгопе-чатании.
Уметь оценивать события
Устный опрос



Воронежская губерния в начале XX столетия (1900 – 1917 годы) (6 ч)

6

Социально-экономическое положение Воронежской губернии на рубеже XIX – XX веков
1
Информа-ционно-
развива-
ющий
Лекция
Развитие пром-ти привело к некото-рому сокращению доли сельского на-селения. Склады-вались предпосылки для грядущей инду-стриализации эко-номики.
Уметь вести дискуссию, оценивать события
Опрос, письменные задания



7
Общественное движение в Воронежской губернии в начале XX века
1
Комбини-рованный
Объясне-ние, беседа
В универ. Городах активизировалось студенческое движение, в пром. центрах.
Уметь высказывать оценочные суждения
Опрос, письменные задания



8
Власть и общество в Воронежской губернии во время революции 1905 – 1907 годов
1
Комбини-рованный
Поисковая
работа
Обострение внутренних общ-полит. Противо-речий и нараста-вшее недовольство привели к рев-ции.
Уметь оценивать события
Фронталь-ный опрос, беседа



9
Воронеж
·ская губерния в 1907 – 1914 годы
1
Комбини-рованный
Объясне-ние, беседа
Массовые погромы помещичьих усадеб во время рев. 1905г. Поставили власть перед жгучей необ-ходимостью «второ-го раскулачивания».
Уметь вести дискуссию, оценивать события
Устный опрос



10
Воронежская губерния в период Первой мировой войны (1914 – 1917 годы)
1
Комбини-рованный
Объясне-ние, беседа
Тяжелые испытания народу пришлось перенести в годы Первой мировой войны.
Уметь извлечь нужную информацию
Устный опрос



11
Развитие культуры Воронежской губернии в начале XX века
1
Комбини-рованный
Объясне-ние, беседа
Позитивные сдвиги в культурной жизни говорит о большом духовном потенци-але Вор. края.
Уметь вести дискуссию
Устный опрос



Воронежская губерния в годы Великой российской революции и гражданской войны (1917 – 1920 годы) (2 ч)

12
В годы Великой российской революции 1917 года
1
Комбини-рованный
Объясне-ние, беседа
С февраля 1917г. наступает новая полоса революци-онных событий.
Уметь извлечь нужную информацию
Опрос, письменные задания



13
Воронежская губерния в годы Гражданской войны
1
Проблемно-поисковый
Беседа
Все крупные военные действия Гражд. Войны были привнесены в Воро-нежскую губернию извне.
Уметь извлечь нужную информацию
Устный опрос



Воронежский край в 1920 – 1930 годы (4 ч)


14
Индустриальное развитие края
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
В условиях нэпа в развитии экономики губернии были достигнуты положительные результаты.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Опрос



15
Воронежская деревня в 1920 – 1930-е годы
1
Проблемно-поисковый
Поисковая работа
За короткое время были восстанов-лены основные посевные площади под зерновыми и техническими куль-турами, повысилась их урожайность.
Уметь высказывать оценочные суждения
Индивидуаль-ные задания



16
Развитие образования и культуры
1
Урок-практикум
Анализ изу-ченного материала
В 20-е годы в Воро-нежской губернии развернулась неви-данная ранее борьба за ликвидацию безграмотности.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию
Задания, презентация



17
Государственные репрессии в Воронежском крае в 1920 – 1930 годы

Комбини-рованный
Анализ изу-ченного материала
Гос-ая репрессивная политика прояви-лась в разных фор-мах бюрократи-ческого, судебного и военного насилия.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Устный опрос



Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годы) (9 ч)


18
Перестройка на военный лад (22 июня 1941-го – 27 июня 1942 года)
1
Лекция
Изучение новой темы
Многие предприятия Воронежа были переоборудованы для производства военной техники и боеприпасов.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Уметь извлечь нужную информацию



19
Героическая оборона на Воронежском направлении и в черте города Воронежа (28 июня – 11 июля 1942 года)
1
Проблемно-поисковый
Объяснение беседа
В ходе оборонительной операции 1942г. защитники Воронежа и области остановили продвижение противника на восток.
Доклады
Опрос



20
Контрнаступление советских войск на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа (12 июля – 4 октября 1942 года)
1
Комбини-рованный
Анализ изученного материала
Воронеж и область никогда не были полностью захвачены немцами. Октябрь 1942г. войска предприняли ряд наступательных операций с целью освобождения Воронежа.
Готовить сообщения, беседа
Уметь извлечь нужную информацию



21
Зимнее наступление 1942 – 1943 годов и полное освобождение Воронежа и Воронежской области
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
«Воронежский Ста-линград» - крупные и успешные опера-ции на окружении , ставшие развитием сталинградского перелома на терри-тории Воронежской обл.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Устный опрос



22
Героизм и подвиги защитников и освободителей воронежской земли
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
Массовый героизм защитников и осво-бодителей Воро-нежской обл. послу-жил одной из глав-ных причин провала планов защитников.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Устный опрос, задания



23
Оккупационный режим и преступления захватчиков
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
Оккупанты стре-мились установить полный контроль над местным насе-лением.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Устный опрос



24
Народное сопротивление захватчикам в тылу врага
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
Патриотической реакцией населения обл. на зверства немцев стало народ-ное сопротивление оккупантам, кото-рое приобрело мас-совый и организо-ванный характер.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Устный опрос



25
Начало восстановления разрушенного хозяйства и помощь фронту в 1943 – 1945 годах
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
Восстановление советской власти эк-ки и культуры в освобожденных от оккупантов запад-ных районах нача-лось сразу же после разгрома и изгнания захватчиков февраль 1943г.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Устный опрос, письменные задания



26
Ратный и трудовой подвиг жителей Воронежской области в годы Великой Отечественной войны
1
Комбини-рованный
Объяснение беседа
Воронежская обл. направила на фронт более 500 тыс. человек. Жители обл. пожертвовали 236 млн. руб сбережений на строительство танков и самолетов.
Уметь извлечь нужную и полезную информацию.
Устный опрос,
письменные задания



Воронежская область в послевоенный период (1946 – 1953) (1 ч)

27
Воронежская область в послевоенный период (1946 – 1953)
1
Информа-ционно-развива-ющий
Изучение новой темы
Восстановление пром. И сельского хоз. Началось сразу же после освобожд-ения от фашистов. Нужно восстанов-ить промышлен-ность.
Опрос, беседа
Устный опрос



Воронежская область в годы «оттепели» (1953 – 19964 годы) (1 ч)

28
Воронежская область в годы «оттепели» (1953 – 19964 годы)
1
Комбини-рованный
Объяснение, беседа
События 1953 г. позитивно отрази-лись на состоянии советского общест-ва.
Подготовить доклады, сообщения
Доклады, задания



Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964 – 1985 годы) (1 ч)

29
Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964 – 1985 годы)
1
Комбини-рованный
Объясне-ние,беседа
Преприятия получили право планировать темпы роста производи-тельности труда, снижать себесто-имость.
Уметь высказывать оценочное суждение
Устный опрос



Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985 – 1991 годы) (1 ч)

30
Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985 – 1991 годы)
1
Проблемно-поисковый
Самосто-ятельная работа с литер.
Горбачев и его единомышленники видели, что «разви-той социализм» завел страну в тупик.
Доклады
Доклады



Воронежская область в условиях новой России (1991 - 1999 годы) (1 ч)

31
Воронежская область в условиях новой России (1991 - 1999 годы)
1
Комбини-рованный
Поисковая работа
Перемены коснулись регио-нальных органов исполни-тельной власти. В селах шел процесс ликвидации колхозов и совхозов
Сообщения
Устный опрос, индивид.
задания



Воронежская область в начале XXI века (2000 – 2014 годы) (1 ч)

32,
33
Воронежская область в начале XXI века (2000 – 2014 годы)
2
Комбини-рованный
Объясне-ние, беседа
Рост промышленного производства, строительство новых предприятий
Сообщения
Устный опрос



34
Резерв
1

Обобщенноповтори-тельный







Учебно-методический план

Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:




Уроки
Тестовые работы
Практические работы
Контрольные работы

1
Воронежская губерния во второй половине XIX века
5
5




2
Воронежская губерния в начале XX столетия
(1900-1917 годы)
6
6




3
Воронежская губерния в годы Великой российской революции и Гражданской войны (1917-1920 годы)
2
2




4
Воронежский край в 1920-1930-е годы
4
4




5
Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)
9
9




6
Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы)
1
1




7
Воронежская область в годы «оттепели» (1953-1964)
1
1




8
Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964-1985 годы)
1
1




9
Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985-1991 годы)
1
1




10
Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы)
1
1




11
Воронежская область в начале XXI века (2000-2014)
2
2




12
Обобщенно-повторительный урок
1



1


Итого:
34
33


1

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения истории края учащиеся должны:
знать (понимать)
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
изученные виды исторических источников.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
-умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий.;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ.






Список литературы (основной и дополнительной)
1.Краеведение в средней школе: Сб. статей об опыте школьно-краеведческой работы / Под ред. проф. А.А.Яковлева.-Изд-во Академии пед. наук, 1990.
2. Березнев А.Т. «Опаленные войной», Липецк, 2004г.
3. Дубасов И.И. «Очерки из истории Тамбовского края», Тамбов, 1993г.
Жирова И.А., Федорова О.Н. «Очерки истории предпринимательства в Липецком крае в конце 19-начале 20 века». Липецк, 2006
4.Загоровский В.П. «Историческая топонимика Воронежского края», 1973г.
5.Княжинский Б.П. «Очерки по истории Усманского края(17-19 столетия). Липецк, 1995
6. Левенок В.П. «Первобытнообщинный строй на территории нашего края»
7. Липчане – великой Победе, составители Шахов В.В., Шальнев Б.М., Липецк, 1995г.
8. Мартынов А.Ф. «Краткая история Липецкого края, 1959г.
9. Москаленко А.И. «Памятники древнейшего прошлого Верхнего и Среднего Дона», 1955г.
Дополнительная литература
1.Муханов Б.В.,Рукавишников Г.М.,Рутковский О.О.Изучение родного края в школе: Методическое пособие ,1991.
2. Огрызков К.Т. «Боевые звезды липчан», Липецк, 1995г.
3. «Путешествия по Липецкой области», Полянский В.Ф. и др., 1971г.
4. Рудаков Л.Е. «По следам легенд», 1986г.
«Земля Липецкая» из серии «Наследие», 2003г.
5. «Герои Липецкой земли», составители Винников Л.И., Гончаров А.С., 1989г.
6. Липецкий энциклопедический словарь
15