Презентация на тему Создание условий для развития положительной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы при реализации системно-деятельностного подхода ФГОС ООО


Создание условий для развития положительной мотивации на уроках русского языка и литературы МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Октябрьского района Курской области 2015 год Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы Негребецкая Любовь Юрьевна Сегодня школьник – деятельный участник социокультурного пространства , активность которого обусловлена состоянием личностной успешности в той или иной сфере деятельности. Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс ; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Это желание в действии. Основные мотивы учения детей имеют больше социальную направленность: мотивы получения хорошей отметки, престижа, материального вознаграждения. Мотивы, связанные с процессом учения и его содержанием, развиты в недостаточной мере. Создание условий для развития положительной мотивации детей к учебно-познавательной деятельности, устранение негативного отношения к предмету, развитие мотивов, связанных с процессом учения не всегда протекает гладко и требует от учителя большого мастерства. Снижение положительной мотивации школьников – актуальная проблема, вследствие которой происходит снижение эффективности и успешности обучения. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы не дать угаснуть интересу к знаниям. Известный драматург В.С. Розов, в одном из своих выступлений справедливо заметил, что «знания - это груда камней. Для одних она может быть могильным холмом, под которым погребена личность, индивидуальность, для других высокой горой, на вершине которой стоит человек и далеко видит. Искусство воспитания и образования должно сводиться к тому, чтобы уметь подбрасывать эти камушки знаний под ноги, а не на голову». Для этого необходимо решать главную задачу: --- формирование положительной внутренней мотивации к учебно-познавательной деятельности . Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) Основатель теории деятельности Маслоу Абрахам Харольд ( 1908-1970) Мотивация и личность Маркова Аэлита Капитоновна (1934г.)Психология учения и мотивации Фридман Лев Моисеевич (1915-2005)Психопедагогика общего образования Понимание того, что ведущим направлением в изучении русского языка и литературы является развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности обучающихся через использование текстов, способствующих личностному осознанию школьниками великой ценности языка, а также осознанию национальной идентичности гражданина, позволяет правильно спроектировать работу по развитию положительной мотивации личности. Мотивация Индивидуальныйподход, создающий ситуацию успеха Формы и методы современных педагогических технологий Смена разных видов деятельности Благоприятный психологический климат Дифференциро-ванный подход Объективное оценива- ние деятельности обучающихся Методы, мотивированные на успех, должны быть: Доступны ( успешность – результат понимания);Разнообразны (возможность реализовать способности учащихся через различные виды работ). Некоторые виды работ:Коллективная, групповая, парная формы работы учащихся на уроках Организация самостоятельной работы учащихся в разных видах и формах (тесты, работа с текстом, работа по перфокартам, классификация, сопоставление, сравнение, обобщение, работа со схемами, таблицами и т.д.) Особое внимание следует уделить использованию методов, приемов современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы Проблемность обучения Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов. Необходимо широко использовать▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия ) Например, определи , где какая часть речи, докажи это и объясни правописание: Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк; (В)пустую комнату; спорить (в)пустую; подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста; работать (по)новому; идти (по)новому шоссе Ассоциативный кроссворд оптимален для проверки фактического материала по теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки). Учитель вписывает в клеточки подготовленной решётки слова по теме(названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов ,в которых публиковались произведения писателя и т.д. ). Слова вписываются без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям ,вся решётка заполнена буквами, которые ,на первый взгляд ,не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное - ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации. ▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся. Познавательность Занимательность Самообучаемость развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания процесс заинтересовывает учащихся, если они уверены, что их проект будет востребован позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного Метод проекта в преподавании литературы является важнейшим фактором повышения мотивации учащихся Метод проекта позволяет развивать УУД ,необходимые человеку в XXI веке критическое и системное мышление межличностное взаимодействие и сотрудничество умение ставить и решать проблемы социальная ответственность умение работать с информацией и медиа средствами На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: Сочинения на лингвистические и нравственные темы Сообщения по истории слов, фразеологизмов Создание словарей Схем Презентации и видеорепортажи Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель создает условия для развития положительной внутренней мотивации на уроках русского языка и литературы. Через проектную технологию обязательно создается необходимая ситуация успеха ! Приемы и стратегии учебной рефлексии, направленные на развитие критического мышления Прием «Верите ли вы…?» Цель: способствовать формированию умения критически оценивать результат; развивать навык проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой и корректировкой знаний. Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-».  Прием «Рефлексивные вопросы».Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока. Наряду с традиционными необходимы и нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса. Например, говорить о том, что сегодня ответ был у ребенка «случайным», подождем ставить более высокие отметки, пока ответы не станут устойчиво высокими, нельзя. Ведь в итоге дети начинают лениться. Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают ,что «начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. Опасность нежелательных последствий от переоценки знаний такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их».   Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является   благоприятный психологический климат обращение по имени опора на похвалу и одобрение на доброжелательный тон взаимопонимание, взаимопомощь Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной значимости. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика. А.Н. Леонтьев писал: «Чтобы не формально усвоить материал, нужно не отбыть обучение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.»