Интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с традициями народов Крайнего Севера – праздник Солнца: «Хейро»


Интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с традициями народов Крайнего Севера – праздник Солнца: «Хейро»
Воспитатель:
Лоскутова М.Н.

ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с традиционным жилищем народов Севера – чумом.
Воспитывать чувство уважения к коренным жителям Севера и их традициям.
Материалы:
Музыкальный зал украшен фотографиями людей северных национальностей (ненцы, энцы, нганасаны).
Оформлено стойбище: игрушки животных севера.
Предварительная работа:
Беседы: «Смена дня и ночи в Заполярье», «Северные народы».
Действующие лица:
2 ребенка из подготовительной группы – олени
2 воспитатель – Хозяйка чума Нарка
Музыкальный руководитель – Серне
Физ. инструктор – оленевод Высако
Ход занятия:
Начало НОД в группе
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каком городе мы живем? (Норильск) Наш город Норильск находится за полярным кругом, поэтому смена времен года у нас происходит не так, как написано в календаре. Когда в других местах уже вовсю встречают весну и радуются проталинам, наша снежная зима еще и не думает отступать. Да и сутки у нас не такие как везде. Только за полярным кругом есть такие понятия, как полярный день и полярная ночь. И вот совсем недавно, 13 января у нас закончилась полярная ночь, но до полярного дня нам еще далеко, он наступит только летом. А сейчас у нас наступает обычная смена дня и ночи, но солнце еще не появилось.
У нас на Крайнем севере живут коренные народы. Какие коренные народы севера вы знаете? (Ненцы, энцы, нганасаны). Они живут далеко от города. У женщины очень много дел по хозяйству , она шьет покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы и чтоб не замерзнуть, одежда нужна специальная. Хозяйки шьют одежду для мужчин – малицу, для женщин – ягушку, на ноги – длинные сапоги из оленьего меха – кисы. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха. Если у мужчин гордость – пояс, то у женщин – сумочка. Всю одежду женщины-мастерицы украшают орнаментами из сукна, металлическими бляшками, монетами и бисером.
У хозяина тоже много работы. Он пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой. А в свободное время он также любит мастерить. Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям, и, конечно же, нарты. Все они очень ждут появления солнца.
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие и встретить солнце там, где его очень ждут. И где оно появляется раньше всего.
Воспитатель: Слышите скрип полозьев. Это за нами едут олени в упряжках. Садитесь, поедем в гости.
Ребята встают парами за оленями и «отправляются» в путешествие в музыкальный зал.
Воспитатель: Оглядитесь. Вы уже догадались, куда мы попали? (ответы детей) Мы с вами попали в стойбище.
Высако: Здравствуйте мои друзья! Добро пожаловать в стойбище! Что-то вы засиделись в чуме, не пора ли немного размяться?
Очень рад видеть гостей в нашем стойбище. Зачем же вы пожаловали? (Дети отвечают, что пришли посмотреть, где же раньше всего появляется солнце, и как его встречают)
Высако: Когда появляется солнце у нас проходит большой праздник, он так и называется «Хейро» или еще его называют праздник Оленеводов. Потому что в этот день все семьи оленеводов, которые кочевали по большой тундре, собираются вместе. Во время этого праздника все мужчины стараются показать свою силу и ловкость. Особенно оленеводы любят состязаться в прыжках через нарты, метание тынзян – аркана, в беге на оленьих упряжках, в борьбе на палках.
Высако: Я тоже был молодой и ловкий участвовал в празднике оленеводов и занимал первые места в охоте на оленя и через нарты прыгал быстрее всех, и в борьбе на палках был самый сильный, теперь бы я хотел посмотреть какие вы ловкие и сильные.
Высако: Каждый ребенок в стойбище должен уметь поймать оленя. А вы готовы показать как вы умеете метать тынзян-аркан. В этом состязании вы должны проявить свою ловкость, и как можно больше забросить тынзян-аркана на оленя.
Игра «Ловкий оленевод»
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они набрасывают на оленя обруч, стараясь накинуть его на него. Выигравшей считается команда, которая большее число, обручей накинет на оленя.
Высако: Я обладал в молодости сказочной силой и мог без остановки прыгать через нарты-сани, сейчас хочу посмотреть, кто из вас справится с заданием быстрее и лучше.
Эстафета «Прыжки через Нарты»
Команды строятся за линией старта. Двое первых игроков бегут и перепрыгивают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м, ширину 30-40см, высоту 25см. Выигрывает команда, которая быстрее прибежит и не заденет нарты.
Из своего чума появляется Нарка.
Нарка: Здравствуйте ребята! Размялись? Наигрались? Приглашаю вас в гости в моё жилище. А вы знаете как оно называется? (чум) Правильно как и в стародавние времена, местные жители живут в традиционном жилище – чуме.
Чум по-ненецки МЯ – центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир. Не страшны ему ветры, метели, морозы. Он легкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место.
Дети проходит в чум. Садятся за столы.
Нарка: Ребята, вы же к нам приехали, чтобы на солнце посмотреть, а оно пока так и не появилось. Но я предлагаю вам сделать волшебный амулет, и солнце всегда будет с вами, даже если за окном полярная ночь. А солнышко это непростое, оно украшено настоящим северным узором, только осталось этот узор раскрасить, чтобы ваше солнышко засияло.
Дети раскрашивают фломастерами предложенные им заготовки «Солнышко».
Нарка: Вот теперь и солнышко готово появиться. Давайте выйдем на улицу, посмотрим.
Ребята выходят «на улицу», где их встречает еще одна девушка в национальном костюме.
Серне: Здравствуйте, ребята. Вы к нам в гости в стойбище прибыли чтобы солнце встречать? А вы знаете, где наше стойбище находится? Мы находимся в тундре. Тундра хоть и сурова, но она необыкновенно красива и сказочно богата. Давайте поблагодарим тундру, за все богатства, которые она нам дает и споем для нее песню.
Дети поют песню «Хейро» музыка слова
Серне: Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. А, чтобы Солнце появилось, люди зовут его. «Хэйро» на долганском языке означает - восходящее солнце. Ребята давайте позовем Солнце.
Дети, двигаясь по кругу, произносят слово «Хейро!»
В это время «поднимается» Солнце.
(сделать из картона и фольги)Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое первое солнце. А давайте мы с ним поздороваемся.
1 ребенок: Что вокруг произошло?Солнце первый раз взошло.Озарило даль и снег,Озарило светом всех.
2 ребенок: Ненец, манси и долган,Русский, чукча, нганасан.Все пустились танцевать,Чтоб весну приветствовать.
3 ребенок: С каждым днем оно сильней.Вот уж свет в груди моей.И поёт душа, поёт!Стало быть, весна идет!
Все вместе: Хейро! Хейро!
Серне: А теперь самое время станцевать танец солнца – «Хейро». «Хейро» – так называется долганский танец, который танцуют весной в честь появления солнца после долгой полярной ночи.
Танец «Хейро» музыка
Все становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро».

Воспитатель: А теперь нам пора домой. Давайте скажем спасибо гостеприимным хозяевам стойбища. А домой мы отправимся на оленьих упряжках.
Дети строятся парами.
Один участник изображает запряженного оленя, другой – каюра.
Под музыку дети уходят из зала.