План — конспект урока Современный рынок труда

конспект открытого урока
по профориентации по теме: «Современный рынок труда»

Цели урока: образовательные:
Закрепить знания учащихся по теме «Сущность профессионального самоопределения. Формула выбора профессии» с помощью проверочного теста;
сформировать у учащихся понятия «рынок труда», об организациях, представляющих современный рынок труда, «трудовой контракт»;
способствовать формированию у учащихся навыков анализа экономической ситуации на рынке услуг труда для определения собственной траектории профессионального самоопределения;
ознакомить с рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий в рыночной экономике.
развивающие:
развивать умения учащихся:
- работать с источниками дополнительной информации (спец. литературой, интернет и др.);
- систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ставить и разрешать проблемы;
- создавать презентации в программе Роwer Point;
развивать навыки участия в дискуссии, работы в группе, выражения собственной позиции;
воспитательные:
способствовать формированию и развитию познавательной, экономической, исследовательской, коммуникативной культуры личности ученика;
способствовать формированию самостоятельности и ответственности за порученное дело.

Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база:
учебный кабинет с мультимедийным оборудованием;

2.Дидактическое обеспечение:
рабочая тетрадь по ОПС;
учебная презентация «Современный рынок труда»;
дополнительная литература по теме;
материалы для контроля знаний учащихся:
(Проверочный тест по теме:
«Сущность профессионального самоопределения. Формула выбора профессии» (1, 2 вариант)


3.Домашнее задание к уроку:
Группа 1: Социологи «Анкетирование учащихся класса по вопросам самоопределения»
Группа 2: Эксперты «Рейтинг наиболее востребованных профессий»
Группа 3: Консультанты «Презентации, сообщения о выбранных профессиях рыночного типа: «менеджер», «маркетолог», «программист», «web – дизайнер», «Байер».
Группа 4: Соискатели

4.Методы обучения:
по источнику знаний: наглядный, словесный, практический;
по дидактическим задачам: формирование ЗУН;
по сочетанию методов преподавания: частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.
5.Формы организации познавательной деятельности учащихся:
беседа (фронтальная);
демонстрация;
объяснение;
исследовательская деятельность;
групповая форма работы по составлению синквейна (рефлексия)
6.Словарная работа:
«рынок труда», «трудовой контракт», «центр занятости».
7. Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:
1.Организационный момент. (3мин)
(Вступительное слово учителя, настрой на работу.
Сообщение целей и хода урока).
Тема нашего очень важного, практически значимого разговора: «Современный рынок труда». Сегодня на уроке мы вместе:
ознакомимся с понятиями «рынок труда», «трудовой контракт», рассмотрим организаций, которые помогают человеку найти работу;
исследуем предпочтения учащихся вашего класса в выборе профессии;
ознакомимся с рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий, путями их получения.
Поскольку наше время строго регламентировано, старайтесь работать дружно, говорить четко, заинтересованно и убедительно.

2.Проверка домашнего задания. Тестирование (6 мин)
Но прежде, чем приступить к освоению нового, неизведанного, мы повторим и закрепим знания по теме: «Сущность профессионального самоопределения. Формула выбора профессии»
У вас на столах находится папка, с раздаточным материалом.
Положите проверочный тест перед собой.
Выберите единственно правильный вариант ответа из предложенных.
На работу отводится 5 мин.

Оцените правильность выполненной работы, пользуясь «ключем к тесту»
Поставьте оценки за тест в оценочную ведомость.

3.Актуализация знаний учащихся: введение в тему.
(Открыть рабочие тетради, записать число, тему)
(Показ учебной презентации: «Современный рынок труда»)

В повседневной жизни рынком называют место, где продаются и покупаются те или иные товары.
Чем на ваш взгляд отличается рынок труда от обычного рынка?
На рынке труда не продаются товары!
Что является товаром на рынке труда?
На рынке труда продаются трудовые услуги.
Кто выступает в роли продавца на рынке труда?
Человек той или иной профессии, который предлагает свои трудовые услуги.
Кто выступает в роли покупателя?
Работодатель – директор магазина, руководитель предприятия, организации.


4.Сообщение учащимся нового учебного материала.

Давайте рассмотрим исторический аспект происхождения рынка труда.
По этому вопросу подготовила свое сообщение группа учащихся.
(Сообщения учащихся)

В настоящее время
Рынок труда – это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих человеку обменять свои трудовые услуги на заработную плату.

Основной документ, свидетельствующий о приеме человека на работу – называется – трудовым контрактом.

Контракт заключается сроком на один год. В нем описаны обязанности работника, условия труда, заработная плата.

Рассмотрим организации, которые представляют современный рынок труда:
Центр занятости;
Кадровые агентства;
СМИ (газеты, телевизионный рынок труда);
Интернет.

Центр занятости – государственное агентство по трудоустройству, которое:
помогает найти работу тем, кто ее не имеет;
помогает нанимателям найти подходящих работников;
предоставляет возможности для профессиональной подготовки;
оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке.

Как вы считаете вакансии на рынке труда, востребованность специальностей разных профессий изменяется или остается постоянной?

Рынок труда современной России быстро меняется.

С чем связан этот процесс?
(Ответы учащихся)
- с переходом к рыночной экономической системе;
- с научно-техническим прогрессом;
- с развитием тех или иных отраслей экономики и др.






4.Исследовательская работа учащихся
Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на самый проблемный вопрос, который волнует любого выпускника средней школы:
Какую же профессию лучше всего получить в ближайшие годы, чтобы на протяжении последующих лет оставаться востребованным и хорошо оплачиваемым специалистом?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что мы с вами находимся на ярмарке вакансий. В ярмарке участвуют: социологи, эксперты, консультанты и соискатели.

Слово предоставляется социологам, которые попытались исследовать предпочтения учащихся вашего класса в выборе профессии, давайте ознакомимся с результатами их исследований.

Презентация «Исследование предпочтений учащихся 9А класса в профессиональном самоопределении» (Группа №1)

Сравним полученные результаты диагностики, с рейтингом наиболее востребованных профессий на ближайшие 5-7 лет.
Слово предоставляется экспертам.
Презентация: «Рейтинг наиболее востребованных профессий» (Группа №2)

Давайте ознакомимся со спецификой наиболее востребованных профессий.
Слово предоставляется консультантам.
Соискатели и гости могут задавать интересующие их вопросы.
Презентации по профессиям (Группа№3)

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Я думаю, каждый из вас получил много нужной и полезной информации, для подведения урока прошу вас составить синквейн (работаем в группах).
(Учащиеся зачитывают свои пятистишья)

Закончить урок мне хочется притчей.
Однажды в Древней Греции между учителем и учеником состоялся такой диалог. Ученик спросил своего педагога: «Скажи мне, учитель, почему ты всегда говоришь, что почти ничего не знаешь, в то время как мне самому кажется, что я уже знаю почти все, а ты знаешь гораздо больше меня?»
В ответ учитель нарисовал на песке большой круг и маленький и ответил: «Вот посмотри: внутри маленького круга лежит то, что знаешь ты. Внутри большого – то, что знаю я. Но и граница моего круга гораздо протяженнее границы твоего круга, а именно на ней мы и ощущаем собственное незнание»
Мы с вами можем только предполагать, каким будет рынок образовательных услуг, рынок труда да и само общество через несколько лет. Мы можем руководствоваться самыми общими прогнозами и сегодняшними наблюдениями. Но
Какую бы профессию вы не выбрали помните, всегда на рынке труда будет востребованным такой человек, такой работник, который готов заниматься непрерывным самообразованием всю свою жизнь. (Выставление оценок)
Домашнее задание к теме: «Здоровье и выбор профессии»:
1-ая группа: пословицы о труде;
2-ая группа: неблагоприятные факторы, воздействующие на организм;
3-я группа: закон об охране труда;
4-ая группа: меры, которые может предпринять работодатель по охране труда.









15