Презентация к классному часу Великие Нижегородцы


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Навашинский политехнический техникум»Нижегородская область«Знаменитые нижегородцы на благо Родине» Изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу.И. Кулибин Среди знаменитых нижегородцев особое место занимает механик-самоучка Иван Кулибин.  Ива́н Петро́вич Кули́бин (10 (21 апреля) 1735 г., Подновье, Нижегородский уезд — 30 июля (11 августа) 1818 г., Нижний Новгород). Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу.
Он приобрел славу необыкновенно умелого часовщика. Пятнадцатилетним подростком он поразил сограждан тем, что починил часы-куранты Рождественской (Строгановской) церкви со сложным замысловатым устройством. К творениям его рук относятся часы-яйцо, которые не только отсчитывали время, но и наигрывали музыкальную мелодию, а также показывали "театральное действо": в корпусе открывалась дверца, за которой двигались крошечные фигурки.Часы-яйцо
Во время поездки Екатерины по Волге Кулибин был представлен ей как живая местная достопримечательность. Механик продемонстрировал ей свои работы: телескоп, микроскоп, неоконченные часы-яйцо. С 1769 и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
И. П. Кулибин обратил внимание на неудобства, вызываемые отсутствием в его время постоянных мостов через р. Неву. После нескольких предварительных предложений он разработал в 1776 г. проект арочного однопролётного моста через Неву. Длина арки - 298 метров. Арка была спроектирована из 12 908 деревянных элементов, скреплённых 49 650 железными болтами и 5 500 железными четырёхугольными обоймами.Проект моста через Неву В 1813 г. И. П. Кулибин закончил составление проекта железного моста через Неву. Обращаясь с прошением на имя императора Александра I, он писал о красоте и величии Петербурга и указывал: "Недостает только фундаментального на Неве реке моста, без коего жители претерпевают весной и осенью великие неудобства и затруднения, а нередко и самую гибель".На постройку моста из трёх решётчатых арок, покоящихся на четырёх быках, требовалось до миллиона пудов железа. Для пропуска судов предполагались особые разводные части. Предусмотрено было в проекте всё, вплоть до освещения моста и защиты его во время ледохода.Постройка моста Кулибина, проект которого поражает своей смелостью даже современных нам инженеров, оказалась не по плечу для его времени.
В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против теченияФонарь-прожектор
"Самокатка" русского конструктора, изобретателя и инженера Ивана Петровича Кулибина, на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 г. Его трёхколесный механизм развивал скорость до 16,2 км/ч и содержал почти все основные узлы будущего автомобиля, введённые впервые – коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения."Самокатка"
Княгининский Петр ПетровичКнягининский Петр Петрович (1839 - конец 70-х годов XIX века). Изобретатель, автор первой в мире автоматической наборной типографской машины. Родился в Нижнем Новгороде в семье титулярного советника Окончил Нижегородскую гимназию, учился в Казанском университете. Приехав в Петербург, сошелся с членами организации "Земля и воля". Для воспроизведения нелегальной литературы решил изготовить наборную машину. С этой целью отправился за границу, и в 1867 году на телеграфной фабрике в Париже создал модель автоматической наборной типографской машины. На Всероссийской выставке 1870 года изобретению была присуждена бронзовая медаль. Однако практического применения оно не нашло. Принцип переняли американцы, сконструировавшие монотип.
В истории развития отечественной науки и техники почётное место занимает Василий Иванович Калашников, российский изобретатель, механик и теплотехник. Создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, первый применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара.КАЛАШНИКОВ Василий Иванович(1849-1908)
Родился в городе Углич. Работал чертежником на механическом заводе в Рыбинске, а с 1872 года — конструктором и главным механиком на судостроительном заводе в Нижнем Новгороде. Модернизировал паровые машины, увеличивая их мощность и экономичность. Он изобрел форсунку для распыления мазута, пароперегреватели, воздуходувные машины. Содействовал открытию первого в России речного училища.
В.И.Калашниковым были сконструированы наливные баржи под керосин (прообраз современных танкеров ), удачно разрешившие задачу перевозки жидкого топлива. За малогабаритную судовую машину на Всероссийской промышленной выставке 1882 года в Москве В.И.Калишников был награждён серебряной медалью. На Нижегородской выставке 1896 года он получил диплом первой степени за создание пожарного парохода. Деятельность В.И.Калашникова очень высоко оценивали В.Г.Короленко и А.М.Горький. В Рыбинске именем Калашникова названо речное училище. В Угличе сохранился старинный дом, в котором прошли детские годы В.И.Калашникова.
Калашников много труда посвятил разработке теории судостроения. Он являлся организатором и руководителем первого в мире журнала по речному делу.В 1898 году указом императора  главному механику завода Курбатова и угличскому мещанину Василию Ивановичу Калашникову присвоено звание потомственного почетного гражданина Нижнего Новгорода.
В действиях таких изобретателей, как Калашников, чувствовалось патриотическое желание освободиться от засилья иностранных инженеров. Он сохранял всегда и везде веру в отечественную технику.Английский инженер Джонс, вершивший делами судостроения на судостроительном заводе купца Курбатова (после смерти купца Колчина, с 1877 года владельцем завода становится крупный сибирский пароходник Устин Савич Курбатов), наблюдая за развитием русской отечественной техники, в конце концов, вынужден был заявить:«Теперь мне нечего делать на Волге, у вас есть Калашников».
Орлов Иван Иванович [19.6(1.7).1861, село Меледино, ныне Сосновского района Горьковской области, — 11.12.1928, Москва], русский изобретатель в области полиграфической техники. Окончил Строгановское училище технического рисования (1882). В 1886—1928 (с перерывами) работал в Гознаке (до 1919 — Экспедиция заготовления государственных бумаг). Был одним из пионеров промышленного применения фотографии в России. В 1885 разработал способ изготовления тканых кредитных билетов. В 1890 изобрёл способ однопрогонной многокрасочной печати (т. н. орловская печать), около 1898 — пневматический самонаклад. Изобретения О. экспонировались на Парижской и Чикагской всемирных выставках, в 1902 удостоены премии Петербургской АН.Орлов Иван Иванович
Ростислав Евгеньевич АлексеевИнженер-кораблестроитель, конструктор судов на подводных крыльях, доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий. Родился в городе Новозыбкове. После окончания Политехнического института был направлен на завод "Красное Сормово". С 1942 года начал работать над созданием судов на подводных крыльях, вел успешные исследования и испытания. В январе 1955 года стал руководителем Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях. В 1957 году в первый пассажирский рейс до Казани отправился теплоход на подводных крыльях "Ракета", созданный в бюро Алексеева В последующие годы было разработано и сдано в эксплуатацию несколько типов новых судов, скорость которых доходила до 100 километров в час. Африкантов Игорь Иванович (1916—1969). Инженер, конструктор, ученый, создатель первых транспортных ядерных энергетических установок в России, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Родился в селе Пушкарка Арзамасского уезда Нижегородской губернии в семье учителей. После учебы на кораблестроительном факультете Горьковского индустриального института работал на оборонном предприятии в Сталинграде. Вернувшись в начале Великой Отечественной войны в Горький, трудился на Машиностроительном заводе мастером, начальником цеха, главным конструктором. В 50-е годы занимался разработкой ядерных энергетических установок. Создал установку для атомного ледокола "Ленин". С 1964 года — директор и главный конструктор Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ). Под его руководством был сформирован коллектив талантливых разработчиков и создателей высококлассных ядерных реакторов широкого профиляАфрикантов Игорь Иванович
Непросто вспомнить всех великих нижегородцев, которые внесли свой вклад в развитие России, оставили след в истории мировой цивилизации. Имена, которые позволяют возродить чувство гордости своими предками, своим краем, своей Родиной. Первая слава земли родной – великие люди. Поняв это, оценив содеянное поколениями предков, мы должны любить землю своих отцов и дедов, почитать тех, кто оставил вам бесценное наследство. Источникиhttp://www.nnov.orghttp://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st027.shtmlhttp://www.peoples.ru/technics/designer/kulibin/http://masterok.livejournal.com/ http://ru.wikipedia.org http://мойнн.рф