Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Считалочка»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 города Ельца
«Дружные ребята»
Принято: на заседании
педагогического совета
Протокол от _________
Утверждено:
приказ №__________ Заведующий МБДОУ детский сад №46
г.Ельца «Дружные ребята»
_________________В.В. Иноземцева
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Считалочка»
(Интеллектуальное развитие детей и ФЭМП)
Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Составители:
Григорьева Е.Н.-воспитатель высшей категории
2016 – 2017 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………3
1.1 Нормативно-правовая база. …………………………………………………….3
1.2 Направленность дополнительной образовательной программы. …................4
1.3 Актуальность программы...............................................................................……5
1.4. Цель и задачи……………………………………………………………………5
1.5. Формы и режим занятий………………………………………………………6
1.6.Целевые ориентиры………………………………………………………… …6
2. Тематическое планирование непосредственно образовательной программы…… …7
3. Календарно – тематическое планирование……………………………………………8
4.Методическое обеспечение программы…………………………………………………23
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база.
Данная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г.Москва Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.30.49-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с комбинированного вида №46 «Дружные ребята».
-Устав МБДОУ.
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Считалочка» способствует формированию математических представлений, дает возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
В процессе формирования математических представлений детей продолжается работа над развитием у них познавательных процессов и мыслительных операций, речи, деятельностных и коммуникативных способностей. Так, например, опыт выделения и сравнения свойств предметов (по форме, цвету, размеру) постепенно переходит в навык. От фиксирования в речи общих и отличительных свойств предметов с помощью слов «одинаковые» и «различные» дети переходят к называнию этих свойств (квадрат и круг, красный и синий, большой и маленький).В ходе реализации дополнительной программы идёт системная работа по развитию у них внимания, памяти, воображения, формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), опыта самоконтроля и других коммуникативных и деятельностных умений и личностных качеств.
Актуальность.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – интеллектуальное развитие, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Все занятия дополнительной образовательной программы «Считалочка» разработаны на основе игры.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Цель и задачи
Цель, решаемая при реализации дополнительной образовательной программы:
- формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости
Задачи программы:
Учить детей различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Учить считать до восьми, учить сопоставлять цифры 1—8 с количеством ( количественный счёт, отвечать на вопрос «Сколько всего?»).
Совершенствовать умение сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 8, а также путём поштучного соотнесения двух предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.Учить сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, толще-тоньше, одинаковые, равные, на основе приложения их друг к другу или наложения.Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале, а также шаре, кубе, конусе, призме. Знать их характерные отличия.
Учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади, слева-справа).
Учить определять части суток.
Учебный курс входит в образовательную область «Познавательное развитие» и обеспечивает развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию. Образовательная область позволяет накапливать детьми опыт практических действий с предметами, вовлекать их в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, практические действия, стимулировать их самостоятельные действия, организовывать результативную детскую деятельность, направленную на видоизменение объектов, понимание и использование простейших замещений и знаков.
Формы и режим занятий
Освоение задач математического развития детей осуществляется как в организованных педагогом видах деятельности (детских проектах, занятиях, развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно – пространственной среды, в центрах экспериментирования, в игровых центрах). С этой целью педагог помещает в игровые центры игры и материалы, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей, овладение измерением, вычислениями, сравнением, классификацией.
Программа ориентирована на воспитанников 4-5 лет, рассчитана на 1 год(2016-2017 уч.год), 1 занятие в неделю во второй половине дня .
Целевые ориентиры
К концу года дети должны уметь:
- считать в пределах восьми, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- называть цифры от 1 до 8, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
- понимать отношения между числами в пределах восьми, выражать эти отношения в речи;
- отгадывать математические загадки;
- различать количественный, порядковый счёт;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
- выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;
- отгадывать загадки о временах года;
- различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Знать:
- как сравнивать объекты по пространственному расположению (слева-справа, впереди-сзади , между)
- как определить местонахождение объекта в ряду (второй, третий).
- как определить последовательность событий во времени (что сначала, что потом, раньше, позже) по картинкам и простым моделям.
- как использовать эталоны с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).
Иметь представление:
- об использование числа как показателя количества, итога счёта, освоение способов восприятия совокупностей (звуков, событий, предметов, сравнение их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счёта и называния чисел по порядку до 8.2.Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности
№ Раздел Задачи
1. Количество и счет. Закреплять умение считать в пределах 8, пользуясь правильными приемами счета (назвать числительное по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
2. Познакомить с цифрами от 1 до 8. Учить писать цифры по точкам. Учить соотносить цифры с количеством предметов. Учить понимать отношения между числами в пределах 8. Учить отгадывать математические загадки. Учить порядковому счету в пределах 8, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?». Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению. Познакомить со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
3. Геометрические фигуры Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр, конус, призма. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера. Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
4. Величина Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров). Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.). Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
5. Ориентировка во времени Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь. Закрепить умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето. Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами. Учить различать понятия: быстро, медленно.
6. Ориентировка в пространстве Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо. Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя. Учить ориентироваться на листе бумаги.
7. Логические задачи Учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
3.Календарно-тематическое планирование.
№ Месяц Тема ОД Цели Источник используемой литературы
1 Сентябрь Счёт по образцу. 1)Продолжать учить считать предметы, упражнять в сравнении двух групп предметов;
2)учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;
3) закреплять представления о частях суток; продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа);
4)формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова Математика для детей 4-5 лет Методическое пособие к рабочей тетради. Творческий центр «Сфера»: Москва. 2008г., занятие№4,с.10
Раб.тетрадь с.8
2. Сентябрь Знакомство с цифрой 1. 1)учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
2)познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1; учить писать цифру 1, используя образец; находить цифру 1 среди множества других цифр;
3)закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);
4)формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова Математика для детей 4-5 лет Методическое пособие к рабочей тетради. Творческий центр «Сфера»: Москва. 2008г., занятие№5,с.12
Раб.тетрадь с.10
3. Сентябрь Цифра 1. Треугольник. 1)закрепить знание о цифре 1; учить соотносить цифру с количеством предметов;
2)учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
3)закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку;
4)закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; формировать представление, что треугольники могут быть разного размера;
5)учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
6)формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова Математика для детей 4-5 лет Методическое пособие к рабочей тетради. Творческий центр «Сфера»: Москва. 2008г., занятие№6,с.13
Раб.тетрадь с.12
4. Сентябрь Знакомство с цифрой 2. 1)познакомить с цифрой 2; учить писать цифру 2; 2)учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; учить различать понятия «далеко», «близко»;
3) учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
4) формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова Математика для детей 4-5 лет Методическое пособие к рабочей тетради. Творческий центр «Сфера»: Москва. 2008г., занятие№7,с.14
Раб.тетрадь с.14
5. Октябрь Знакомство с цифрой 3. 1)учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
2)познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3; учить писать цифру 3 по точкам; находить цифру 3 среди множества других цифр;
3)продолжать учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов; закрепить знания детей о времени года (осень);
4)учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; 5)формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова Математика для детей 4-5 лет Методическое пособие к рабочей тетради. Творческий центр «Сфера»: Москва. 2008г., занятие№9,с.17
Раб.тетрадь с.18
6. Октябрь Закрепление знаний о цифрах 1,2,3. 1)закрепить знания о числе и цифре 3; продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение писать цифры 1, 2, 3;
2) закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку;
3)развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
4)формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова Математика для детей 4-5 лет Методическое пособие к рабочей тетради. Творческий центр «Сфера»: Москва. 2008г., занятие№10,с.18
Раб.тетрадь с.20
7. Октябрь Сравнение предметов на основе составления пар. Цифры 1,2,3. 1) формировать умение сравнивать предметы по количеству на основе составления пар, количественный счёт в пределах 5. актуализировать знания детей по теме «Числа от 1 до 3», представления о геометрических фигурах, сравнение предметов по длине, изученные пространственные отношения; 2) выявить уровень сформированности умений считать до трех, соотносить цифры 1—3 с количеством, различать геометрические фигуры по форме, сравнивать численность групп предметов с помощью счета, ориентироваться на плоскости; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, сформировать опыт самоконтроля и выявления причины ошибки. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №1, с98
Раб.тетрадь, с.1-2
8. Октябрь Раньше, позже.
1) уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» — «позже» («сначала» — «потом»), тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже», составлять сериационный ряд по данным временным отношениям;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия «один» и «много», умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью составления пар;
4) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, пространственную ориентацию. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №2, с.102
Раб.тетрадь, с.3-4
9. Ноябрь Число и цифра 4. 1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру 4 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерность чередования фигур, отличающихся цветом;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №3, с.106
Раб.тетрадь, с.7-8
10. Ноябрь Квадрат. 1) сформировать представление о квадрате как общей форме некото­рых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур (треугольников и кругов), познако­мить с некоторыми свойствами квадрата;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счет до четырех, представления о круге и треугольнике, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;
4) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №4, с.111
Раб.тетрадь, с.9-10
11. Ноябрь Куб 1) сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить представления об изученных фигурах, счет до четырех, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по высоте;
4) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №5, с.116
Раб.тетрадь, с.11-12
12. Ноябрь Вверху, внизу. 1)уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;
2)закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1—4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;
3)тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, фантазию, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №6, с.120
Раб.тетрадь, с.13-14
13. Ноябрь Сравнение по ширине 1) уточнить пространственные отношения «шире» — «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «широкий», «узкий»;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить счетные умения, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность чередования фигур по форме;
4) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №7, с.123
Раб.тетрадь, с.15-16
14. Декабрь Число и цифра 5 1) сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №8, с.127
Раб.тетрадь, с.17-18
15. Декабрь Овал 1) сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счет до пяти, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №9, с.132
Раб.тетрадь, с.19-20
16. Декабрь Внутри, снаружи 1) уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;
2)закрепить представления об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов, определять, называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру;
3)тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, мелкую моторику рук и мимику лица. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №10, с.137
Раб.тетрадь, с.21-22
17. Декабрь Впереди, сзади, между. 1) уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи;
2) закрепить пространственные отношения «справа» — «слева», закон сохранения количества, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством, определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение упорядочивать предметы по заданному признаку, представления о круге, квадрате и треугольнике;
3) тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, память, речь, пространственные представления, фантазию, воображение, творческие способности, опыт самоконтроля и взаимоконтроля.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №11, с.141
Раб.тетрадь, с.23-24
18. Январь Пара 1) уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине;
4) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, инициативность, сформировать опыт самоконтроля и коррекции своих ошибок.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №12, с.144
Раб.тетрадь, с.25-26
19. Январь Прямоугольник 1) сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить геометрические и пространственные представления, счет до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №13, с.148
Раб.тетрадь, с.27-28
20. Февраль Числовой ряд 1) сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1—5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №14, с.154
Раб.тетрадь, с.29-30
21. Февраль Ритм
(ПОИСК И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ)1) сформировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить изученные геометрические фигуры, закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №15, с.159
Раб.тетрадь, с.31-32
22. Февраль Число и цифра 6. 1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать предметы по высоте;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №16, с.163
Раб.тетрадь, с.33-34
23. Февраль Порядковый счёт 1) сформировать представление о порядковом счете, закрепить умение считать до шести, умение соотносить цифры 1—6 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить умение определять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (лево, право);
4) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, двигательную память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт взаимоконтроля.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №17, с.168
Раб.тетрадь, с.35-36
24. Март Сравнение по длине 1) уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3)закрепить умение определять и называть свойства предметов, представление о числовом ряде, счёт до 6, порядок следования цифр1-6.
4)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля и взаимоконтроля. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №18, с.171
Раб.тетрадь, с.37-38
25. Март Число и цифра 7. 1) сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить геометрические представления, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, инициативность.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №19, с.175
Раб.тетрадь, с.39-40
26. Март Числа и цифры
1-7 1)закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1—7 с количеством, находить место числа в числовом
раду;
2) закрепить представления о сохранении количества, умение рас­познавать форму геометрических фигур, упорядочивать группу предметов по длине;
3) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, сформировать опыт контроля.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №20, с.179
Раб.тетрадь, с.41-42
27. Март Сравнение по толщине 1) уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнивать предметы по толщине;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №21, с.182
Раб.тетрадь, с.43-44
28. Март Выше, ниже 1) уточнить понимание слов «высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер;
2) закрепить умение сравнивать численность групп предметов двумя способами, представление о числовом ряде, прямой и обратный счет до семи, умение определять и называть свойства предметов;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь, вариативное и логическое мышление, воображение, самостоятельность, коммуникативные умения. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №22, с.186
Раб.тетрадь, с.45-46
29. Апрель План (карта путешествий) 1) сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, вариативное и логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №23, с.190
Раб.тетрадь, с.47-48
30. Апрель Число и цифра 8. 1)сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством;
2)сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3)закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
4)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №24, с.194
Раб.тетрадь, с.49-50
31. Апрель
Сравнение по длине, ширине, толщине 1) закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине;
2) закрепить порядковый счет до 8, знание цифр 1—8;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №25, с.199
32. Апрель Цилиндр 1)сформировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3)закрепить счет до восьми, умение выделять и называть общее свойство предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами;
4)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №26, с202
Раб.тетрадь, с.51-52
33. Май Конус 1) сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и сре­ди других фигур;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить умение выделять и называть свойство предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами;
4) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №27, с.207
Раб.тетрадь, с.53-54
34. Май Призма и пирамида 1) сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счетные умения в пределах 8, представления об изученных геометрических фигурах, умение выделять и называть свойства предметов, соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, умение ориентироваться в пространстве;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №28, с.211
Раб.тетрадь, с.55-56
35. Май Геометрические тела 1)закрепить представления детей о геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане-карте;
2)закрепить порядковый счет, представления о числах и цифрах 1—8, тренировать умение соотносить цифру с количеством;
3)тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт контроля и самоконтроля. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014., №29, с.216
36. Май Повторение изученного1)закрепить представления о порядковом счете, закрепить умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
2) уточнить представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольник, овал, а также шаре, кубе, конус, призма, пирамида. Закреплять умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Конспект.
37. Май Игра-путешествие в страну «Считалочка» 1)Закрепить умение называть цифры от 1 до 8, отгадывать математические загадки, различать количественный, порядковый счёт;
2) Закрепить умение решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, понимать задание и выполнять его самостоятельно;
3)закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Конспект
4. Методическое обеспечение
Е.В.Колесникова Математика для детей 4-5 лет Методическое пособие к рабочей тетради. Творческий центр «Сфера»: Москва. 2008г.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014.
Е.В.Колесникова Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для детей 4-5 лет».-М.;ТЦ «Сфера», 2009., 84с.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Рабочая тетрадь 2 часть.- Издательство «Ювента».-Москва.-2014.
Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 3–6 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: Математика. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 40 с.