Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Путешествие в мир природы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Программа лагеря с дневным пребыванием детей
«Путешествие в мир природы»
Номинация
«Программа оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей»
Автор-составитель программы:
Юркова Олеся Андреевна,
педагог-организатор МБОУ «СОШ №11»
2017 год
Пояснительная записка
Помните, взрослые, помните дети!
Помните – что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Т.Л.ПетуховаЛето – наилучшая пора для общения с природой. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Экология изучает весь комплекс взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Экология человека — наука, которая изучает взаимодействия человека со сложным многокомпонентным окружающим миром, динамическими, постоянно меняющимися условиями существования.
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Вопросами экологии занимались и продолжают заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Очень активно включились в экологическую и природоохранную тематику и педагоги, стремящиеся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение.
 Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
 В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
 Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, будет создано единое воспитательное пространство: «Школа-Семья-Общественность».
 Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
организация активного отдыха и оздоровление детей; формирование установок на здоровый образ жизни
приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческогомышления
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
проведение экологических акций в микрорайоне школы
Концептуальные подходы
Экологическое воспитание – является составной частью нравственного воспитания, это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Выдающиеся русские педагоги отмечали огромную роль природы в становлении человека, как гражданина, в человеческом развитии.
К. Д. Ушинский считал, что «…Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление», а В. А. Сухомлинский писал в книге «Сердце отдаю детям»: «…Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает её, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира …».
Основная идея лагеря строится на сочетании гуманистического принципа воспитания с деятельностным подходом, т. е. воспитание через деятельность. Программа будет носить социально-значимый характер. Учащиеся включаются в разнообразную деятельность экологического характера: познавательную, художественно-эстетическую, просветительскую и др.
Вся деятельность в лагере будет направлена на получение положительных эмоций. Непринужденность и неформальность отношений в большей степени дадут возможность детям проявить свои личностные качества, формируют навыки сотрудничества, умения работать в команде.
В ходе реализации программы экологического лагеря совершенствуется экологическая культура, дети приобретут знания о современном мире, научатся решать локальные экологические проблемы, получат опыт творческой и коллективной деятельности.
Принимая участие в работе лагеря у ребят формируются навыки практической деятельности, создается система экологических знаний, ценностей и экологической культуры. Программа предполагает различные формы и методы работы как индивидуальные (в малых творческих группах), таки групповые.
Предполагаемый результат
- Повышение уровня экологической культуры, умения правильно общаться с природой- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). - Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.- Развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей.- Развитие лидерских качеств. 
- Получение навыков практической деятельности
Формой подведения итогов станет выпуск школьной газеты по итогам лагерной смены, в которой будет отражена деятельность детей за период смены, опубликованы фотографии с различных мероприятий, освещение деятельности лагеря через СМИ и на официальном сайте территориального общественного самоуправления жилого района «Западный».
В конце каждого дня пребывания в лагере старшая вожатая совместно с педагогами оценивают результат участия и активности отряда и в таблице отмечают: если отряд стал победителем в каком-либо мероприятии - зеленое дерево, активно участвовал- желтое дерево, если отряд не старался, был не активен, просто принял участие - дерево без листвы. (Приложение 1)
Дополнительно для анализа работы педагогов ребята заполняют (по желанию) «Книгу отзывов и предложений», где могут высказать все минусы и плюсы в работе лагеря, написать отзыв о проведенных мероприятиях, объявить благодарность или выразить негатив.
Сроки и этапы реализации программы:
I этап.  Подготовительный – апрель - май 2017 г.
II этап. Организационный - 01.06.2017 г.
III этап. Основной – 02.06 по 28.06 2017г.
IV этап. Заключительный – 29 и 30 06. 2017 г.
 
 I этап.  Подготовительный – апрель – май 2017 г.
За 2 месяца до открытия летнего лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре по подготовке к летнему сезону
отбор кадров для работы в пришкольном летнем экологическом лагере, подготовка методического сопровождения;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (программа работы, план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
комплектование отрядов.
 
II этап. Организационный – 1 июня 2017 г.
          Основная деятельность этого этапа:  встреча детей, распределение по отрядам, проведение игр на знакомство и сплочение коллектива, знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, инструктажи по технике безопасности и правилам дорожного движения, подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
 
III. Основной этап – 02.06 по 28.06. 2017г.
На данном этапе реализуются основные положения программы. Во время реализации программы воспитанники принимают участие в различных мероприятиях и конкурсах, экологических десантах и викторинах, оформляют отрядные уголки, изготавливают памятки по экологии и их распространяют и т.д.
 IV. Заключительный этап – 29 и 30  июня 2017 г.
На этом этапе  подводятся итоги смены; педагоги, воспитанники и родители анализируют работу лагеря и вносят свои предложения в книгу отзывов по работе лагеря в будущем. Выпускается стенная газета о работе лагеря (каждый отряд выпускает свою часть и формируется в одну большую газету). В конце смены ребята оформляют «Поляну настроения» (удовлетворенность жизнью в лагере: в виде цветика – семицветика: Красный цвет – классно! Оранжевый – очень хорошо! Зеленый – как всегда. Синий – скучно)Содержание программы
     
Формы и методы : - тематические познавательные игры и викторины;- спортивные игры и соревнования;- игры на знакомство и сплочение коллектива;- беседы по обсуждению достигнутых результатов.- изготовление поделок из природного бросового материала, выпуск стенной газеты.- акции.
- просмотр видеофильмов.
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками.
Основные мероприятия и виды деятельности
Спортивно - оздоровительная деятельность включает в себя проведение утренней зарядки, организацию различных спортивных соревнований и эстафет, таких как «Малые олимпийские игры», «Эстафетный бег», «Гиннесс-шоу», «Вперед к рекордам» в рамках Дня Спорта и т.д.
Общественно-значимая деятельность включает в себя участие ребят в экологических десантах акциях, совместно с ТОС жилого района «Западный».
Природоохранная и просветительская деятельность предполагает проведение выставок и конкурсов рисунков и плакатов по теме, участие в выставке поделок «Творим чудеса», изготовление листовок с обращениями к жителям для распространения в микрорайоне школы в ходе экологических десантов.
Интеллектуальная деятельность поможет развить и расширить кругозор детей, пополнить знания интересными фактами о природе, предполагает посещение филиала библиотеки №11 для участия в различных викторинах, интеллектуальных марафонах.
Профилактическая деятельность включает в себя ряд бесед с привлечением специалистов ГИБДД и ФКУ Центр «ГИМС» о безопасном поведении на дорогах и водоемах в летний период, о пожарной безопасности, проведение конкурса плакатов «Мы за здоровый образ жизни», урока безопасности «Один дома», проведение следующих инструктажей с детьми: «Общие правила поведения в лагере», «Правила пожарной безопасности» и т.д.
Патриотическая деятельность предполагает проведение конкурса рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия», посвященный Дню России, военно-спортивной игры «Зарничка».
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
начальник лагеря,
воспитатели (из числа педагогов школы)
старшая вожатая (из числа педагогов школы)
музыкальный работник
Подбор кадров осуществляется директором ОУ. Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ « СОШ № 11»;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря, подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Для реализации программы используется материально-техническая база ОУ: компьютеры, принтеры, сканеры, м\м проекторы, спортивный инвентарь и т.д.
Механизм реализации программы
Любая деятельность  в лагере должна быть посильной и привлекательной для личности каждого ребёнка, соответствовать интересам личности, содержать эффект новизны, иметь чётко выраженный результат, способствовать творчеству и самостоятельности.
В ходе реализации программы воспитанники окунуться в мир природы, совершат путешествие в мир лесов, полей, рек, озер и т.д., так как при планировании работы были учтены памятные даты в рамках Года Экологии. Весь план мероприятий будет представлен в виде карты с различными станциями. Каждая станция будет посвящена определенному виду деятельности. Уже с первого дня пребывания в лагере ребята смогут увидеть весь маршрут путешествия в мир природы. (см.Приложение 2)
Активно будет использована такая форма проведения мероприятий как интерактивная игра- квест (путешествие по станциям), где в игровой форме ребята будут узнавать новые интересные факты о природе, показывать имеющиеся знания.
План мероприятий
01.06. Старт «Зелёный островок «Мечта»
Игры на знакомство. Инструктаж «Правила поведения в лагере», «Правила поведения на дороге», «Правила пожарной безопасности».
Операция «Уютный дом»: обустройство и оформление отряда.
Торжественная линейка, посвященная открытию лагерной смены.
02.06. Остановка «Озеро Надежды»
Зарядка. Тренировочная эвакуация.
Беседа в отрядах «Чистые водоемы- наше богатство», посвященная Международному Дню очистки водоемов (празднуется в первый выходной июня с 1995 года). Просмотр видеофильма о водоемах Хакасии.
05.06. Остановка «Остров чистоты»
Зарядка. Беседа в отрядах «Всемирный день охраны окружающей среды» (с 1972г.), «День эколога» (с 2007 г.). Беседа с сотрудником ГИБДД «Самые важные правила».
Спортивное мероприятие «Малые Олимпийские игры».
Игра-квест «Мы за чистоту природы». Экологический десант по территории лагеря «Отряды против мусора!»
06.06. Остановка «Парк интеллекта»
Зарядка. Интеллектуальная игра в филиале библиотеки №11 «По страницам книг…».
Викторина в отрядах «Птицы наши друзья».
07.06. Остановка «Ручей здоровья»
Зарядка. Спортивные эстафеты «Чемпионы скакалок». Подвижная игра «Снайпер»
08.06. Остановка «Океан доброты»
Зарядка. Всемирный день океанов. Просмотр фильма об океанах и их обитателях.
Беседа со специалистом Центра ГИМС о безопасности на водоемах.
09.06. Остановка «Остров чистоты»
Зарядка. Экологический десант совместно с ТОС ж\р «Западный».
Конкурс и выставка рисунков «Убери мусор за собой!»
13.06. Остановка «День спорта»
Зарядка. Конкурс рисунков на асфальте «Россия- это мы!».
Общелагерное спортивное мероприятие «Вперед к рекордам!»
14.06. Остановка «Водопад творчества»
Зарядка. Конкурс юных художников «Волшебные краски природы».
Конкурс плакатов между отрядами «Здоровый образ жизни- наш выбор!»
15.06. Остановка «Остров везения»
Зарядка. Изготовление листовок с обращением к жителям города «Сохраним природу чистой!»
Игра-квест «Лесное путешествие». Выставка поделок из природного материала «Творим чудеса»
16.06. Остановка «Волшебная пустыня»
Зарядка. Беседа в отрядах: Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой . Просмотр фильма «Жизнь в пустыне».
19.06. Остановка «День спорта»
Зарядка. Спортивные соревнования между отрядами «Эстафетный бег». Чемпионат лагеря по ирге в лапту (совместно с родителями)
20.06. Остановка «Зеленая тропа»
Зарядка. Игра-квест «Экологической тропой».
Спортивная эстафета «Хоккей на траве»
21.06. Остановка «Цветочная поляна»
Зарядка. Беседа в отрядах: «Международный день цветка».
Игра-квест «Цветик семицветик».
Викторина в филиале библиотеки №11 «Стану я природе другом!»
22.06. Остановка «Полигон выносливости»
Зарядка. Час памяти и флеш-моб «И помнит мир спасенный…»
Военно-спортивная игра «Зарничка».
23.06. Остановка «Остров чистоты»
Зарядка. Экологический десант по территории лагеря «Отряды против мусора!» с вручением листовок жителям района.
26.06. Остановка «День спорта»
Зарядка. Чемпионат лагеря по футболу .27.06. Остановка «Река для рыбака»
Зарядка. Всемирный День рыболовства. Беседа в отрядах: «Экология рек». Просмотр фильма «Жизнь рек».
28.06. Остановка «Равнина силы и ловкости»
Зарядка. Подвижные игры «Семейные старты» (дети-родители)
29.06. Остановка «Вершины гармонии»
Зарядка. Беседа в отрядах о безопасности «Один дома».
Выпуск общелагерной стенной газеты по итогам смены. Игра по станциям «Ромашка».
30.06. Остановка «Чистая планета»
Зарядка. Игра-квест «Кругосветка по лагерю». Экологический десант по территории лагеря «Отряды против мусора!». Оформление «Поляны настроения».
Торжественная линейка, посвященная закрытию лагерной смены.
Литература
1.Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь… (игры, конкурсы, викторины).- Волгоград: Учитель, 2007.- 183 с.
2.Афанасьев С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.- 288 с.: ил.- 1000 советов.
3.Биология.5-11 классы: внеклассные мероприятия. Вып.2/ авт.сост. Е.А.Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. -214с.
4.Иванова Т.А. Сценарии праздников в летнем оздоровительном лагере для детей и взрослых.- М.: АРКТИ, 2005.-80 с.
5.Коган М.С. Игровая кладовая- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004.- 173 с. – (Сценарии игр и праздников)
6.Организация досуга учащихся. 5-11 классы: игры, эстафеты, туристические старты и слеты/ О.Н. Камакин.- Волгоград: Учитель, 2010. -135с.
7. Рохлов В., Темеров А., Петросова Р. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей.-М:АСТ-ПРЕСС,1999.- 432с.
8. Интернет
Приложение 1.

Приложение 2.