Конспект урока: Красив тот, кто красиво поступает

11

Тема: КРАСИВ ТОТ, КТО КРАСИВО ПОСТУПАЕТ
Цель: формирование понятия о подлинной красоте человека.
Задачи:
-раскрыть значение понятий «красота сердца», «красота души
человека»;
-развивать способность видеть в каждом человеке хорошие качества;
- воспитывать любовь к прекрасному.

Круг радости
Учитель приветствует учеников и приглашает их в Круг радости. Он зачитывает стихотворение, которое подготавливает детей к восприятию темы урока.
М. Ахметова
Красота. Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу - то, что мир спасет,
То, на чем стоит планета вся.
Ну а что такое «быть красивым»?
Я отвечу - это значит быть собой,
Не скрывать улыбки милой,
Радостно дарить души тепло.
Чтение
В рубрике «Читаем» предлагается рассказ, который рекомендуется читать по ролям, что оживит его восприятие. На роли требуются две девочки и мальчик. Слова автора читает учитель.
Красота души
В одном доме жили две девочки-подружки - Алена и Даша. В классе Алена по праву считалась самой красивой девочкой. Она много времени проводила перед зеркалом.
Даша же была девочкой скромной, стеснительной.
Однажды подружки возвращались из школы домой. На перекрестке они увидели дедушку. Он не решался перейти через дорогу.
Алена собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:
Вам помочь?
Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.
Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.
-Спасибо тебе, девочка. Ты красивая, как солнышко.
«Какая же она красивая, я намного красивее ее», - подумала Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух спросила:
Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?
Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, - ответил дедушка.
-Почему дедушка назвал Дашу красивой?
-Что делает человека по-настоящему красивым?
Обсудив вопросы, учитель спрашивает учащихся, знают ли о какие-либо пословицы и поговорки о красоте души. Выслушав ответы учеников, он предлагает выполнить следующее задание.
Упражнение. Ученикам необходимо прочитать пословицы и объявить их смысл, ответив на вопрос: «О чем они говорят?».
Красота лица - в красоте характера.
Не гляди в лицо, а заглядывай в сердце.
Кто сердцем щедр, тот лицом светел.
Выслушав ответы учеников, учитель предлагает ознакомиться учебной информацией, которая содержит в себе обобщающий вывод о том, что такое красота души человека.
Учебная информация
Красота души - это сочетание добрых качеств и поступков человека.
Упражнение. В этой части урока необходимо перейти от размышлений к практической оценке действий человека, этих целях предлагается выполнить задание. Учитель просит учащихся рассмотреть рисунки и сказать, кто из нарисованных ребят поступает красиво.
На рисунках представлены две ситуации, которые рассказывается о красивых и некрасивых поступках детей.
Цитата урока
Представленная пословица является образным выводом по те урока.
Красота сердца дороже красоты лица.
Арабская пословица
Разминка «Волшебная шляпа»
ученики встают в круг, берутся за руки и с закрытыми глазами опят: «Мы с тобой друзья, а волшебная шляпа моя». В это время учитель кому-нибудь надевает шляпу. Ученик, получивший шляпу, должен выйти в центр круга и назвать какое-либо красивое качено в каждом ученике. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает право носить волшебную шляпу до конца урока.
Упражнение. Ученикам предлагается закончить следующие предложения:
Человек красив тогда,...
Самый красивый человек для меня - ...
Красивые поступки - это ...
Рефлексивная деятельность, заложенная в выполнении задания, позволит учителю понять, насколько учащиеся включены в тему урока, какие они сделали для себя выводы, что нового узнали.
Чтение
В качестве завершения урока предлагается рассказ В. Росина. Слова автора рекомендуется читать учителю, слова курицы и цыплят - девочке и двум мальчикам.
Кто лучше
В. Росин
Нашли два цыпленка в углу двора кусочек хлеба и принялись его клевать. Увидел это утенок и боком-боком к цыплятам подходит. Видно, и ему хлеба хочется, а попросить стесняется.
Ешь с нами, - позвал желтый цыпленок. - Ешь...
А нам самим хватит? - пискнул черный цыпленок.
Хватит, хватит, - успокоил его братишка. - Чего уж там! Так втроем и позавтракали.
Наелись цыплята и побежали к своей маме, крылышками машут.
- Мама, мама! - кричит черный цыпленок. - С нами утенок хлеб ел! Скажи, хорошо я поступил, что поделился с ним?
- Хорошо, сынок, хорошо.
-Ох, как я утенка накормил! - не унимался цыпленок.
- Да что об этом говорить, - остановил его братишка. - Позавтракали и все.
Посмотрела курица-мать на сыновей и сказала: Хорош тот, кто делится с товарищем, но еще лучше тот, кто делится и не хвастает этим
-Какой цыпленок вам больше понравился? Почему?
-Какой совет вы бы дали черному цыпленку?
Предлагаемое чтение раскрывает еще одну грань красоты души человека - уметь поступать красиво и не хвастать этим. При обсуждении вопросов учителю необходимо акцентировать на этом внимание детей.
Круг «От сердца к сердцу»
Поблагодарив учеников за интересный урок, учитель приглашает всех встать с ним в круг, взяться за руки и пожелать друг другу что-либо хорошее. Первым начинает учитель. Он дает свои пожелания ученику, стоящему справа от него, тот - своему соседу и так далее по кругу, пока очередь вновь не дойдет до учителя.























Самопознание № 12

Тема: КРАСИВ ТОТ, КТО КРАСИВО ПОСТУПАЕТ
Цель: формирование понятия о подлинной красоте человека.
Задачи:
-раскрыть значение понятий «красота сердца», «красота души
человека»;
-развивать способность видеть в каждом человеке хорошие качества;
- воспитывать любовь к прекрасному.
Круг радости
Поприветствовав учеников, учитель приглашает всех в круг, читает стихотворение В. Солоухина. Каждый раз дети хором повторяют за учителем слово «Здравствуйте».
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку
Солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
На данном уроке речь пойдет о вежливости, как о качестве, украшающем человека. Это стихотворение готовит учеников к восприятию темы, а также создает положительную атмосферу в классе.
Решение ситуаций
Урок рекомендуется начать с решения ситуаций. Учитель преллагает ученикам разыграть ситуации по ролям и помочь героям по! ступить красиво. В учебнике представлены следующие ситуации:
1. После школы две подруги, Маша и Алия, ехали в автобусе. На их местами была табличка, на которой было написано: «Места ДЛЯ детей». Вдруг в автобус вошла старушка...
2 Илья шел в магазин. Навстречу ему из магазина выходила незнакомая девочка. В одной руке у нее была сумка, в другой - корзинка с фруктами...
3 Однажды две лучшие подруги, Таня и Аигуль, шли в школу. Таня была в одном платье, а Аигуль - в плаще. Внезапно начался сильный дождь...
Разыгрывая ситуации, учитель наводит детей на вывод: для того чтобы поступить красиво, необходимо искренне уважать человека, быть вежливым, уметь уступать ради общего блага и сохранения добрых взаимоотношений.
Чтение
Учитель делает вывод, что важной составляющей красоты человеческого характера является его вежливость. В народе говорят -вежливость украшает человека. Для иллюстрации этих слов в рубрике «Читаем» предлагается следующий рассказ.
Для чего говорят «спасибо»
В. Сухомлинский
По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик усмехнулся.
Вы зачем сказали ручью спасибо? - спросил он дедушку. -Ведь ручей не живой, не услышит Ваших слов, не поймет Вашей благодарности.
Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. - А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего люди говорят «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Кого оно возвышает? Для кого существует?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь через лес был долгий...
А как вы считаете, для чего люди говорят «спасибо»?
Выслушав ответы учеников, учитель предлагает ознакомиться с Русской пословицей, приведенной в рубрике «Мудрые слова». Он поясняет, что ударение в слове «велико» ставится на последний слог.
Цитата урока
Велико слово «спасибо».
Русская пословица
Разминка
Чтобы набраться сил перед выполнением следующего задания учитель предлагает выполнить разминку. Он приглашает ученике в круг, берет мяч и кидает его кому-либо из учеников, называя при этом какое-либо вежливое слово или слово приветствия. Тот, кто поймал, кидает мяч следующему ученику и т.д. Необходимо вспомнить и назвать как можно больше вежливых слов, при этом нельзя
повторяться.
Упражнение. Для закрепления полученной информации предлагается выполнить задание в тетради. Ученикам необходимо вставить пропущенные слова в стихотворные строчки. Приводятся
слова для справок: спасибо, простите, до свидания, здравствуйте , добрый день.
Дети вежливые и развитые говорят, встречаясь .... Зазеленеет старый пень, когда услышит .... Когда нас бранят за шалости, говорим .... Растает даже ледяная глыба от слова теплого .... И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ....
Чтение Добрых советов Алпамыса и Махаббат
В качестве резюме урока по теме «Красив тот, кто красиво поступает» приводятся советы Алпамыса и Махаббат, которые отражают ее основную суть.
Ребята, всегда поступайте с другими так, как вам подсказывает сердце.
Будьте вежливы. Помните, что вежливость украшает человека
Помогайте тем, кому нужна ваша помощь. Делайте это бескорыстно!
Круг «От сердца к сердцу»
Поблагодарив учеников за урок, учитель приглашает их в круг Он декламирует стихотворение (фрагмент из песни «Точка, точкапятая...» на слова Ю. Кима). В форме содержатся ключевые идеи о красоте души человека.
Знают даже дети,
Как прожить на белом свете:
Легче этого вопроса
Нету ничего!
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым