Урок биологии 10 класс (план-конспект) Обработка способов решения задач на моногибридное и дигибридное скрещивание


Тема урока Отработка способов решение задач на моногибридное скрещивание « Первый и второй законы Менделя ».
Образовательные цели:
Создать условия для отработки умений учащихся решать задачи на основе особенностей наследования признаков при моногибридном скрещивании;
Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умений пользоваться генетической терминологией и символикой, записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета;
Развивать мыслительные операции у учащихся в процессе решения задач: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей;
Содействовать формированию профессиональнального самоопределения
Тип урока урок комбинированный.
Дидактические материалы и оборудование: учебные пособия по генетике
План учебного занятия
Этап
учебного
занятия Информационный
блок Операционно-
деятельностный блок Рефлексивный
блок Методический блок

Организа-
ционно-
мотива-
ционныйэтап
Эмоциональный
настрой на урок.
Сообщение темы
урока.
Формулировка
совместно с уча-
щимися задач
урока.
А.Л.Минц: «На-
пичканный зна-
ниями, но не
умеющий их
использовать ученик,
напоминает
фаршированную
рыбу, которая не
умеет плавать».
Девиз урока: трудноесделать легким, лег-
кое привычным, а
привычное приятным.
Учебное слушание.
Формулировка
задач урока в ходе
ответа на вопрос
«Чем работа насегодняшнем урокебудет вам полезна?»
«Зачем тебе
нужно учиться
решать задачи?» «Психологический
контакт».
Самостоятельная
формулировка
задач урока.
Сообщение
учителя.
Этап акту-
ализациисубъектно-
го опыта
учащихся
Определение теоре-
тического минимума,
необходимого для
решения задач:
моногибридное скрещи-
вание, доминантный
признак, рецессив-
ный признак, гипоте-
за чистоты гамет,
1 и2 закон Менде-
ля, аллельные гены,
гомозигота,
гетерозигота, генотип,
фенотип.
Вопросы к «Щадяще-
му опросу». На основе анализа
демонстрационной
таблицы называют
те понятия и
теоретические
закономерности,
которые необходи-
мы при решении
задач.
Работают в парах.
Отвечают на вопро-
сы друг другу.
Анализируют
свой ответ в
сравнении с
показательным
ответом.
Беседа.
Фиксирование
терминов на доске.
«Щадящий опрос».
Этап
отработки способов
деятель-
ностиРешение задачи 1.
Этапы работы:
1. Знакомство с
текстом задачи.
2. Анализ задачи:
почему данная задача
относится к задачам
на моногибридное
скрещивание и
можем ли мы
использовать для ее
решения ранее
составленный
алгоритм.
3. Решение задачи поцепочке.
4. Вывод о возмож-
ности использования
алгоритма.
Решение задачи 2.
Конструктивный
уровень.
Этапы работы:
1.Прочитать условие
задачи 2 и ответить
на вопрос: в чем
отличие данной зада-
чи от предыдущей?
2.Решить задачу.
3.Определить
последовательность
своих действий.
Организуется работа
в парах.
Знакомятся с
текстом задачи.
Анализируют и
отвечают на
поставленные
вопросы.
Решают задачу самостоятельно.
Записывают
решение задачи в
тетради.
Делают вывод о
возможности
использования
алгоритма.
Читают, анализи-
руют условие
задачи и отвечают
на поставленные
вопросы.
Решают задачу впарах.
Формулируют и
записывают
последовательность
своих действий. «Наши действия
при решении
данной задачи
соответствуют
алгоритму,
который мы
использовали
ранее?»
Составляют
алгоритм
решения даннойзадачи и сравни-
вают его с ранее
используемым.
Анализ текста
задачи.
Решение задачи поцепочке с вербали-
зацией своих
действий.
Формулировка
вывода.
Анализ текста
задачи.
Работа в парах.
Составление
алгоритма
решения задачи.
Сравнение.
Этап
самостоя-
тельного
примене-
ния знаний
и способов
действий
Самостоятельное
решение одной из
задач, предлагаемых
на выбор. Анализируют
задачи и выбирают
одну из них длясамостоятельного
решения. Выбор учебнойзадачи в
соответствии с
самоанализом
уровня усвоения
знаний. Анализ текстов
задач.
Самостоятельная
работа.
Этап
подведе-
ния итогов
урока Обращение к задачам
урока, девизу урока.
Выводы по уроку. Учащиеся делают
выводы по уроку. Качественная
оценка работы
класса.
Выставление
оценок.
Этап
информа-
ции о
домашнем
заданииДомашнее задание:
составить и решить
задачу на моногибрид-
ное скрещивание.
Оформить задачу в
виде карточки.
Установка на то, что
самые интересные
задачи будут решены
на последующих
уроках.
Индивидуальные
тестовые задания.
Записывают
задания в дневники
Получают
индивидуальные
тестовые задания.
Сообщение
учителя.
Творческое задание
Индивидуальные
тестовые задания.
.
Этап
рефлексии Рефлексия учащими-
ся собственной
деятельности.
Задание: закончить
одно из трех предло-
жений, которое
больше других
соответствует вашему
состоянию. Заканчивают
одно из трех
предложений. «Решать задачи
мне трудно, так
как…»
«Решать задачи
мне легко, так
как…»
«Решение задач
для меня занятие
приятное и
интересное,
потому что…»
«Незаконченное
предложение».