Урок литературы в 5 классе на тему Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»


Урок литературы в 5 классе .
Провела урок :Мавринская Н. А. ,учитель МБОУ «Школа № 18»
Г.о Балашиха
Дата проведения 18 марта 2016г.
Тема:
Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
 Цель урока: Познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес  к его  личности.
Задачи:
Обучающие: Показать влияние биографии писателя на его творчество.
Развивающие:                                                                                  
Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.
Развивать умение составлять план фрагмента текста, уметь высказывать свое мнение о прочитанном;
Воспитательные:
Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.                                                    
Тип урока:   Урок приобретения новых знаний.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Словарная работа: автобиографическая проза.
Предварительная подготовка:
Общие задания: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; индив.: сообщение о детстве писателя.
 Ход урока:
1. Организационный этап. Сообщение темы и цели урока. Запись темы в тетради.
Ребята, сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом  «Васюткино озеро». Писал он о проблемах, волнующих людей и сейчас: о сохранении природы, о людях и их поступках, о твердых характерах и преодолении трудностей
2. Изучение нового материала.
А.Просмотр тематических слайдов /презентации Комментарии учителя:
Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в  Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.
К самому берегу подступает вековая тайга.  В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под  стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера  писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. А жизнь великого сына земли красноярской  была нелёгкой.
Б.Сообщение учащегося о детстве писателя (реализация индивидуального домашнего задания)
Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её  он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите  быть беспризорником, довелось ему и жить в заброшенном доме одному, узнать, что такое детский дом.     
Из родных мест ушёл  в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
Слово учителя:
В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году  он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.
Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». 
 В.. Конкурс «Самый внимательный читатель рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
1.Конкурс знатоков «Вставь слово»:
Главного героя рассказа зовут . Он с родителями жил на берегу реки . Отец мальчика занимался тем, что . Главный герой снабжал бригаду рыбаков .Однажды мальчик отправился в лес. Вдруг перед ним что-то сильно захлопало. Это был . Пытаясь его поймать, герой . Он понял это, так как не увидел на дереве . Сначала мальчик очень , но потом вспомнил слова дедушки: «Тайга  не любит!»Плутая по тайге, герой неожиданно вышел к  , в котором было много рыбы. После долгих приключений мальчика спасли  с бота. Мальчик рассказал отцу о своей находке и показал, как туда добраться. С тех пор и пошло - «». Рыбы в нем оказалось действительно очень много.
 Г. Викторина:
Почему стала плохо ловиться рыба?
На какой реке происходили события?
Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
Чем снабжал Васютка рыбаков?
Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
Что такое затесь?
Какую птицу первой увидел мальчик?
Стрелял ли в нее Васютка?
Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
11. Когда Васютка понял, что заблудился?
12. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
13. Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?
14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
Как Васютка выбрался к реке?
3..Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».
- Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа.   Самостоятельно прочитайте статью в учебнике – хрестоматии «Судьба рассказа «Васюткино озеро».
Теория литературы: Значение термина  «автобиографическая проза».
Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят.   Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика  автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
3.Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Обучение аналитическому пересказу.
Ребята,  для работы мы возьмём эпизод из произведения,   начиная со слов: «Открытие было настолько простым и  потрясающим» до «Живём!».
А. Вопросы и задания к фрагменту.
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
Чьи слова Васютка  вспомнил, когда ему стало плохо?
Что он сделал в первую очередь?
Как  мальчик  приготовил себе еду?
В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
Какие черты характера обнаружились в мальчике?
Б.Словарная работа:Ребята,  обратите  внимание на слова и выражения, характерные для стиля В.Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.
 Подумайте над их  значением и   постарайтесь использовать  в своём пересказе.
4. Рефлексия. Комментирование деятельности учащихся.
Понравился ли вам рассказ?
Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?
Назовите запомнившиеся события из  жизни В.П. Астафьева.
Происходили ли с вами истории, подобные  Васюткиной?
Как вы нашли выход из ситуации?
5. Домашнее задание. 1)Проанализировать, какие люди окружали героя (семья; взрослые: рыбаки, охотники; друзья).
2)задание групповое: Какие черты характера вы хотели бы взять у Васютки? Что для этого нужно сделать?
3)Озаглавить иллюстрации(-) и пересказать эпизоды(в том числе по иллюстрациям).
4)+ Составить памятку «Как выжить в тайге».