Эссе учителя информатики Моя педагогическая философия

Эссе «Моя педагогическая философия»
«Велик тот учитель, кто исполняет на деле то, чему учит».
Катон Старший

Хотела ли я быть учителем с детства? Скорее это желание пришло незаметно. Сначала появилась любовь к информатике и точным наукам, а затем возможность объяснять материал одноклассникам, шанс занять место педагога во время «Дня учителя». После окончания школы я поступила в Казахский Государственный агротехнический университет им.С.Сейфуллина на Инженерно-педагогический факультет, который в процессе моего обучения был переименован в факультет Компьютерных систем и профессионального обучения.
За время учебы я трижды проходила профессиональную и педагогическую практику в своей родной Новоселовской средней школе. Учительская деятельность пришлась мне по душе. Получив диплом, я осталась работать на факультете КСиПО преподавателем на кафедре Информационных технологий. На протяжении двух лет я преподавала информатику и программирование. Мне это очень нравилось, я чувствовала что это моя стихия. Возможно, потому что меня окружал высокопрофессиональный и дружный коллектив. Многому меня научила мой преподаватель и коллега – доктор физико-математических наук Мурзабекова Гульден Ислямбековна. Она стала для меня эталоном настоящего педагога. Видя во мне большой потенциал она сразу привлекла меня к совместному научному труду. И уже через год работы мы выпустили методическое пособие по программированию для студентов факультета КСиПО. Обстоятельства сложились так, что мне пришлось вернуться в родное село. Вскоре в моей родной школе появилась вакансия учителя информатики. Меня пригласили работать в школе и я согласилась. Придя работать в родную школу,  я окунулась настоящую жизнь учителя. Конечно, разницу между преподавательской и учительской деятельностью я ощутила сразу. Иной контингент учащихся и концепция обучения, как мне кажется, если в университете студент понимает, что он учится «для себя», то в школе ученик чаще всего думает, что он учится «для учителя или для родителей и т.д.». Структура обучения предмету тоже другая - ведь нужно не просто отвести занятие и выдать домашнее задание, а построить урок так, чтобы ученик прочно овладел знаниями, и не забыл о том, что было на уроке, выйдя за порог школы. И, чтобы моим выпускникам, поступившим в ВУЗ, не задали этот ужасный вопрос «Чему вас в школе учили?». И тогда я начала искать свои педагогические направления. Перебрала много литературы: учебной, методической, педагогической. Изучала бесконечные статьи о залогах педагогического успеха в Интернете. Но помогло мне другое, я вспомнила своих педагогов проанализировала их уроки, лекции и практические занятия, поразмышляла и сделала выводы.
Теперь в своей педагогической практике применяю методики, основанные на традиционном обучении с элементами инновационных технологий. Чем обоснован мой выбор? Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. А инновация – это не что иное, как принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными, на мой взгляд, являются личностно-ориентированные, развивающие технологии, Интернет - технологии, обучение в сотрудничестве и метод проектов. Именно эти технологии, как мне кажется, самым органическим образом переплетаются и дополняют друг друга. Ведущую роль отвожу проектной технологии. Особое внимание уделяю развитию творческих способностей учащихся, так как творчество это свобода. Но каждый урок не может быть свободным, нельзя учитывать только интересы учащегося, есть обязательные программы. Поэтому, элементы проектной деятельности я включаю в обычный урок. Так или иначе, проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. И, в то же время, эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для сотрудничества в группе, познавательной деятельности. Где взять время на реализацию проекта? Чаще всего в форме проектов провожу уроки обобщения учебного материла по изученной теме. Проекты могут быть как небольшие (в рамках 1-2 уроков) так и масштабные, реализация которых осуществляется постепенно, по ходу изучения материала, а также межпредметные проекты, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования, поиска информации в Интернете.
В чем же моя педагогическая философия?
Во-первых, это убеждение в том, что ребенок – главная ценность общества. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Важно подготовить ребенка к взрослой жизни. Я считаю, педагогу необходимо предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется внутренний потенциал ученика в изучаемой образовательной области, создать бодрую, светлую и созидательную обстановку, создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно могут раскрыться творческие способности ребенка, и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.
Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Каждую минуту количество информации в мире растет. Навыки работы с информации, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни.
Во-вторых, это стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, нужна личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Каждый год нужно вносить коррективы в изучаемый материал, быть в курсе всех новинок техники и программного обеспечения, ведь часто дети задают вопросы о новой программе или просят рассказать о новой марке телефона, но это только подталкивает меня к самообразованию. Учиться и уметь применить свои знания – вот заповеди человека, желающего стать профессионалом своего дела.
В-третьих, это обучение через действия. «То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю, то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция подтолкнули меня к таким  инновационным методам обучения, как проблемные вопросы, проектирование и  задания исследовательского характера. Выстраиваю работу так, потому что на практике поняла, что знание, добытое самим человеком, остается в памяти намного дольше, чем просто услышанное на уроке.
В работе с детьми я руководствуюсь основным принципом: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.
В этом заключается моя педагогическая философия. И если мне зададут вопрос: «Не пожалела ли, выбрав профессию учителя?», я отвечу: «Нет». Я строю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя.
Итак, я – Учитель! И это больше, чем профессия.  Учитель – это образ жизни!