Презентация к практическому уроку по литературе Особенности языка в рассказе В.П. Астафьева Конь с розовой гривой (6 класс).


Виктор Петрович АстафьевОсобенности языка в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. Разминка «Зашифрованный код». 1. Шалости на реке. 2. Бабушка простила. 3. Рыбалка. 4. За земляникой. 5. Жалко ягод. 6. Левонтьевское семейство. 7. Дивный конь с розовой гривой. 8. Бабушка уезжает на рынок. 9. Кража калача. 10. Ссора. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. В лесу. 14. Урок на всю жизнь. 15. Санька советует обмануть бабушку. Восстановите последовательность событий. Запишите только цифры в последовательном порядке. Разминка «Зашифрованный код». 1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой. 3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. 8. Кража калача. 9. Бабушка уезжает на рынок. 10. Рыбалка. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. Бабушка простила. 14. Дивный конь с розовой гривой. 15. Урок на всю жизнь. 6,4,13,10,5,1,15,9,8,3,11,12,2,7,14. - Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? - Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание. Проверим домашнее задание. Расскажите о пользе чтения этого рассказа, как будто перед вами человек, не любящий читать, но вы его должны убедить прочитать этот рассказ (3 аргумента или более). Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А.Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать. Какие уроки нравственности вы вынесли для себя? Уроки нравственности Умей признать ошибки Умей говорить «нет» Помогай другим Умей прощать Не поддавайся на провокации Будь честным Будь решительным Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? душевная чуткость обостренная совестливостьнеприятие зла в любых его проявлениях любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе О чем бы вы спросили Витю? Какие черты характера героя есть у вас? Можно ли у Вити чему-либо научиться? Каким вы представляете себе автора рассказа? пожилой человек, любящий свою Родину, родных умеющий видеть прекрасное вокругумеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадаетвсю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки и свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком. Как создается автором такая красота?  Писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы. Почему не заменил на стилистически нейтральные? Урок-исследование. Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Задание 1.Составьте словарь диалектных слов, используя сноски на страницах учебника. Слова необходимо расположить в алфавитном порядке. БадогаЗаимкаЗаполошнаяПоскотинаТуесокУвалШаньгаЯр Задание 2. В тексте рассказа употреблены просторечные слова. Найдите соответствие просторечных слов общепринятым нормативным словам. 1. таскаться 2. цапнуть3. укатывалась4. поносила5. пожрал6. жрут 7. ша8. парнишка 1.быстро и грубо хватать2. ругала3. съел 4. замри5.ходить без дела6. подросток7. быстро уходила8. едят Задание 3. Слова разговорного стиля замените стилистически нейтральной лексикой. 1. ластиться2. рвануть3. умудрялась4. ковырять землю5. корить6. ушмыгнуть7. говаривать8. хорохориться9. срамила ласкатьсярезко тронуться с местаухитряласьслишком медленно делатьупрекатьнезаметно уйти говоритьхрабриться позорила Нейтральная лексика — общеупотребительная лексика, не связанная с разновидностями стилей и не имеющая эмоциональной окраски. Задание 4. Запишите напротив фразеологизмов их значение. 1. остались хвост да грива2. устроить пир горой3. ударялись в рев4. попал на уду5. лешак с тобой Насколько это возможно, со всех сил (бить кого-либо).Шумное застолье, гулянка.Громко плакать, навзрыд. Ошибиться, принять неверное решение (уда – удочка).«Чёрт с тобой»(лешак – леший).  Фразеологизмы — неделимое на отдельные слова сочетание слов, значение которого мы понимаем в целом. Здание 5. В речи автора и в речи персонажей встречаются слова, употребленные в неправильной грамматической форме. Образуйте и запишите правильную форму слов. 1.супротив(автор)2. ихнем (автор)3. бегишь (Танька)4. запнешша (Танька)5. выдь отсюдова (Левонтий)6. жисть (Левонтий) Напротив.Их.Бежишь.Запнёшься.Выйди отсюда.Жизнь. Просторечная лексика — слова, употребляющиеся в литературном языке в целях сниженной, грубоватой оценки предмета речи.Разговорный стиль — употребляется в непринужденной свободной обстановке, в условиях свободного общения. Задание 6. О ком бабушка так говорит. Как вы понимаете эти слова. В кармане вошь на аркане . Бабушка так говорит о бедных людях.Означает, что в карманах - пусто. Бедность. В одном кармане - вошь на аркане, в другом блоха на цепи. Пусто, причем безнадежно пусто. Аркан - по-татарски, то же, что и лассо, по-американски - это веревка из конского волоса, которая не мокнет, не свивается, петля легко скользит. Арканят (обездвиживают) , лошадей, людей и т.д., причем, намертво. Задание 7. Объясните значение слов. 1.бязевая рубаха2. чурбак3. половик4. кладовка 1. Сшитая из бязи. Бязь - это хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения.2. То же, что и чурбан -  обрубок дерева, короткое бревно. О человеке: глупый или бесчувственный.3. Небольшой коврик, который служит для вытирания обуви от уличной пыли и грязи при входе в чистое помещение. 4. 1. хозяйственное помещение для хранения продовольствия, оборудования, сырья и т. п. 2. перен. - средоточие каких-либо богатств, ценностей. Вывод: С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение на одну из тем:1. «В чём заключается особенность языка в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?2. «Над чем меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева „Конь с розовой гривой“?» Рефлексия 1. На уроке я работал активно / пассивно. 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.  3. Урок мне показался коротким / длинным.  4. За урок я не устал / устал.  5. Мое настроение стало лучше / стало хуже.  6. Материал урока мне был полезен / бесполезен;  интересен / скучен.7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным;  интересным / неинтересным.  Молодцы! Спасибо за урок!