Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству Т.Я. Шпикалова (3 класс)


п/п
Дата
проведения
Тема урока
Кол-во часов
Содержание и формы
учебной деятельности,
направленные на формирование УУД
Средства реализации ФГОС
Домашнее
задание


по плану
фактически






1
2
3
4
5
6
7
8

осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри» (11 ч)

1.













02.09

Земля одна, а цветы на ней разные.
1
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. Диалог об искусстве. Художественные образы цветов в натюрмортах художников. Цвет и оттенки в решении живописных задач. Тональная и цветовая гармония при передаче объёма предметов несложной формы в натюрморте. Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (пятно, линии, раздельный мазок, «по-сырому»). Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.
ЭОР: иллюстрация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



2.
09.09

В жостовском подносе все цветы России. Знакомство с жостовской росписью.
1
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учё том местных условий). Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет. Диалог об искусстве. Своеобразие цветочных композиций («букет», «венок», «россыпь», «ветка с угла») на жостовских подносах; гармоничное сочетание полевых и садовых цветов; выразительность композиции на чёрном или цветном фоне. Особенности орнамента жостовского подноса (каймы и центральной части). Работа по художественно-дидактической таблице «Так рождается жостовский букет». Творческое задание с использованием приёмов послойного кистевого письма. Материалы: кисти, гуашь, бумага.
ЭОР: сайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



3.
16.09

О чем может рассказать русский расписной поднос.
1
Восприятие произведений русского живо- писца Б. Кустодиева и народного мастера из мастерской О. Вишнякова из Осташкова, русских народных пословиц о чаепитии. Основные содержательные линии. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Искусство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет. Диалог об искусстве. Место жостовского подноса в старинном обычае чаепития на Руси. Творческое задание с использованием приёмов послойного кистевого письма с соблюдением последовательности ведения работы (выбор формы подноса, композиции для росписи, прорисовка силуэтов цветов белой краской, ведение росписи в соответствии с таблицей), с использованием приёмов смешивания красок с белой гуашью. Материалы: кисти, гуашь, бумага.
ЭОР: интерактивное задание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4.
23.09

Каждый художник урожай своей земли хвалит.
1
Восприятие натюрмортов выдающихся отечественных живописцев XX в. В. Серова, И. Машкова, З. Серебряковой, В. Стожарова, Р. Рохлина и современных графиков Г.Бочарова, А. Бородина. Основные содержательные линии. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, форма, объём. Диалог об искусстве. Особенности создания художественного образа плодов земли в живописном натюрморте, художественные выразительные средства. Творческое задание с использованием приёмов живописной передачи освещённости предметов, их объёма. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага.
ЭОР иллюстрация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЭОР иллюстрация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



5.
30.09

Лети, лети, бумажный змей.

1
История одного из видов декоративно-прикладного искусства – конструирования и художественного оформления воздушных змеев. Вымысел и реальность в художественном произведении: о чем рассказали воздушные змеи. Знакомство с творчеством японских и китайских мастеров. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Традиционные формы воздушных змеев. Орнамент и форма. Зеркально-симметричная основа многоярусного орнамента. Особенность орнаментальных мотивов, образующих узор в разных ярусах. Термины и понятия: зеркальная симметрия. Беседа «Лети, лети, бумажный змей». Путешествие в историю этого искусства конструирования и художественного оформления воздушных змеев (мультимедийная презентация, учебник). Коллективный обмен мнениями об игре-искусстве, оформлении воздушных змеев. Создание эскиза воздушного змея и его украшения.
Орнамент в искусстве народов мира. Декоративная композиция по мотивам народной орнаментики (акварель, гуашь, кисти, фломастеры или цветные



6.
14.10

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их.
1
Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Изделия, выполненные в лоскутной технике. Цвет и ритм. Цветовые и композиционные схемы в решении ковровых тканых и лоскутных изделий. Приемы ступенчатого «растяжения» цвета, нахождения контрастных и нюансных цветовых отношений на примерах тканых, ковровых, лоскутных изделий. Знакомство с произведениями традиционного искусства из текстильных материалов (мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, образцы изделий).
Коллективный обмен мнениями об увиденных произведениях декоративно-прикладного искусства.
Беседа «Чуден свет – мудры люди, дивны дела их». Лоскутная мозаика. Творческая работа: композиционные схемы орнамента лоскутных ковриков, пояснение названия композиций. Создание эскиза орнамента для своего лоскутного коврика.
Народный орнамент России. Декоративная композиция по мотивам народного орнамента (акварель, гуашь, кисти, фломастеры)
ЭОР: сайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



7.
21.10

Живописные просторы Родины.
1
Живописные просторы Родины. Наблюдения за природой. Пейзаж. Пейзаж в картинах известных отечественных художников. Творчество И. И. Шишкина. Пространство и цвет. Способы передачи пространства в пейзажных композициях.
Термины: линия горизонта, воздушная перспектива, теплые и холодные тона.
Знакомство с пейзажем в произведениях поэзии и изобразительного искусства. Коллективный обмен мнениями об увиденных живописных полотнах, услышанных стихотворениях, замыслах авторов этих произведений. Рассказы о наблюдениях природы. Работа с учебником, подготовка ответов на вопросы, помогающие уяснить особенности изображения пространства на плоскости. Выслушивание авторов работ о найденных ими решениях пространственных планов.
Основы художественного изображения.
Рисование по памяти, по представлению (акварель, гуашь, кисти)
ЭОР: сайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ЭОР: сайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



8.
28.10

Родные края в гжельской росписи.
1
Из истории керамики Гжели: рождение искусства майолики.
Русская майолика: традиции мастерства. Формы сосудов. Взаимосвязь оригинальной формы с декоративной росписью в изделиях народных мастеров.
Родные края в росписи гжельской майолики.
Особенности изображения гжельского пейзажа. Природные мотивы гжельской майолики. Приемы работы кистью по «растяжению» цвета от темного к светлому и в обратном порядке. Термины: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика.
Последовательность работы над декоративной композицией. Рисование по представлению с опорой на вариацию мотивов знаков-оберегов, отражающих восприятие нашими предками природы и их понимание устройства мира.
Освоение детьми на практике палитры мастеров гжельской майолики. Рисование кистью по мотивам пейзажа майолики Гжели. Сравнение и обсуждение работ, выполненных на данном уроке и предыдущем и посвященных образу родной природы; формулирование вывода о том, что истоки различных художественных произведений едины.
Народный орнамент России. Декоративная композиция по мотивам росписи гжельской майолики (акварель, кисти)
ЭОР интерактивное задание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


9.
11.11

Двор, что город, изба, что терем.

Деревянное зодчество России. Музеи-заповедники под открытым небом (например, Кижи; Малые Карелы под Архангельском; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.). Связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома. Термины и понятия: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень. Знаки-обереги в мотивах орнаментов. Беседа «Крестьянская изба как модель мироздания». Работа на материале изобразительного ряда в учебнике, помогающая понять связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома, усвоить архитектурные термины и понятия. Рисование по представлению с опорой на вариацию мотивов знаков-оберегов, отражающих восприятие нашими предками природы и их понимание устройства мира. Обсуждение работ, выслушивание суждений о красоте памятников деревянного зодчества.
Народный орнамент России. Декоративная композиция по мотивам резного убран-
ства фасада избы (карандаш, перо, фломастер)

ЭОР: слайд – шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







10.
25.11

То ли терем, то ли царёв
дворец.

1
Деревянное зодчество России. Разновидности теремных построек. Произведения живописи, в которых изображены терема. Описание домов-теремов в литературных произведениях. Особенности конструкций домов-теремов. Элементы теремной постройки: крыши, башенки, галереи. Знакомство с контрастами архитектурных объемов и форм. Выполнение зарисовок отдельных элементов конструкции дома терема. Сочинение композиции «Сказочный терем». Обсуждение сказочных картин, анализ тех из них, в которых качество сказочности, необычности передано особенно удачно. Основы художественного изображения. Тематическая композиция на тему народной сказки (акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры )(по выбору)
ЭОР видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



11.
02.12

Каждая птица своим пером красуется.
1
Народные традиции заботы о пернатых, о красоте мира живой природы. «Синичкин праздник». Изображения птиц в произведениях отечественных художников. Форма, пропорции, цветовая окраска различных птиц.
Беседа «Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет».
Обобщение детских впечатлений, связанных с предварительным наблюдением птиц, зимующих в нашем краю, в природе. Знакомство с техникой акварельной живописи «по сырому» на примере набросков птиц, выполненных художником В. Каневским. Выполнение быстрых акварельных набросков птиц по памяти в технике «по сырому». Обсуждение рисунков, выявление наиболее выразительных, точных по форме, цвету, легких по живописному исполнению работ.
Основы художественного изображения. Рисование по памяти, по представлению (акварель, кисти)
ЭОР иллюстрации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



14.
23.12

Зима не лето, в шубу одета.
1
Знакомство с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера. Орнамент народов мира. Беседа о красоте орнамента в традиционной зимней одежде разных народов мира, Крайнего Севера, о связи функции и красоты в художественном изделии. Знакомство с композиционными схемами сетчатого орнамента вязаных изделий (варежки, перчатки). Сравнение традиционной одежды народов Севера (саами, финны, ханты, манси) по иллюстрациям в учебнике, в тетради. Определение общих мотивов и раскрытие символики орнамента. Поиск ответа на вопрос: о чем могут рассказать знаки-символы в меховой мозаике и украшении из бисера? Творческая работа над эскизом украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений.




15.
30.12

Зима за морозы, а мы за праздники.
1
Новогодние праздники: история, традиции. Атрибуты новогоднего праздника. Изображение новогодних праздников в произведениях живописи отечественных художников. Сюжетно-тематическая композиция. Карнавальное шествие. Изображение людей в разных позах.
Композиционные схемы сюжетно-тематических рисунков. Приемы работы с красками: удлиненный мазок, раздельный мазок, растяжение цвета, вливание цвета в цвет. Рисование по представлению (гуашь, акварель, кисти, фломастеры, цветные карандаши) (по выбору)
ЭОР презентация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



16.
13.01

Всякая красота фантазии да умения требует.
1
Беседа о традициях маскарадных представлений у разных народов и на Руси. Работа по созданию образа матушки-природы на основе отбора интересных и характерных для зимы признаков и атрибутов. Выполнение эскиза образа матушки-зимы с использованием разнообразных материалов. Народный орнамент России. Декоративная композиция с включением мотивов народного орнамента в украшение зимней одежды (гуашь, акварель, кисти, фломастеры, цветные карандаши) (по выбору). Обсуждение масок: выбор наиболее выразительных и оригинальных. Прослушивание пояснений о том, какие признаки зимы в масках олицетворяет каждый образ.
ЭОР задание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



17.
20.01

В каждом посаде в своём наряде.
1
Характеристика ансамбля женского костюма с учетом разницы составных частей ансамбля севернорусского и южнорусского костюмного комплекса. Узоры-обереги в русском народном костюме. Символика цвета
Проведение сравнительного анализа главных частей северорусского и южнорусского костюмов. Творческая работа, связанная с завершением орнаментов, украшающих народный костюм. Проведение изовикторины и изображение ответов в разной технике.
Народный орнамент России. Повтор по мотивам украшения русского народного костюма (фломастеры, цветные карандаши)
ЭОР слайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



18.
27.01

Жизнь костюма в театре
1
Знакомство с театральными костюмами. Выявление роли художника в создании сценического образа (декорации и костюм). Разъяснение понятий: костюм сценический, костюмер. Прослушивание суждений учащихся о том, какой эскиз сценического костюма выбран для творческой работы, в какой технике будет выполнен эскиз.
Напоминание о том, какое значение имеет прием рисования от общего (целого) к деталям и снова к общему в данной работе. Самостоятельная работа над эскизом сценического костюма. Обсуждение выполненных работ с целью выбора наиболее удачных эскизов костюмов.
Основы художественного изображения.
Рисование по представлению (пастель, мелки, фломастеры)

ЭОР иллюстрации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



19.
03.02

Россия державная
1
Виды изобразительного искусства. Архитектура. Исторические памятники архитектуры.
В мире народного зодчества. Памятники архитектуры в произведениях выдающихся отечественных художников. Московский Кремль.
Краткий исторический экскурс в прошлое нашей Родины, связанное с героической обороной ее рубежей. Работа с текстом учебника (с. 66–67) и иллюстрациями исторических памятников архитектуры (учебник, с. 68–69). Знакомство с основными архитектурными элементами крепостного ансамбля. Проведение изовикторины.
Выполнение творческого задания по цветовому решению изображения архитектурного ансамбля.
Основы художественного изображения.
Сюжетное рисование (акварель, гуашь, кисти)
ЭОР видео фрагмент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




20.
10.02

«Город чудный».
1
Беседа о красоте града Китежа. Работа с произведениями искусства, знакомящими с памятниками архитектуры (учебник,с. 68–69); подготовка ответов на вопросы и нахождение разнообразных композиционных схем в изображении старинных крепостей. Чтение композиционных схем крепостных построек (тетрадь, с. 47) и определение соответствия между ними и репродукциями в учебнике.
Основы художественного изображения. Рисование по представлению: техника графическая, живописная (по выбору)
ЭОР иллюстрации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



21.
17.02

Защитники земли Русской.
1
Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Историческое событие как основа сюжета художественного произведения.
Беседа по тексту и репродукциям
с исторических произведений искусства. Работа по вопросам к представленным в учебнике художественным произведениям. Выбор сюжета для батальной сцены, обдумывание композиции и выполнение ее в тетради. Обсуждение выполненных рисунков: выявление наиболее удачных, интересных.
Основы художественного изображения. Рисование по памяти и по представлению







ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри» (5 ч)

22.
02.03

Дорогие, любимые, родные.
1
Беседа о первом весеннем празднике, о празднике всех женщин. Работа по репродукциям женских портретов, ответы на вопросы. Чтение схем изображения головы человека. Создание портрета любимого человека (мамы, бабушки, сестры). Выслушивание рассказов авторов рисунков о тех, кого они запечатлели в своих работах.
Основы художественного изображения. Рисование по наблюдению, по памяти (акварель, гуашь, кисти, фломастеры, мелки) по выбору.



23.
09.03

Широкая Масленица
1
Изображение масленичных гуляний в произведениях живописи. Описание Масленицы в литературных произведениях. Термины и понятия: ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион. Последовательность работы над декоративной композицией. Цветовое решение композиции (контраст цвета, яркость, насыщенность)
Беседа о традиционном народном празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений народа. Работа по репродукциям картин, представленным в учебнике. Подготовка ответов на вопросы.
Анализ композиции, цветового решения творческой работы учащихся детской художественной школы. Создание собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации. Заслушивание авторов интересных композиций, оценка общего эмоционального состояния работ.
Основы художественного изображения.
Рисование по наблюдению и по представлению: техника – обрывная аппликация
ЭОР иллюстрация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



24.
16.03

Красота и мудрость народной игрушки.
1
Знакомство с народной русской деревянной игрушкой из разных центров художественных традиционных промыслов: Сергиев Посад, Богородское, Семенов, Полховский Майдан, Федосеево.
Беседа, раскрывающая определение: игрушка – «зеркало жизни», данное известным художником и исследователем игрушки Н. Д. Бартрамом. Участие в изовикторине. Выполнение зарисовок понравившихся народных деревянных игрушек. Выставка «Русская деревянная игрушка». Народный орнамент России. Повтор по мотивам народной деревянной игрушки (акварель, гуашь, кисти, фломастеры, цветные карандаши)
ЭОР слайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



25-26.
23.03
30.03

Герои сказки глазами художника
2
Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой. Создание сюжетной композиции.
Цветовое решение рисунка. Последовательность работы над рисунком Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества. Просмотр иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою.
Выполнение схематичного построения эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации. Основы художественного изображения. Рисование по представлению.
Основы художественного изображения.
Работа в любой технике (по выбору)
ЭОР слайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри» (8 ч)

27.
06.04

Водные просторы России.
1
Беседа об одном из главных признаков весны – таянии снегов, оживлении рек, озер, морей. Рассматривание морских пейзажей, подготовка ответов на вопросы. Чтение композиционных схем и нахождение соответствующих им живописных произведений. Экспериментирование с цветом и выполнение творческого задания.
Основы художественного изображения.
Рисование по наблюдению, по памяти или представлению (акварель, кисти, карандаш)



28.
20.04

Цветы России на Павлово-Посадских платках и шалях.
1
Беседа «Цветы России на павловопосадских платках и шалях». Любовь русского человека к родной земле и ее многоцветию.
Красота родной природы в росписи жостовских подносов и в декоре павловопосадских платков. Платок узорный в ансамбле русского костюма. Женские образы в живописи.
Повторение за мастером элементов растительного узора.
Народный орнамент России.
Повтор и вариация по мотивам цветочной композиции павловопосадских узоров на платках (акварель, кисти, фломастер



29.
27.04

Всяк на свой манер.
1
Из истории возникновения и развития искусства павловопосадских платков. Искусство ручной набойки. Создание композиции цветочного узора. Композиционные схемы узоров для платков и шалей. Значение диагоналей, концентрических окружностей для ритмичного расположения главных мотивов узора. Последовательность работы над рисунком.
Беседа об искусстве ручной набойки. Просмотр мультимедийной презентации. Сравнение приемов ручной набойки мастера, жившего в XIX веке,
с приемами работы современных набойщиков из Павловского Посада.
Работа по учебнику. Коллективный обмен мнениями.
Народный орнамент России.
Импровизация по мотивам композиций узоров на павловопосадских платках (гуашь, кисти)
ЭОР слайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



30.
04.05

В весеннем небе – салют Победы!
1
Беседа о всенародном празднике Победы с использованием учебника. Рассматривание репродукций и подготовка ответов на вопросы. Экспериментирование с красками, поиск цветовых оттенков для передачи красоты фейерверка. Сочинение собственной композиции «Салют Победы». Выслушивание суждений авторов рисунков о том, как они добились красоты, яркости праздничного салюта в своих произведениях.
Народный орнамент России. Импровизация по мотивам образов-символов в традиционной русской культуре (акварель, кисти, фломастеры)



31.
11.05

Гербы городов Золотого кольца России.
1
Знакомство с искусством создания герба на примерах гербов городов Золотого кольца России. Рассказы учащихся о значении изображения на гербе родного города. Ответы на вопросы изовикторины. Заслушивание сообщений о том, какие законы науки геральдики учащиеся использовали при реализации своего замысла. Основы художественного изображения. Символические изображения



32.
18.05

Сиреневые перезвоны
1
Беседа с учащимися по их предварительным наблюдениям цветущей природы. Рассматривание произведений известных художников и ответы на вопросы.
Экспериментирование с красками: поиск разнообразных оттенков цвета для теневой
и освещенной поверхности сиреневых соцветий.
Выполнение творческого задания: сочинение собственной композиции или рисование натюрморта с сиренью с натуры.
Основы художественного изображения.
Рисование сирени с натуры и по представлению, под впечатлением увиденных произведений (акварель, гуашь, кисти,
мелки)
ЭОР слайд-шоу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



33.
25.05

У всякого мастера свои затеи.
1
Беседа о том, как богатый животный мир Земли оживает в произведениях народных
мастеров мира.
Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе. Определение «экспертами-искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи». Орнамент народов мира. Импровизация по мотивам образов-символов в искусстве народов мира



34.


Наши достижения
1
Беседа о Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Рассматривание произведений искусства со сказочными мифологическими мотивами. Коллективное рассуждение об образах-символах, сюжетах картин, композиционных схемах. Творческая работа: выполнение изображения зверя в разных техниках (по выбору). Определение «экспертами-искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи»
















Календарно – тематическое планирование по учебнику Шпикаловой «Изобразительное искусство» 3 класс