Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Управление образования администрации Поронайс кого городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г.Поронайска Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Автор опыта : Шмарова М.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 г.Поронайска г.Поронайск, 201 5 г. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Содержание. Раздел 1. Информация об опыте 3 Раздел 2. Технология опыта 1 6 Раздел 3. Результативность опыта 1 8 Литература 2 0 Рецензия на опыт работы 2 2 Приложения 2 4 Приложение 1. Конспекты уроков Приложение 2. Копии: диплом, курсы повышения квалификации, сертификаты Приложение 3. Выписки из протоколов школьного методического совета, педагогического совета, приказ об обобщении опыта Приложение 4. Фотоматериал 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Раздел 1. Информация об опыте Сведения об авторе: ФИО - Шмарова Марина Викторовна Место работы - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска педагогический стаж – 2 4 года Преподаваемые предметы – начальные классы Специальность - педагогика и методика начального обучения Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальны х классах Актуальность опыта: Делать завтра лучше, чем сегодня — вот девиз творчески работающего учителя. Л.В. Занков В настоящее время в России идёт становление новой системы образова ния, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из важных направлений развития совре менного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсив ной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значи мость приобретают вопросы информатиза ции образования. Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно - коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего обра зования. Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет информация и ее передача. На основе применения современных информационно - коммукативных технологий обеспечивается новое качество образован ия, но при этом не преувеличиваются возможности компьютера, поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, поэтому информационные технологии предоставляют очень эффективные, но вспомогательные средства. Одним из таких средств является ин терактивная доска. Ее использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешному овладению навыка чтения. Психологи утверждают, что у каждого человека темп чте ния строго индивидуален и соответствует скорости его разговорной речи. Они так же отмечают неустойчивость и вариативность скорости чтения даже и одного и того же чтеца. Отправной точкой над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может б ыть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, которыми дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка. Навык быстрого чтения и пониман ие прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыка чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. Интерес к чтению возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это приводит к низкому уровню обучаемости, а в конечном результате – к низкому качеству обучения. Кто же должен больше других работать по развитию оптимального темпа чтения? Учителя начальных кла ссов. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке. Казалось бы, что может дать использование всего лишь одного компьютера на уроке? Самое г лавное в нем то, что он играет роль мощного аудиовизуального концентратора внимания, используемого для иллюстрации идей курса, проверки качества знаний, решения психолого - педагогических задач, ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Практика показала, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образов ательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельнос ти учащихся. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка , невозможно дальнейшее качественное образование ученика. За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И. Т.Федоренко), другие – систему особых упражнений и их многократный повтор ( В. Н. Зайцев), третьи – информационно - ценностный подход ( А. М Кушнир), четвертые – учет особенностей развития разных качеств навыка чтения (М. И. Оморокова),пятые – методы коррекции навыков чтения ( Н. Буденко) и т. д. Я в своей работе пришла к выводу, что необходимый резерв в формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения заключены в сочетании нескольких методик: Львова и В.Н. Зайцева, Н. Буденко, М.И. Омороковой, А. М. Кушнир, С.И. Волкова, И.Т. Федоренко, М.М. Безрук ова и С.П. Ефимова и др. можно добиться желаемого результата. Эффективное и спользование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской улучшает качество знаний учащихся. Актуальность выбранной темы , заключается в ориент ировании на формирование навыка чтения у каждого учащегося на достаточно высоком уровне. С овременный урок должен быть интересным, познавательным, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к желанию вновь прочитать, что - то новое и интересное без контроля со стороны взрослых. Одним из достоинств применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Данная тема является актуальной в настоящее время, так как от техники чтения зависит качество образования. Освоение интерактивной доски и программного обеспечения SMART noteboo k , актуальность техники чтения , как одно из условий успешного обучения меня, привело к выбору данной темы. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Ведущая идея опыта. Применение ИКТ на уроках литературного чтения, дает возможность учителю используются эффективные педагогические технологии с применением интерактивных средств обучения, разнообразных форм и методов работы по формированию и развитию навыков чтения у м ладших школьников. В результате , которых каждый ребенок способен овладеть оптимальным темпом чтения и применение различных методик по обучению чтению и группировку их по классам с 1 по 4. Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме : « Интерактивная доска как средство визуализации учебного материала на уроках математики » предполагает прохождение курсов повышения квалификации (обучающие семинары), и зучение различной литературы (педагогической, методической, психологической, научной и др.) по вопросу использования ИД, изучение опыта коллег, проведение мастер - классов, разработка уроков с применением интерактивной доски на разных этапах урока, диагностика учащихся на выя вление мотивации к предмету , обобщение педагогического опыта в пе риод с 2011 по 2014 год.. Длительность работы над опытом. Опыт изучался на школьном уровне. Есть последователи среди педагогов начальной школы №8 г.Поронайска Сахалинской области. I этап – констатирующий. 1. Изучение теоретических аспектов развития навык ов оптимального чтения и читательской деятельности, опыта передовых педагогов. 2. П прохождение курсов повышения квалификации (обучающие семинары), изучение различной литературы (педагогической, методической, психологической, научной и др.) по вопросу использ ования ИД, 3. Изучение качества навыков чтения, читательской деятельности. II этап – формирующий. 1. И зучение опыта коллег, проведение мастер - классов, разработка уроков с применением интерактивной доски на разных этапах урока, диагностика учащихся на выявление мотивации к предмету 2. Постановка целей и задач для формирования и развития навыков чтения и читательской деятельности через разнообразные приемы и формы работы. 3. Систематизация уроков, дидактического материала, наглядных пособий, диагностик, методик и средств, влияющих на развитие оптимального навыка чтения и повышение качества образования учащихся. Практич еское применение на уроках литературного чтения дидактического материала, наглядных пособий, диагностик, методик и средств в учебном процессе начальной школы. III этап – заключительный. 1. Диагностика уровня развития навыков чтения и читательской деятельности учащихся. 2. Мониторинг качества образования по литературному чтению. Обобщение педагогического опыта в период с 2011 по 2014 год.. Диапазон опыта. Педагогический опыт представлен по ряду направлений: 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах 1) Теоретический и практический материал, представленный в опыте, может быть полезен учителям - предметникам. Даны открытые уроки по литературному чтению для учителей - предметников, мастер - класс «Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах 2 ). Различ ные аспекты опыта были представлены на муниципальном конкурсе методических разработок «Урок с использованием интерактивных средств обучения» в номинации «Урок с использованием интерактивной доски», вызвали интерес у слушателей, дополнялись в ходе обсуж дения и в целом получили высокую оценку. 3). Проведение открытых уроков, мастер - классов для коллег. 4 ). Диапазон опыта представлен авторской разработкой конспектов уроков, в которые включены элементы использования интерактивной доски. 5 ). Творческие нара ботки, представленные в приложении к опыту, могут быть использованы в практической деятельности. 6 ). Результативность проверялась в ходе систематического мониторинга с использованием различных форм диагностики. 7 ). Повышается качество знаний и уровень обуч енности по предметам. Теоретическая база опыта . В каждом ребёнке с детства горит огонёк любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё, что ему ещё неизвестно, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Особенностью учебного процесса с применением информационных технол огий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулиру ющего активность, инициативу, самостоятельность. В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучении, специфику овладения им компонентами учебной де ятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование учен ика. За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И. Т.Федоренко), другие – систему особых упражнений и их многократный повтор ( В. Н. Зайцев), третьи – информационно - ценностный подход ( А. М Кушнир), четвертые – учет особенностей развития разных качес тв навыка чтения (М. И. Оморокова),пятые – методы коррекции навыков чтения ( Н. Буденко) и т. д Однако в практике работы учителей можно выделить ряд проблем , решение которых еще не нашло должного освещения в педагогической литературе. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах На всех уров нях выделяются общие и специфические черты обучения. Так, например, по развитию фонематического слуха содержание программы предусматривает развитие у дошкольников звукового анализа. А обучение грамоте в 1 классе ведется звуковым аналитико - синтетическ им методом, предполагающим владение детьми не только звуковым анализом, но и звуковым синтезом, а также достаточно быструю ориентировку ребенка в последовательности звуков в слове. За последние годы около 30% дошкольников не посещают детский сад, и не сформированность этих умений затрудняет не только процесс чтения, но и процесс формирования механизма письма. Известно, что от успешного овладения чтением и письмом во многом зависит весь ход дальнейшего обучения школьника. В основу предлагаемой системы положены составляющие графической способности, выделенные М. Фростиг ( 1972 г.): зрительно - двигательная координация; восприятие фигуры на фоне; константность восприятия; положение в пространстве; пространственные отношения; анализ контура предмета; мышеч но - двигательная координация. Рассмотрим формирование каждого компонента отдельно. 1) Зрительно - двигательная координация  К опирование графических движений .  Совершение движений с опорой фигуру – образец.  Формирование зрительных образов 2) Восприятие фигуры на фон е 3) Константность восприятия  Нахождение буквы среди других  Чтение фразы  Способность распознавать буквы независимо от их пространственной ориентации 4) Положение в пространстве  Графический диктант (Д.Б. Эльконин)  Размещение геометрических фигур (С.И Волкова)  Игра <<Муха>> (М.М. Безруких, С.П. Ефимова) 5) Пространственные отношения Узор из спичек (лучше несимметричный) Живая скульптура 6) Анализ контура предмета  Конструирование контура фигуры из полосок картона  Конструирование букв с использованием шнурка  Письмо по точкам 7) Пространственные отношения 8) Моторный компонент графической способности  Работа с наборным полотном.  Нанизывание пуговиц на шнурок.  Штриховка  Раскручивание Все задания выполняются индивидуально или в групп е. Итак, большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту и более. Тогда возникает следующий вопрос: а как выйти на этот уровень, как добиться такой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно использовать? Я в своей работе пришла к выводу, что необходимый резерв в развитии навыков чтения заключен в сочетании нескольких методик: Львова и Зайцева (по скорочтению), Заика (о навыке чтения), Федоренко (развитие оперативной памяти и внимание уч - ся), 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Фр остинг (графическая способность), Буденко (по коррекции чтения) особенно на первом и втором году обучения . При этом применяются следующие приемы у Львова и Зайцева. Я в своей работе пришла к выводу, что необходимый резерв в развитии навыков чте ния заключен в сочетании нескольких методик: Львова и Зайцева (по скорочтению), Заика (о навыке чтения), Федоренко (развитие оперативной памяти и внимание уч - ся), Фростинг (графическая способность), Буденко (по коррекции чтения). При этом применяются следующие приемы у Львова и Зайцева. В 1 КЛАССЕ ( рекомендуется) 1.Развитие речи 2. Артикуляционная гимнастика. 2.1 Статические упражнения 2.2 Динамические упражнения 2.3 Упражнения для губ. 3.Отработка звуков. 4.Постановка дых 5.Развитие антиципации 6.Упражнение для расширения угла зрения. 7.Чтение за диктором. 8.Чтение в паре. 9.Многократное чтение 10.Чистоговорки ВО 2 КЛАССЕ (Рекомендуется ) 1. Убыстрение чтения. 2. Переход на незнакомый текст. 3. Чтение с отрывом от текста 4. Переск аз с опорой на текст. 5. Чтение с линейкой. 6. Финиш. 7. Буксир. В 3 - 4 КЛАССАХ (рекомендуется) І полугодие - зрительный диктант ежеурочные пятиминутки ІІ полугодие – особый упор на слабых (во время словарной работы вести чтение) 1 столбик - слова, которые трудно произносятся 2 столбик - слова значение, которых нужно объяснить Многократное чтение трудных и незнаком ых слов : игра «Кто быстрее и лучше». в) чт ение то быстрее то медленнее г) чтение одним взглядом По карточке ученик должен за 0,5 секунды прочесть слово и записать его . Сначала 2 буквы, 3 буквы, а затем и больше. - книжки малышки, можно слоги, слова, тексты - чтение текста с иллюстраци ей - сказка - чтение с отрывом взгляда от текста - чтение с линейкой - многократное чтение с переходом на незнакомый текст Виды чтения 1. Шепотное чтение. 2. Чтение с беззвучным движением губ. 3. Чтение с внутренним проговариванием. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах 4. «Окошко» - типа перфокарты на 2 - 3 строки. 5. Чтение с заметным движением губ. 6. «Молния» - довести темп чтения до предела (1,5 - 2сек) Контроль - следить пальчиком - пересказ после чтения - пересказ друг другу - поставить вопрос к прочитанном у 7.«Остановка - бросок» (Ребенок читает, учитель дает команду «остановка», а затем прерывестое чтение по команде «бросок» найти свое предложение.) 8. Поочередное чтение «вслух – про себя». РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ (1 - 4 классы) 1. Щадящее чтение. 2. Жужжащее чтение. 3. Пятиминутное чтение 4. Чтение перед сном 5. Режим щадящего чтения 6. Оперативная память. 7. Таблица Шульте 8. Зрительные диктанты. 9. Резерв Н. Буденко в своей статье «Методы коррекции навыков чтения у слабоуспевающих учащихся» счита ет , что нарушение навык а чтения связана с недостаточной сформированностью у уч ащих ся самоконтроля. Может ли он соотнести результаты своих учебных действий с образом (целью) и использовать рассогласование между целью и результатом для внесения изменений в х ара ктер и структуры своих действий, раскрывает структурные компоненты коррекционной работы: 1. Объективация цели (образца). 2. О бъективация реального достижения ученика. 3. Объективация рассогласования между целью (образцом) и реальным достижением ученика. 4. Рекомендации по изменению характера и структуры учебных действий ученика. Знание критериев позволяет избежать повышенных требований к скорости и определить окончание коррекционной работы. Предлагает на индивидуальных занятиях с учащимися первого и вто рого года обучение знанию букв алфавита и повышение их распознавания. 1.Сложить картинку из кубиков (сначала на без ошибочность, а потом на скорость). 2.Складывание разрезанных на части картинок, открыток. 3. Вырезание ножницами узоров. 4.Игра в рамки и вкладыши. 5.Параллельно с этим изучение прочих букв алфавита по картинной азбуке. 6. Далее заучивание наизусть определенных последовательных гласных. Из разрезной азбуки склеивалась определенная последовательность гласных. (обязательно с картинкам и) расположенная парами одна над другой. А - Я О - Ё У - Ю Ы - И Э – Е Когда, уч - ся может повторить, переход им на блок гласных без картинок )Звуковое сопровождение звука в программе SMART notebook ) Работа с парными согл асными и остальными буквами строится аналогично: блок с картинками – блок без картинок – распознавание букв в разбивку. 7. С детьми , знающими название букв в алфавитном порядке, тренировки по увеличению скорости распознавания велись с опорой на это знание. Алфавит печатает ся в виде специальных табличек . 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Сначала по секундомеру измерялась скорость чтения учениками букв в строчку, а з атем в столбик. По разнице во времени можно судить о степени сформированности операции опознавания букв. У хорошо читающих детей разница 5 секунд. У слабых доходит до 40 секунд. Буквы, вызывавшие потерю темпа, фиксируются. C целью уменьшить разницу. 1.Для повышения темпа и качества чтения следует неоднократно прочитывать текст( убедить графиком) 2. В начальный период обучения допускается много ошибок из - за считывания случайно попадающих в поле зрения букв. Глаз ребенка допускает в школьном возрасте совершать при рисовании и рассматривании картинок хаотичные движения, с трудом удерживает книжную стро ку, читаемое слово, нужную букву, у слабо читающих эта особенность сохраняется и дальше. У них с трудом формируется навык следовать направлению чтения - слева направо. Задание : 1) прочитать цв етные точки 2) выложи цветные точки из мозайки • ,•, •, • ряда т. д.) 3) игра «Муха» (по принципу графического диктанта) Для тренировки уч - ся в удержании порядка следования букв – уч - ся получает карточку, на которую наклеено 4 точки из бумаги. Он должен будет их выложить по порядку, из фишек того же цвета, на прямоугольной дощечки с отверстиями. Брать из кучи фишек тол ько одного нужного цвета вставлять в соответствующие отверстия. Когда ребенок перестанет ошибаться в выполнении 512 карточек подряд, он должен выкладывать 4 фишки по памяти ( образец показывается и убирается). Для несправляющихся длина строки 3 фишки. След ующий этап – игра «Телевизор» . Инструкция: Подобно тому, как электронный луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева на права и сверху в низ, так и ты выкладывай рисунок по строчкам, начиная с верхней, причем бери только 1 фишку нужного цвета. Зак ончив одну строку, переходи ко второй. (Образец в игре «Мозаика») - чтение текстов из цветных точек. Ошибки фиксируются и исправляются. Это п риводит к снижению числа ошибок , ребенок реже захватывает ненужные буквы, замечает и сам исправляет пропуски и пере становки букв и слогов. Тренировка умения удерживать в памяти значение прочитанного слова. 1. Ребенок получает набор малень ких карточек, с напечатанным на нем словом, название цветов, животных и т. д. Найти изображение среди карточек лото. Наибольшее число карточек 12, наименьшее 3 - 6 штук 2. Выполнение практических действий по письменной инструкции. Начать следует с простейших: - подними правую руку - возьми синий и правый карандаши - положи красный шарик в синий стаканчик Усложн ить: за счет изменения длины фаз и их структуры - возьми белый шарик из красной коробочки и положи туда, где лежит красный, за счет увеличения количества инструкций в 1 карточке, например: а) положи квадрат на синий круг б) поменяй местами стаканчики в) освободи красную коробку 3. Реконструкция связного текста. Отпечатанный на компьютере текст, разрезаем на предложения. Сначала ч итаем весь текст, потом должны собрать его. Постепенно увеличиваем количество предложении. Один и тот же текст предлагается реконструировать несколько раз. • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Это дает увеличение правильности и полноты восприятия (пересказ, изложение незнакомых текстов). Всего от10 до 40 часов при интенсивности 1 - 3 раза в неделю. Уменьшение у слабочитающих детей разницы в скорости и правильности чтения слов: Тренировки в чтении 1 этап – читать без ошибок, кол - во фиксированных слов с ошибками Отрабатывать 2 этап – чтение на скорость (вначале от 15 до 30сек., в конце работы до 10) 3 этап – чтение текста распечатанного по слогам. (В на - шей стра - не …) Реализация принципа наглядности Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в п роцесс творчества на уроке являются:  игровая деятельность;  создание положительных эмоциональных ситуаций;  работа в парах;  проблемное обучение. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Гд е найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологи ями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к орг анизации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с эти м будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Использование ИКТ на уроках в на чальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работ ы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Исполь зование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:  Принцип равенства позиций  Принцип доверительности  Принцип обратной связи  Принцип занятия исследовательской позиции. Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить уроки: 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)  обеспечивает наглядность;  привлекает большое количество дидакт ического материала;  повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;  обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). Применение ИКТ:  расширяет возможность самостоятельн ой деятельности;  формирует навык исследовательской деятельности;  обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;  а в общем, способствует повышению качеству образования . Младший школьный в озраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющег о оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует так же:  сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;  сокращению времени для контроля и проверки знаний уча щихся;  обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичны м. В прошлом году учебном году наша школа получила комплекс интерактивного оборудования. И мне первой посчастливилось начать осваивать данное новшество, именно SMART . Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В связи с этим интерактивная доска является одним из средств применения важнейшего из принципов обучения – наглядности. Интерактивная доска , как один из ин струмент ов успешного обучения Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески р ешать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная д оска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась во зможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспек т с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте. Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается усп еваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. Использование интерактивной доски существенно изменяет деятельность учи теля и учащихся, осуществляется деятель ностный подход к изучаемому материалу. Ребенок переклю чается с визуального восприятия информации на проблемно - поисковую деятельность. Основные цели использования интерак тивного оборудования SMART на уроках – это в первую очередь наглядность, эмоциональное восприятие изучаемых объектов. Работа на уроке стано вится живым действием, вызывающим у учени ка неподдельную заинтересованность. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное воздействие на развитие представлений, занимающи х центральное место в образном мышлении. В свою очередь, образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию. Интерактивная smart - доска – это сенсорный экр ан, присоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. ( На слайде вы видите, перечислены основные возможности доски). На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере. Специальное программное обеспечение для компьюте рных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио и видео материалами, Интернет - ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов, при этом, сохраняя нужную информацию, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и ред актирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Smart - доска вполне большая по своим размерам и хорошо видна всем. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Знайте, что многие функции работы в Smart Board такие же, как и в аналогичных текстовых редакторах. Smart - доска представляет большие возможности для работы и творчества, легка в управлении. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске), выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые зах ватывают внимание учеников. Дети стали чувствовать себя комфортнее, перестали бояться выхо дить к доске. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать, активнее участвуют в уроках, растёт их заинтересованность и сосредоточенность. Доска целиком увлекает их, и в течение всего урока внимание детей сконцентрировано. Всем хочется прикоснуться к ней. При этом слабым ученикам легче понять изученный материал, так 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах как он не только объясняетс я устно, но и демонстрируется на доске. Мой опыт работы подтверждает, что при работе с этой доской у робких детей пропадает чувство боязни ответа перед всем классом. Они испытывают положительные эмоции – чувство достижения успеха и гордости за себя, способ ного управлять большим экраном. Даже дети с ослабленным вниманием лучше воспринимают информацию, размещенную на экране. Я сделала вывод, что все учащиеся не зависимо от характера учебной деятельности с появлением интерактивной доски стали более активны на уроках. Уникальная процедура – тактильное взаимодействие, является одним из самых естественных способов взаимодействия человека с окружающей средой. И именно благодаря этому все, что находится внутри доски, воспринимается как простое и благоприятное. Разра ботка уроков с использование интерактивной доски – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведе нии уроков. Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке. Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок. Пре имущества работы с интерактивными досками для преподавателей:  Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;  Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;  П озволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;  Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь ис пользовать их;  Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Преимущества для учащихся:  Делает занятия интересными и развивает мотивацию;  Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной ра боте, развития личных и социальных навыков;  Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;  Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к все возможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;  Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности: Наличие чисто технических проблем. При скачках на пряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы. Временные затраты на подготовку урока очень велики. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из - за необходимости соблюдать санитарные нормы. Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Основные способы использования интерактивн ой доск и на уроках литературного чтения в нача льной школе:  делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;  использование групповых форм работы;  совместная работа над документами, таблицами или изображениями;  управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)  использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;  изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;  изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;  сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстраци и на других уроках;  сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;  демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;  демонст рация картин, видеороликов, фильмов;  создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;  создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.  Р азнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним.  Возможность делать записи электронными чернилами (с помощью маркера или даже только одним пальцем) позволяет добавлять любую информацию, в опросы и комментарии к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.  Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним записи.  Выделение отдельных частей экрана Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксиров ать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализиро вать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»).  Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что - нибудь.  Страницы можно листать вперед и на зад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. Уже имеющийся небольшой опыт показал, что р абота с ИД улучшает восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Они признают, что интерактивный подход помогает принимать ак тивное участие в уроке. Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доск и лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про СанПиН. Использование ресурсов Интернет Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказ очному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных облас тей. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на у роках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:  Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);  Предоставляет возможности для профессиональног о творческого общения и оперативного обмена информацией;  Дает возможности для профессионального роста;  Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;  Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся. Далее приведу примеры использования Интернет - ресурсов для подготовки к урокам. Целесообразность использования инструментов интерактивной доски Критерий 1. Использование интерактивной доски обеспечивает активную познавательную позицию учащихся Использование инструментов интерактивной доски (ИД) способствует развитию мыслительных умений, знаний по предмету, организации и проведению учащимися осмысленного исследования проблем, обозначенных в познавательных заданиях , проблемных вопросах. - Учащиеся активно участвуют в работе с инструментами интерактивной доски; - Использование инструментов ИД способствуют: организации изучения объектов, сравнения их свойств; осуществлению самостоятельного анализа наблюд аемых явлений, процессов построению обобщенных аргументированных выводов на основе информации, полученной из всей совокупности источников; самостоятельности в определении адекватной формы и структуры предоставления информации в зависимости о т цели ее предъявления; 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах - Использование инструментов ИД позволяет оперативно изменять подготовленные участниками учебного процесса ход и результаты учебной работы - Содержание и форма информации, представленная на ИД побуждает к обсуждению, развивает дис куссию - Используется продукт совместного творчества, созданный на предыдущих уроках Критерий 2. Целесообразность использования инструментов интерактивной доски Использование инструментов ИД способствует достижению целей урока, планируемых результатов обучения - Применение инструментов ИД обеспечивает визуализацию изучаемого материала; - Применение инструментов ИД экономит время на уроке; - Применение инструментов ИД дает возможность оперативно изменять предполагаемый ход урока; - Использование инструм ентов ИД придает целостность уроку; - Применение инструментов ИД обеспечивает интерактивность изображаемой информации. Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для раб оты с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу о бучения на разных этапах урока: 1. Объяснения нового материала или инструктирования класса. 2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала. 3. Обобщения и закрепления изученного материала. 4. Контроля знаний, тестирования. 5. Проверки домашнего задания. Занятия с отстающими учениками так же провожу с применением интерактивной доски. На своих уроках широко использую:  демонстрацию на экране с помощью проектора;  демонстрации, в том числе и интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;  выступление учащегося или дискуссию с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных элементов;  демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;  демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм д ля ответов;  самостоятельная работа одного учащегося;  анализ или построение моделей;  тестирование;  поиск необходимой информации;  самостоятельная работа группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления). Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скурпулёзной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я п олучаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение. Новизна: Применение ИКТ на уроках литературного чтения, дает возможность учителю используются эффективные педагогические технологии с применением интерактивных средств обучения, раз нообразных форм и методов работы по формированию и развитию навык а чтения у младших школьников. В результате, которых каждый ребенок способен овладеть оптимальным темпом чтения и применение различных методик по обучению чтению и группировку их по классам с 1по 4. Раздел 2. Технология опыта Цель: найти самые приемлемые и рациональные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения Задачи: • Изучить технологию и систематизировать методы работы с использованием интерактивной доски. • Определить возможные варианты использования интерактивной доски в обучении навыка чтения на уроках литературного чтения. • Сформировать потребность в чтении через внедрение различных методов. Методика преподавания учителя должна основываться на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации позна вательной и творческой деятельности. Я использую в своей педагогической деятельности следующие формы организации учебного пространства: индивидуальные, групповые, коллективные. Методы обучения: Что меняется в методике обучения при использовании интерактивной доски? Объяснительно - иллюстративный метод  Используется наглядный материал более высокого качества.  Наглядный материал интерактивно управляется.  Материал имеет большую привлекательность (как новый). Исследовательско - поисковый метод  Интеграц ионный характер урока ведет к укреплению межпредметных связей.  Появляются большие возможности для творчества учащихся.  Возможность организовать проектную работу по созданию ресурсов. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах  Разнообрази е способов контроля – задания с последующей компьютерной проверкой, публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы учащихся ( групповой или индивидуальной), организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам, рисункам) и многие другие. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: ИКТ , личностно - ориентированное обучение, дифференцированное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Средства обучения: Комплект общих демонстрационных пособий Комплект индивидуальных пособий Интерактивная доска, мультимедийное оборудование, ЦОР, электронные учебники. В условиях экономического и технического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь, используя современные подходы, технологии, методы. Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны. При использовании компьютерных технологий в начальной школе у учеников формируется умение и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Такая работа может применяться по всем предметам, на внеклассных занятиях, родительских собраниях и т.д. В настоящее время у учащихся слабо развивается культура чтения, что отрицательно сказывается на их общем развитии. Трудно переоценить значение уроков литературного чтения в системе начального обучения. От того, какие знания, навыки и умения приобретают на этих уроках учащиеся, зависит эффективность обучения по всем предметам, и не только в начальной школе. Будет ли книга в жизни человека спутником, другом, советчико м, тоже во многом зависит от постановки классного чтения у младших школьников. Уроки чтения для младших школьников — это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чу вство долга и многое другое. Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закре плении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоя тельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную поддержку и помощь. Информационно - коммуникационные технологии можно рассматривать как объяснительно - иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися ин формации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. . На экране могут также появляться определения, схемы, даты, имена известных людей, которые ребята записывают в тетрадь. Учитель не тратит время на повторение и успевает рассказать гораздо больше, а каждый ребёнок работает в своём темпе, получая информацию по всем каналам (зрительному, слуховому, тактильному). Ни для кого не секрет, что круг чтения современных детей ограничивается школьной программой. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Младших школьников часто пугает объём предложенной книги. Поэтому задача учителя заинтересовать ребёнка кни гой, представить доступный круг чтения во всём его многообразии и привлекательности. Многие детские произведения экранизированы, это даёт возможность использовать фрагменты фильмов на уроках литературного чтения. Просмотр кинофильма может опережать чтение произведения, привлекая внимание детей к сюжету, а может использоваться при обсуждении поступков, характера героев. Экранизацию произведения можно использовать и на этапе закрепления пройденной темы. Учебники по чтению для четвероклассников знакомят только с отрывком крупных произведений, предусматривая самостоятельное прочтение книги. Не всегда у учителя хватает времени для подготовки презентаций к каждому уроку, поэтому мы рекоменду ю в программе SMART notebook сохранять страницы «мои шаблоны» на уроках литературного чтения . При отработки коррекции техники чтения использовать готовые шаблоны страниц. Г отовые электронные пособия: энциклопедии, учебники, словари. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационны х технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процес са, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Я в своей практике применяю различные электронные пособи я, разработанные в Институте электронных программно - методических средств обучения, также презентации , изготовленные самими учителями. Презентации, приготовленные к урокам литературы, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанр а. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся. Такая работа обеспечивает целый ряд преимуществ :  Реальная индивидуализация и дифференциация учебного процесса по содержанию материалов, объему, времени его усвоения, сложности;  Активизация учебной деятельности учащихся при усвоении учебной информации за счет индивидуальной работы в интерактивном режиме;  Повышение эффективности использования учебного времени в пла не динамики формирования умений и навыков и их устойчивости;  развитие уровня самоконтроля, повышение уровня самооценки;  повышение мотивации к учебному предмету, активности, интереса и любознательности, устойчивой концентрации внимания;  успешности и гарм онии, комфортности обучения. На уроках, в том числе и литературном чтении, в зависимости от его целей, используются разнообразные дидактические средства обучения, разработанные с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft и SMAR T notebook 1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:  презентации  информационные Интернет – сайты  информационные ресурсы на дисках 2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков:  компьютерные обучающие программы  компьютерные тренажеры  ребусы  компьютерные игры 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах  печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов)  печатный иллюстративный материал 3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний:  компьютерные тесты (открытые, закрытые)  компьютерные тесты (с автоматической обработкой результата) 4) Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся  цифровые энциклопедии  словари  справочники  таблицы  шаблоны  электронные учебники  интегрированные з адания 5) Использование для исследовательской деятельности учащихся:  цифровые естественнонаучные лаборатории  Интернет В нашей школе созданы все условия для использования ИКТ на уроках и во внеклассной работе. Есть техническое оснащение, заинтересованность педагогов. С 20 11 года обучаю детей по учебно - методическому комплекту « Школа России ». 1 класс 2 класс Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2ч Интерактивные таблицы к учебнику В.Г. Горецкого «Русская азбука» Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте: Методическое пособи е с поурочными разработками 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. / Литературное чтение: Аудиоприложение: 2 класс Бойкина М. В.,Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 2 класс Подбор заданий в этих учебниках учитывает возрастные особенности детей и позволяет эффективно решить проблему организации сотрудничества учителя и ученика. Но, несмотря на прекрасные учебники и рабочие тетради, в т.ч. и по литературному чтению, я стремлюсь использовать компьютерные технологии на уроках. Они помогают мне развивать в моих учениках «способность жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека». Ребенка нельзя ни заставить, ни убе дить быть миролюбивым, для этого необходимо выработать определенную модель поведения, установку на развитие, помочь ему понять себя и мир вокруг. Вот здесь то и приходит нам на помощь литература с ее богатыми нравственными произведениями, накопленным века ми опытом. В процессе восприятия художественного текста участвуют разум, воля, чувства, а значит параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание. Лихачев Д.С. говорит, что «Литература дает нам огромный, обширн ейший и глубочайший опыт жизни….дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя. Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывае т желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке…» Использование же на уроках презентаций, электронных фото – альбомов только усиливает воздействие литературных произведений на развивающуюся Личность школьника, помогает создать незабываемую атмосферу урока. Прослушивание аудиодисков служит образцом правильной, выразительной речи (сборники произведений «Родная речь» 1 - 4 класс, сборники произведений А.С.Пушкина, Кузьмина и др.). Просмотр DVD помогает составить более полное 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах представление о мире литературных героев. Справочные пособия «Большая детская энциклопедия» и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» помогают организовать исследовательскую и самостоятельную деятельность учащихся. Кроссворды, тестовые оболочки (ЕМТ), сл ужат для эффективной, быстрой проверки качества знаний и облегчают работу учителя. Компьютерные игры (полезные, познавательные) способствуют развитию интереса к предмету, расширяют кругозор. Текстовые редакторы, Internet , настольные издательские системы (создание открыток, буклетов, грамот, сборников стихов и сочинений) – эффективны при подготовке к урокам, классным часам, мероприятиям. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, ч то говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления оформляются в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека, этических норм и правил как ориентиров в жизни. Глубоко убеждена, что грамотное использование ин формационных технологий для создания дидактических средств обучения на уроках литературного чтения необходимо, так как позволяет обеспечивать не только качественное образование учащихся с учетом их психолого - педагогических особенностей, но и помогает созд ать атмосферу понимания, настроить детей на урок. Такие уроки интересны детям, результативны, творчески, богаты наглядными и слуховыми пособиями и способствуют формированию нравственные убеждений детей. Используя неподдельный интерес детей к этой техник е можно решить ряд проблем современного урока. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: 1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваем ости школьников; 2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; 3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; 4. снижению дидактических затруднений у учащихся; 5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компе тенции; 6. приобретению навыков работы с компьютером учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности. Каким же должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанност ь и побуждать к творчеству, чтобы, кончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться. Одним из достоинств применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьют ером. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация знаний. 3. Постановка цели и задач урока 4. Открытие новых знаний. 5. Физминутки 6. Включение в систему знаний. 7. Применение знаний и умений в новой ситуации 8. Рефлексия 9. Итог урока 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах 10. Домашнее задание (Приложение) Использование презентаций PowerPoint и SMART notebook Владение программой PowerPoint позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями. При изучении нового материала : позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. При проведении устных упражнений : д ает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. При отрабатывании какого - либо навыка: даёт возможность каждому ученику проверить свои силы, устранить пробелы. При проведении физкультминуток: позволяет быстро и весе ло переключиться с одного вида деятельности на другой. При оценивании собственной деятельности на уроке: позволяет осуществить рефлексию, самоанализ. При проверке домашних работ : методика альтернативная, применяемая для самостоятельных работ. Использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.) Использование мультимедийных программ в обучении позволяет решить такие задачи как: повышение мотивации к обучению; достижение уровня дифференциации в обучении; сокращен ие времени для отработки технических навыков учащихся; нетрадиционная подача материала; сформировать навыки самоконтроля; усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания. Например, на уроках в начальной школе, предлагаю организовать работу учащихся, с использованием мультимедийных пособий: «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Содержит все области знаний, снабжена видео и аудиофрагментами, анимациями и трехмерными моделям и, а также обилием иллюстраций . Энциклопедия содержит б олее 40 детских произведений, в исполнении известных актеров: стихи Пушкина, Лермонтова, рассказы советских, русских и зарубежных писателей. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться р ешать задачи. Использование ресурсов Internet Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет - ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся нач альной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий. Интернет на уроках это: организация урока для повышения мотивации школьников: доступ ко многим образовател ьным ресурсам; увлекательное обучение (игровой момент); уроки в режиме on - line; доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках; возрастание информационной грамотности учащихся. Примеры часто используемых Интернет - ресурсов http://viki.rdf.ru Сайт посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. Здесь можно скачать презентации ко многим урокам в начальной школе. http://www.lukoshko.net На сайте собраны занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки, которые являются спутниками ребенка на жизненном пути в большой мир взрослых. Сказки, стихи и рассказы помещённые в Лукошке, помогут ближе познакомит ься с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы. http://www.nachalka.info Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит з анимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий» http://mults.spb.ru/ На этом сайте можно абсолютно бесплатно посмотреть и загрузить мультфильмы. http://nature.ok.ru Страничка о редких и исчезающих живот ных Росси. Сюда полезно заглянуть на уроках окружающего мира, при изучении животного мира различных природных зон. http://www1.mirbibigona.ru «Мир Бибигона» — это мир общения. В «Мире Бибигона» можно учиться! Это далеко не полный список Интернет – ресурсов, которые можно использовать при обучении младших школьников. Использование Интернета на уроках требует большой подготовительной работы. Очень интересным оказался тот факт, что дети при проведении тестовых рабо т не боятся допустить ошибки, не замыкаются, не скрывают свой результат. Уже второй год я работаю над формированием правильной самооценки учащихся. Именно программное обеспечение SMART notedook дает существенное преимущество . Им не страшно демонстрировать ошибки, с удовольствием делают работу над ошибками. Рабочий потенциал обучающихся намного выше, чем при проведении традиционных уроков. Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится б олее благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Должна заметить, что эффективность использования ИКТ ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания. Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 кл ассов – 15 минут. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Раздел 3. Результативность опыта К результативности д анного опыта можно отнести: 1. Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; 2. Повышение уровня использования наглядности на уроке; 3. Повышение производительности учебно - воспитательного процесса; 4. Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно - воспитательного процесса; 5. Рост качества знаний. 6. Педагогический мониторинг в начальной школе Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице приведены результаты опроса родителей : Анк ета 2011 - 2012 2012 - 2013 Удовлетворены ли вы уровнем преподавания литературного чтения в классе вашего ребенка? 96% 100% Ваш ребенок посещает библиотеку? 92% 94% Как вы думаете, предмет литературного чтения является важным в образовании вашего ребенка? 100% 100% Повысился интерес вашего ребенка к чтению? 96% 100% 88% 90% 92% 94% 96% 98% 100% 2011 - 2012 2012 - 2013 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Отслеживание техники чтения. Индивидуальное отслеживание техники чтения Групповой график отслеживания техники чтения Групповой график техники чтения уч - ся 1 на конец года. А - детей, умеющих читать на начало года. Б - детей знакомых с буквами и пробующих читать по слогам. В - детей незнакомых с грамотой. При использовании интерактивной доски значительно повышается эф фективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамики их виртуального изменения; повышение мотивации учащихся к чтению . Результаты техники чтения : Учебный год Выше нормы Норма Ниже нормы 2011 - 2012 уч.год 4 кл 58 % 36% 6 % 2012 - 2013 уч.год 1 кл 15% 50% 25% 2013 - 2014 уч. г. 1 п 2 кл 30% 61% 9% 0 5 10 15 20 25 30 Индивидуальное отслеживание техники чтения (группа В) слова 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Мониторинг техники чтения Результаты преподавания литературного чтения Учебный год КЗ УО 2011 - 2012 уч.год 6 8 % 100 % 2012 - 2013 уч.год - - 2013 - 2014 уч. г. 1 п 81 % 100 % Мониторинг преподавания литературного чтения Заключение Несмотря на возможности программы, готовые шаблоны страниц и интерактивные средства галереи, интерактивная доска – это всего лишь средство, которое становится помощником для учителя. Эффективность её использования зависит от самого учителя: от того насколько хорошо он знает и умеет использовать возможности приложения, насколько полно он использует её возможности на различных этапах у рока Я рассмотрела варианты отслеживания техники чтения индивидуально каждого учащегося класса и группы детей (А, Б, В), читающих в одном темпе. Их цель – дифференциация и индивидуализация работы на уроке. По графику видно, каких результатов достигли в рез ультате исследования. О работе в целом можно судить по динамике роста техники чтения во втором и первом классе. На нем в динамике отражен средний процент всех исследуемых параметров: темп чтения, правильность, выразительность и осознание прочитанн ого материала. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Выше нормы Норма Ниже нормы 2011 - 2012 уч.год 4 кл 2012 - 2013 уч.год 1 кл 2013 - 2014 уч. г. 1 п 2 кл 0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% 2011 - 2012 уч.год 4 кл 2012 - 2013 уч.год 1 кл 2013 - 2014 уч. г. 1 п 2 кл Ряд1 Ряд2 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Фиксацию данных может проводить учитель, родители, ученик. Графическое изображение дает яркую картину, иллюстрирующую навыки чтения, их изменения, как показатель работы учителя. Ведя отслеживание техники чтения, я имею полное представ ление о состоянии техники чтения и результатах своей работы. Я в своей работе пришла к выводу, что необходимый резерв в формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения заключен в сочетании различных методик и использование на уроках литературного чтения информационных технологий можно добиться желаемого результат. При условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифферен циации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных проц ессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. В своей практике применяются различные электронные пособия, разработанные в Институте электронных программно - методических средств обучен ия, также пособия, презентации изготовленные учителем в программе SMART notebook . Презентации, приготовленные к урокам литературного чтения, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся. 2 Шмарова Марина Викторовна Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах Литература 1. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. 2. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Детская литература, 1999. 3. http://interaktiveboard.ru/ 4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, ACADEMIA, - 2005 5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. 6. Старцева Н.А. Применение электронных пособий на уроках математики // Информационные технологии в образовании. Сб. научно - методических материалов, Новосибирск: НГУ, - 200 4. 7. Г.К. Селевко. «Педагогические технологии по основе информационно - коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005г. 8. Хуторская Л.Н. Информационная педагогика [Электронный ресурс] h ttp :// www . eidos . ru / journal /2002/0825. htm . 9. Буканова Н.А. Формирование умственного приёма сравнения у младших школьников в процессе решения разноуровневых упражнений по математике [Электронный ресурс] http :// revolution . allbest . ru / pedagogics /0004321 l _0. html . 10. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: Учеб. - метод.пособие для студ.вузов. - М.: Интуит.ру, 2006. - С.71. 11. Каспржак А. Г. Информационное общество и школа: учебно - методические материалы к курсу повышения квалификации. - М.: 12. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно - практической конференции. - 2000 г. 13.Безруких М.М., Фи липпова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006. 14. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе http :// www . it - n . ru / communities . aspx ? cat _ no =5025& tmpl = com 15. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» ( http://www.smartboard.ru/ ) 16. C ообщества «Сеть творческих учителей» «Интерактивная доска для начинающих и не только…» 17. «Умные уроки SMART» ( http://metodisty.ru/m/groups/view/umnye_uroki_SMART ), 18. "Клуба Polymedia – SMART сообщество" (http://community.smartboard.ru/), а также сайты поддержки пользователей ИД других производителей