Рабочая программа по изобразительному искусству1 класс. Автор Т.Я.Шпикалова УМК Перспектива ФГОС


Программа по изобразительному искусству
(УМК «Перспектива»)
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Изобразительное искусство» предметной линии учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой 1-4 классы М.:»Просвещение»,2011.; планируемых результатов начального общего образования.Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умение и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
совершенствование эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и окружающего миру;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая характеристика курса
Учебный материалов программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деление на блоки состоит в том, что первый блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно – творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковою, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствует почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего – 33 ч (33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленность на духовно-нравственное воспитании и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основной отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи интерпретации информации в соответствии с коммуникативным и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки. Готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
К концу учебного года учащиеся должны:
знать
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
названия известных центров народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.
Содержание учебного курса
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (РТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель и т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём основа скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.) элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, втягивание формы4 бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства
(обучение основам художественной грамоты)
Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – дальше, дальше – меньше, ближе – больше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные. Острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма.(спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значение темы искусства.
О чём говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различие их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры в декоративно-прикладного искусства.Родина моя – Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно - творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно - прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры, материала.Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натуральной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание учебного предмета
№ п/п Наименование раздела Кол-во часов
1 Восхитись красотой нарядной осени 8
2 Любуйся узорами красавицы зимы 7
3 Радуйся многоцветью весны и лета 18
Итого: 33
Тематическое планирование
1 класс
Тема раздела, урока Количество часов
Восхитись красотой нарядной осени 8
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи 1
Твой осенний букет. Декоративная композиция. 1
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы 1
В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция 1
Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция 1
В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России 1
Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы 1
Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект 1
Любуйся узорами красавицы зимы 7
О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России 1
В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка 1
Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике 1
Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике 1
Белоснежные узоры. Вологодские кружева 1
Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция 1
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект 1
Радуйся многоцветью весны и лета 18
По следам зимней сказки. Декоративная композиция 1
Зимние забавы. Сюжетная композиция 1
Защитники земли Русской. Образ богатыря 1
Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка 2
Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм 2
Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет 1
Птицы –вестники весны. Декоративная композиция 1
«У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево - жизни украшение. Образ дерева в искусстве 2
О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя 1
В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета 2
Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки 1
Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи 2
Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты 1
Всего 33ч
Восхитись вечно живым миром красоты (11ч)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Рембрандта анн Рейна); пейзаж ; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем
Любуйся ритмами в жизни природы и человека(14ч)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9ч)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Национально-региональный компонент по изобразительному искусству
Изучение национально-регионального компонента по изобразительному искусству на ступенях начального и общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание толерантности, уважения и стремления сохранять и развивать культуру и искусство родного края;
- освоение знаний об изобразительном искусстве Чувашии;
- развитие креативных способностей, образного, пространственного и ассоциативного мышления, эмоционольно-эстетического восприятия информации;
- овладение элементами художественной деятельности чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству родного края, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры
Чувашское народное изобразительное искусство. Древние корни народного художественного творчества. Мировоззренческая основа народных художественных образов.
Чувашская народная вышивка, ткачество и шитье бисером. Резьба по дереву. Керамика. Древнее ювелирное искусство. Художественная выразительность изделий, сочетающих разные материалы, а также изделий из лозы, кожи, кости, камня. Особенности чувашского народного декоративно-прикладного искусства в сравнении с народным искусством этносов Поволжья. Местные ремесла и промыслы.
Изобразительное разительное искусство и архитектура Чувашии.
Знакомство с творчеством первых профессиональных художников Чувашии
(Егоров, А.А. Кокель, М.С. Спиридонов, Н.К. Сверчков, А.А. Александров, М.А. Андрианов, С.Д. Эрьзя).
Сведения по истории архитектуры Чувашии на основе местными архитектурными памятниками.
Архитектура Чувашской Республики: город, сельское поселение; столица г. Чебоксары.
Знакомство с произведениями изобразительного искусства Чувашии советского и современного периода: декоративно-прикладное искусство (Е.И.Ефремова, А. И. Ильбекова, А. А. Анцыгина, Е. Н. Жачева, Т.В. Шаркова, В.В.Николаев, Н.М.Балтаев, О. А. Дуняк, В. П. Петров (Праски Витти) и др.); живопись (П. Г. Григорьев-Савугакин, Ф.П.Осипов, Н. В. Овчинников, П. Г. Кипарисов, Р. Ф. Федоров, В. П. Петров (Праски Витти), Н.П.Карачарсков, А.П.Рыбкин, С.Н.Михайлов (Юхтар) и др.); графика (П.В.Сизов, Э.М.Юрьев, В.И.Агеев, В.Г.Бритвин, И. Улангин и др.); скульптура (В.П. Нагорнов, Ф. И. Мадуров, В. И. Бажинов, П. С. Пупин, В.А. Зотиков и др.) Особенности творчества А.И.Миттова.
Этнонациональные мотивы в дизайне и архитектуре Чувашии.
Чувашский государственный художественный музей. Художественные музеи и выставочные залы. Произведения чувашского народного изобразительного искусства и произведения профессиональных художников в художественных собраниях России и зарубежных стран.
Опыт художественно-творческой деятельности
Изготовление объемных и плоских моделей изделий (или собственно изделий) народного искусства и местных промыслов.
Создание композиций по мотивам чувашских народных сказок, легенд, на основе исторического и этнографического материалов.
Создание художественных образов с элементами этноментальной выразительности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные виды народного чувашского изобразительного искусства;
преемственность древнего и современного изобразительного искусства
Материально - техническое обеспечение
образовательной деятельностиЛитература
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А., Щирова А.Н. Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для 1-4 классов общеобразовательной школы». – М.: Просвещение , 2011
Учебники
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 1 класс. – М.: Просвещение , 2011

Методические пособия
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 1 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 классе) – М.: Просвещение , 2011

Печатные пособия
1. Комплект таблиц «Введение в цветоведение»
Цвет и гуашь
Палитра
Ахроматические цвета
Основные и смешанные цвета
Теплые цвета
Холодные цвета
Затемнение
РазбелыСветотени
Цвет в перспективе
Контрастные цвета
Нюансовые цвета
Колорит
Символика цвета
Цвет в геральдике
2. Комплект таблиц «Основы декоративно-прикладного искусства»
Стилизация
Ритм и симметрия
Дымковская роспись
Гжельская роспись
Хохломская роспись
Роспись городецких игрушек
Роспись павлопосадских платков
Вологодское кружево
Аппликации
Коллажи
Витражи
Мозаика
Информационно-коммуникативные средства
1. Мултьимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
2. Электронные учебники.
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Проектная доска
Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные, гуашевые, бумага формата А3, А4 бумага цветная, восковые мелки
пастель, ёмкость для воды, кисти беличьи №5, 10,20, кисти из щетины №3, 10, 13,стеки, пластилин
глина, клей, ножницы
Модели и натуральный ряд
Муляжи фруктов и овощей, гербарии, гипсовые орнаменты, античные головы, керамические изделия (вазы, кринки и др.), предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)Тематическое планирование уроков по изобразительному искусству
1 класс
1ч. в неделю, всего 33 ч

урока Тема урока Основные виды деятельности Планируемые результаты
Предметные
результаты Метапредметныерезультаты Личностные
результаты
Восхитись красотой нарядной осени. (8 часов)
1. Какого цвета осень. Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их с цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ .Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное в показе осенней природы. Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения природы в отечественной пейзажной живописи и литературе, художественных средств выразительности в создании картины природы на полотне. Научатся владеть техникой рисования Познавательные: осознанное и произвольное
высказывание об особенностях осенней природы .
Регулятивные: планировать алгоритм действия
по организации своего рабочего места.
Коммуникативные: уметь строить высказывания. Понимать значение красоты природы
2. Твой осенний букет. Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Определять, из каких простых элементов составлены их композиции.
Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж.
Сравнивать декоративные и живописные изображения родной природы, находить общее и различное. Определять, какие художественные изображения составлены из природных и рукотворных материалов.
Участвовать в обсуждении содержания и художественных особенностей декоративных композиций, посвященных осенней природе.
Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать порядок и приёмы выполнения декоративного изображения осеннего букета с помощью отпечатка с готовой формы (листьев деревьев и кустарников).
Устно описывать замысел композиции своего осеннего букета и выбирать материалы для её выполнения. Сверять последовательность своих действий при выполнении творческой работы с художественно-дидактической таблицей. Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приёмом отпечатка с готовой формы (листьев) или способом аппликации из осенних листьев и выражать в ней своё отношение к осенней природе средствами художественного образного языка декоративно-прикладного искусства. Познакомятся с понятиями: «композиция», «аппликация», «пейзаж», «коллаж», произведения живописи. Познавательные: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий.
Регулятивные: контролировать выполнения собственных элементов и приёмов изображения.
Коммуникативные: обмениваться мнениями в парах.
Эстетически воспринимать окружающий мир.
3. Осенние перемены в природе. Участвовать в обсуждении различных средств живописи, используемых живописцем для создания выразительных образов природы, её эмоциональных состояний при разной погоде, приёмов композиции.
Анализировать изображение живописного средства выразительности — раздельного мазка, зависимость характера изображения от формы (вида), размера и направления мазка. Кистью и красками наносить удлинённые и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева.
Выполнять упражнение на повтор приёма раздельного мазка. Изображать по памяти, по представлению осеннюю природу с помощью раздельного мазка и используя элементарные приёмы композиции. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка живописи. Научатся выполнять приёмом «раздельный мазок» точкой и удлинённый Познавательные: создание творческого продукта. Регулятивные : контролировать выполнения собственных действий.
Коммуникативные: вступать в коллективное сотрудничество.
Формировать умение представлять свое творчество
4. В сентябре у рябины именины. Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, запечатлевших образ осенней рябины в природе. Рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия.
Различать разнообразные формы в природе и узнавать их изображения в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства и живописи.
Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство.
Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж, натюрморт) и народного искусства, находить, в чём состоит их сходство и различия.
Участвовать в обсуждении характерных признаков ветки рябины и отличия её декоративного изображения (условность формы, цвета, расположение на поверхности художественной вещи) от живописного. Овладеют первичными навыками работы с пластилином.
Научатся видеть форму и объём. Познавательные: выделение и осмысление
отдельных слов, терминов, понятий.
Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности.
Коммуникативные: комментировать и учитывать высказывания партнёров.
Творчески выражать своё отношение к природе, окружающему миру
5. Щедрая осень. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты разнообразных форм обыденных предметов и даров осени в природе и о чувствах, которые они вызывают. Рассматривать натюрморты живописцев. Различать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в натюрмортах живописцев.
Объяснять значение понятия натюрморт.
Сравнивать произведения разных художников, находить сходство и различия в изображении даров природы в них. Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него. Познакомятся с понятиями: «натюрморт», главные и второстепенные предметы в композиции Познавательные: узнавать основные средства декоративно прикладного искусства.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий.
Коммуникативные: свободно высказывать своё мнение. Творчески выражать своё отношение к природе, окружающему миру
6. В гостях у народного мастера С. Веселова. Характеризовать изделия золотой Хохломы. Определять своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева). Сравнивать изображение трав на картине живописца и в декоративном орнаменте народного мастера из Хохломы, находить общее и различное. Узнавать основные элементы хохломского травного орнамента и называть их.
Участвовать в обсуждении различий изображения родной природы в живописи и народном искусстве, элементов хохломского узора и палитры хохломской росписи.
Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики», «завитки», «кустики») и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей.
Выполнять упражнение на повтор приёмов кистевой росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью кисти и печатки. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Научатся выполнять узор из ягод, травный орнамент хохломы – элементы «травинка», «капелька», «завиток» Познавательные: узнавать основные средства декоративно прикладного искусства.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий.
Коммуникативные: свободно высказывать своё мнение.
Творчески выражать своё отношение к природе, окружающему миру
7. Золотые травы России.
Участвовать в обсуждении традиций хохломской росписи изделий из дерева; построения хохломского узора, его ритма и палитры, согласованности декора с формой изделия.
Работать по художественно-дидактической таблице народного мастера. Анализировать хохломской узор: цветовую гамму, порядок чередования элементов (волнистый основной стебель, упругие завитки травинок, одинаковые группы ягод), место расположения элементов («ягоды» — в каждой впадине волны, «листочки» — на гребне волны). Повторять за народным мастером хохломской узор, сверять свои действия с таблицей.
Составлять свою композицию узора на основе волнистого стебля для украшения хохломской ложки, ковша и рисовать её. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма. Познакомятся с понятиями: «ритм», «орнамент», «декоративно-прикладное искусство». Научатся выполнять хохломской травный узор для украшения изделия Познавательные: узнавать основные средства декоративно прикладного искусства.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий.
Коммуникативные: свободно высказывать своё мнение. Творчески выражать своё отношение к природе, окружающему миру
8. Наши достиже-ния. Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение первой четверти и давать им оценку.
Участвовать в коллективной работе по завершению проекта «Щедрый лес и его жители».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами. Выполнять творческое задание в малых группах согласно поставленной задаче:
составить и оформить коллективную композицию пейзажа из работ одноклассников в группе пейзажистов;
создать композицию поляны из осенних листьев, подкрашенных для яркости акварелью, гуашью в группе лесников;
Приобретут навыки работы с красками,
с ножницами и клеем. Познавательные: узнавать основные средства декоративно прикладного искусства.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение своей работыКоммуникативные: свободно высказывать своё мнение. Умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Любуйся узорами красавицы зимы. (7 часов)
9. О чем поведал каргополь-ский узор. Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природными явлениями и рассказывать об их связи с природой.
Участвовать в обсуждении особой монолитной объёмной формы каргопольской игрушки, древних знаков-символов в её геометрическом узоре, ритма и палитры.
Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зёрен, находить знаки-символы, из которых составлен узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цветовую палитру каргопольской росписи.
Повторять элементы каргопольского узора (знаки-символы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Использовать палитру каргопольского узора. Выражать в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Научатся выполнять элементы каргопольско-го узора; отличать палитру каргопольско-го узора Познавательные: расписывать игрушки. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы.Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге Умение давать оценку результатам своей творческой деятельности; эстетически воспринимать игрушки
10. В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной Рассматривать народные дымковские игрушки, находить образы животных, птиц, человека в игрушечных фигурках Дымки и определять своими словами самое главное в их форме и декоре.
Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «барынь»), находить в них общее и различное Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью, тычком, соблюдать последовательность в работе.
Приобретут навыки работы с пластилином Познавательные: расписывать игрушки. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы.Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге Ценить и принимать базовые ценности «добро», «красота»; эстетически воспринимать игрушки.
11. Зимнее дерево. Рассматривать произведения графики, запечатлевшие образ зимней природы в разных её состояниях, и рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия.
Сравнивать изображение зимней природы в различных видах искусства с реальной природой. Определять, какими художественными средствами переданы признаки холодного дня, оголённые зимой кустарники и травы, простор и тишина в графическом пейзаже.
Объяснять смысл понятия графика. Сравнивать произведения разных художников-графиков и находить сходство и различия в изображении зимней природы. Участвовать в обсуждении содержания и художественных выразительных средств графических пейзажей. Познакомятся с понятиями: «графика», «графики». Научатся выполнять композицию с помощью графических приёмов Познавательные: восприятие искусства как диалога художника и зрителя.
Регулятивные: определять план выполнения заданий.
Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге
Творчески выражать своё отношение к природе, окружающему миру
12. Зимний пейзаж: день и ночь. Рассматривать произведения художников-пейзажистов, запечатлевших красоту зимней природы в разное время суток. Определять своими словами главное в них. Высказывать своё отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи или графики.
Сравнивать живописные и графические пейзажи, находить в них сходство и различия в передаче красоты зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах Научатся выполнять композицию с помощью графических приёмов Познавательные: восприятие искусства как диалога художника и зрителя.
Регулятивные: определять план выполнения заданий.
Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге Творчески выражать своё отношение к природе, окружающему миру
13. Белоснеж-ные узоры. Сравнивать элементы кружева с объектами реальной природы и изображением их в произведениях графики, узнавать линии, разные по виду, и называть их, находить аналогии с художественными образами в поэзии.
Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм. Участвовать в обсуждении характера линий (плавные, округлые, резкие или мягкие), которыми выполнены контуры узора в кружеве, приёмов построения кружевного орнамента, роли ритма и симметрии, их сходства и различия с линиями в графике.
Работать по художественно-дидактической таблице народного мастера. Повторить за ним элементы вологодского кружевного узора. Приводить примеры на симметричное построение предметов и их узоров.
Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге с использованием элементов (по выбору): дерево, ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная королева. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью разнообразных белых линий Познакомятся с понятиями: «симметрия», «асимметрия», «ритм»; выделять особенности композиции кружевных узоров Познавательные: узнавать основные средства декоративно прикладного искусства.
Регулятивные: определять план выполнения заданий.
Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Творчески выражать своё отношение к природе, окружающему миру
14. Цвета радуги в новогод-них игрушках. Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узнавать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с помощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.
Сопоставлять приёмы передачи праздничного новогоднего настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия. Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи настроения праздника в декоративно-прикладном и живописном искусстве, роли композиции, цвета и ритма, симметрии .Работать по художественно-дидактической таблице. Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости (ближе — дальше), пояснять свой ответ.
Решать, какие предметы войдут в собственную композицию, как их расположить в композиции (ближе дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету. Рисовать по памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек с использованием средств художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.). Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику известными художественными приёмами и средствами выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Группировать произведения на основе общих признаков. Распределять их по классам.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях Научатся выполнять декоративную композицию из новогодних игрушек, используя художественные приёмы Познавательные: узнавать основные художественные приёмы
Регулятивные: определять план выполнения заданий.
Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности и работам одноклассников
15. Наши достиже-ния. Характеризовать работы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и давать оценку им. Принимать участие в коллективной работе по завершению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику». Работать в группах: определять задачу работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточно и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе:
создать коллективное панно «Я люблю тебя, Россия» с использованием рисунков одноклассников, в которых отражена зимняя природа родной земли, в группе художников-пейзажистов;
вылепить фигурки сказочных персонажей и украсить их по мотивам каргопольских узоров (импровизация) в группе игрушечных дел мастеров;
создать коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков натюрморта;
выполнить украшения (вырезанки-снежинки, новогодние персонажи, сказочные деревья) для окон в группе художников-дизайнеров. Приобретут первичные навыки оформления класса к празднику; познакомятся с понятиями: «дизайн», «дизайнер». Познавательные: узнавать основные средства декоративно прикладного искусства.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение своей работыКоммуникативные: свободно высказывать своё мнение.
Умение работать в коллективе, любоваться зимними композициями своих сверстников, отстаивать свою точку зрения.
Радуйся многоцветью весны и лета. (18часов)
16. По следам зимней сказки Различать в зимней природе цветовые сочетания, разнообразные линии в извивах стволов и ветвей деревьев, в узорах оград и декоре архитектурных сооружений города и села, необычные формы сугробов и т. п. и находить их в произведениях художников-живописцев и народных мастеров.
Сравнивать изображение зимних жилых построек в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия. Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек на основе своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений. Научатся выполнять декоративную композицию; выбирать приёмы работы кистью: раздельный мазок, линия, штрих, точки. Познавательные: обсуждать сюжеты картин
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Эстетически воспринимать чудесный мир сказок, произведений искусства.
17. Зимние забавы. Рассказывать о забавах, играх, в которые школьникам нравится играть зимой, использовать свой жизненный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэтических произведений. Высказывать суждение о понравившемся произведении живописи, народного мастера или учебной работе сверстников. Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору». Изображать человека в движении согласно замыслу. Показывать в композиции конкретные действия людей и их настроение. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы, к зимним забавам посредством известных средств выразительности. Научатся выполнять сюжетную композицию; познакомятся с понятием «сюжет» Познавательные: обсуждать сюжеты картин
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Эстетически воспринимать произведения искусства
18. Защитники земли Русской. Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений.
Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное. Изображать образ чувашского богатыря.
Изображать образ богатыря и его воинское снаряжение Познавательные: познакомиться произведения, передающие любовь к воинам – защитникам Родины
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Эстетически воспринимать произведения искусства
19-20. Открой секреты Дымки. Рассматривать народные дымковские игрушки, находить образы животных, птиц, человека в игрушечных фигурках Дымки и определять своими словами самое главное в их форме и декоре. Сравнивать образцы фигурок человека («нянек» и «барынь»), находить в них общее и различное. Участвовать в обсуждении художественного своеобразия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской глиняной игрушки (округлость, статность фигуры барыни, стройность коня, богатство оперения хвоста и элементов декора птицы).
Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью, тычком, соблюдать последовательность в работе.
Лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к образам дымковской игрушки приёмами кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Научатся выполнять элементы дымковского узора; отличать палитру дымковского узора Познавательные: познакомиться с последовательностью росписи дымковской игрушки
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Умение давать оценку результатам своей творческой деятельности; эстетически воспринимать дымковские игрушки
21-22 Краски природы в наряде русской красавицы. Рассматривать произведения художника-живописца, посвященные весенней пахоте и русской красавице в народном традиционном костюме, и произведения народного и декоративно-прикладного искусства (народных впечатления от их восприятия.Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма. Определять, из каких элементов состоит чувашский национальный костюм, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма. Научатся выполнять наряд по мотивам женского народного костюма с помощью художественных приёмов Познавательные: познакомиться с народным орнаментом
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Умение давать оценку результатам своей творческой деятельности; эстетически воспринимать окружающий мир
23. Вешние воды. Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них
соответствия в передаче главных признаков ранней весны и в пору половодья в природе, различать цветовые сочетания в изображении только что прогретой солнцем земли и тех мест, где появились первоцветы.
Сравнивать композицию и цветовое решение пейзажей разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся весеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ.
Участвовать в обсуждении выразительности цветовых сочетаний в передаче первых признаков весны в живописных пейзажах.
Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе. Научатся выполнять весенний пейзаж разными художественными материалами Познавательные: применять основные средства худ. выразительности в рисунках.
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Умение давать оценку результатам своей творческой деятельности и работам сверстников; эстетически воспринимать произведения художников
24. Птицы-вестники весны. Определять своими словами их композицию и колорит. Приводить примеры признаков ранней весны и прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.
Сравнивать изображение птиц в реалистической живописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения.
Участвовать в обсуждении своеобразия художественного решения образа весеннего прилёта птиц в живописном пейзаже и декоративной композиции, общего и различного в художественном строе произведений различных видов искусства.
Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Научатся выполнять весенний пейзаж: декоративную композицию Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, находить информацию в учебнике
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Ценить и принимать базовые ценности «добро», «благополучие», эстетически воспринимать природу
25-26 «У Лукоморья дуб зеленый…» Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни».
Сравнивать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером. Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было дерево.
Участвовать в обсуждении художественных образов дерева в произведениях разных видов искусства и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы.
Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу дерева декоративными средствами.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Научатся выполнять композицию сказочного дерева в технике аппликации из лоскутков или смешанной технике Познавательные: находить нужную информацию в учебнике
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Ценить и принимать базовые ценности «добро», «благополучие», эстетически воспринимать природу
27.
О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них.
Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека. Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приёмы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь». Лепить игрушку по выполненному рисунку и расписывать её. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочному образу коня Научатся выполнять сказочную композицию Познавательные: применять основные средства худ. выразительности в рисунках.
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Ценить и принимать базовые ценности «добро», «благополучие», эстетически воспринимать природу
28. Красуйся красота по цветам лазоревым. Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и оттенки. Объяснять, что и с помощью каких художественных приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция. Объяснять смысл понятий цвет, оттенки. Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в изображении весенней природы в произведениях искусства, способов получения оттенков, художественных приёмов, которые используют художники в создании реалистического и декоративного образа природы.
Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморт) её выполнить. Научатся выполнять композицию из весенних цветов; приобретут первичные навыки получения нежные цвета с помощью белой краски Познавательные: Сравнивать предметы, краски, находить общее и отличительное
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Ценить, эстетически воспринимать природу, восхищаться произведениями искусства
29-30. В царстве радуги – дуги. Узнай, как все цвета дружат. Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и оттенки. Объяснять, что и с помощью каких художественных приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция.
Объяснять смысл понятий цвет, оттенки. Познакомятся с понятиями: «тёплые и холодные тона», «основные и дополнительные», приобретут первичные навыки получения нового цвета смешивая краски Познавательные: экспериментировать с кистью и красками
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Ценить, эстетически воспринимать природу, восхищаться произведениями искусства
31-32. Какого цвета страна родная. Рассматривать произведения художников-пейзажистов, отобразивших природу разных географических широт России. Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны.
Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников.
Участвовать в обсуждении красоты природы родных мест, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи. Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года. Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях Приобретут навыки работы с доступными материалами ИЗО, научатся выполнять композиции весеннего или летнего пейзажа Познавательные: уметь сравнивать произведения художников: находить общее и различие.
Регулятивные: определять план выполнения заданий. Коммуникативные: уметь обсуждать, участвовать в диалоге,
рассуждать, задавать вопросы. Ценить, эстетически воспринимать родную природу, восхищаться произведениями искусства
33. Наши достиже-ния. Характеризовать произведения живописи разных жанров (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина). Определять своими словами самое главное в них.
Участвовать в обсуждении содержания произведений искусства, выявлять средства художественной выразительности, которые использует каждый автор, определять характер цветовой гаммы (тёплый или холодный), настроение, которое хотели передать художники. Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение третьей и четвёртой четвертей, анализировать их Обладать чувством композиции;
познакомятся с понятиями: «искусствознание», «искусствоведение», «искусствовед». Познавательные: уметь сравнивать произведения художников: находить общее и различие; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в литературных произведениях.
Регулятивные: понимать учебную задачу, определять план выполнения заданий.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, распределять работу. Соглашаться с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами обладать способностью к творчеству.
Ценить, эстетически воспринимать природу, восхищаться произведениями искусства