Бинарный урок изобразительного искусства и музыки в 7 кл. «Широкая Масленица. Гжельский разгуляй».

Бинарный урок изобразительного искусства и музыки в 7 кл. «Широкая Масленица. Гжельский разгуляй».

Цель:
- приобретение творческого опыта через создание художественного образа Масленицы, опираясь на теоретические знания и творческую деятельность.

Задачи:
-Развивающие:
Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях обряда проводов зимы.
Образовательные:
Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа через современность. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
Воспитательные:
- пробуждать любовь к русской культуре;
- обогащать духовный мир учащихся.
- содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей;
- воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию творчества в парах.
Ход урока:

Т.А. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
Ребята, скажите, какой сегодня день?
(Сегодня четверг.
Сегодня четвертый день масленичной недели - широкий четверг, разгуляй – четверток, как его называли в народе. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.)

Этот день - пик самого любимого, весёлого, разгульного праздника – Масленицы. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь. И у нас в Гжели с четверга начинается повсеместное празднование Масленицы.
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О широкой Масленице, О Масленице в Гжели)
Вы совершенно правы. Тема нашего урока - «Широкая масленица. Гжельский разгуляй».

- А что такое для вас Масленица?
(ответы детей - блины, частушки, катание на лошадях, лазание по шесту за подарками, ярмарка, балаган.)
- Скажите, в чем заключается смысл этого праздника?
(Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны)
- Ребята, сейчас я приглашаю вас посетить виртуальную картинную галерею, в которой собраны полотна русских художников, посвященные празднику Масленицы.
(5 картин на слайдах)
Александра Мырочкина. Масленица. Всю неделю хозяйки готовят различные угощенья и главным блюдом на столе являются, конечно, блины. А почему?
Блин символ солнца, а Масленица праздник встречи весны.
Почему на Масленицу принято есть именно блины?
Масленица последняя неделя перед великим постом, все объедаются вкусными, маслеными блинами.
Сыров Валерий Михайлович. «Масленица в Здемирове». А какая старинная забава изображена здесь?
Лазание на столб. Его, еще для сложности, поливали водой, на морозе вода замерзала, и столб становился скользким.
Кто-нибудь из вас пробовал забираться на столб?
Я пробовал у нас, на поселке Кирпичного завода, залезть, но сил не хватило. А взрослые ребята доставали дорогие подарки.
Василий Суриков. Взятие снежного городка. Одним из самых зрелищных представлений в воскресенье традиционно было взятие снежного городка. Заранее построенную крепость штурмовала мужская часть населения. Половина мужчин стояла на страже городка, другая пыталась его завоевать. Скажите, сейчас есть такая забава?
Нет.
Анна Виноградова «Сожжение чучела Масленицы». Ну а это действо - кульминация праздника. Зачем сжигают чучело?
Мы прощаемся с зимой и зазываем весну.
А у нас на поселке в прошлом году такая красивая Масленица была, что жалко было её сжигать. Все равно сожгли, хочется, чтобы скорее тепло пришло.

Кустодиев Борис Михайлович. Масленица. Праздник Масленицы очень красив, многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил Масленицу русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Что же изобразил автор?
Катание на лошадях, Я думаю, это самая любимая забава всей детворы и сегодня.
А еще балаган с бродячими актерами, песни, частушки
Картина захватывает своей широтой и яркостью. Картина очень пестрая, с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как художник мастерски объединил разные детали – люди, тройки, балаган - в одно единое целое.
- Что бросается в глаза при просмотре картины?
Предполагаемые ответы детей:
Гуляют богато наряженные в пестрые шубы и шали люди .
Все это разнообразие цвета создает особый колорит праздника
Мы видим лошадей с яркими лентами, бубенцами, разноцветными бумажными цветами. Художник изобразил на картине даже воздушные шары, добавив яркого цвета в картину
Обратите внимание на снег. Какой он?
Снег переливается разными цветами. контрастом ему служат яркие, сочные краски народного гуляния.

В своей картине художник стремится передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем.

- Ребята, расскажите, а какое настроение у вас возникло после просмотра этой картины?
Радостное, хочется уже сейчас пойти на праздник.
Картины написаны очень ярко и красочно, мы оказываемся на празднике, где всем весело и никто не унывает.

- Какие еще виды искусства помогают передать праздничное настроение?
Дети – музыка, песни, танцы
- Правильно, какой праздник без музыки!

Ю.В. Ребята, а я вам предлагаю послушать картину.
Что вы услышали? (Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра)

Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами?
(Веселую, задорную, легкую, быструю)

А я вам предлагаю послушать музыку, которую написал русский композитор Игорь Федорович Стравинский. Свой балет «Петрушка» он посвятил празднику Масленицы.
Вы сейчас послушаете фрагмент балета и ответьте на вопрос – что общего у музыки Стравинского и картины Кустодиева?
Слушание фрагмента. «Гуляние на Масленой»

От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна. Да и сама музыка – это целая картинка шумного, многолюдного праздника.

У вас на партах карточки с названиями звуков, характерных для масленичного гуляния. Давайте еще раз послушаем этот фрагмент.
Как только вы услышите эти звуки в музыке, я прошу вас поднять соответствующую карточку
(Тройка, бубенцы, гул толпы, смех, )

Посмотрите, ребята, и картина, и фрагмент балета отражают одну и ту же тематику, одно и то же настроение – радость жизни, веселье, ощущение того, что жизнь прекрасна!


Практическая работа.

Т.А. Ребята, назовите, пожалуйста, атрибуты праздника Масленицы?
(Символ праздника – чучело Масленицы, образ Зимы, который сжигают, чтобы ускорить наступление Весны. Могут назвать блины.)

Я предлагаю вам создать один из атрибутов Масленицы – куклу. Хочу, чтоб свое хорошее, праздничное настроение вы воплотили в своём творчестве.

Ю.В. А пока ребята творят, вам, уважаемые гости, мы предлагаем посмотреть, как празднуют Масленицу у нас в Гжели. (показ видеоролика)

По итогам работы, куклы прикрепляют к доске.
Ю.В. Смотрите, какие великолепные куклы получились у вас! Они точно соответствуют вашему настроению. А сейчас я попрошу вас придумать прилагательные, которые отражали бы настроение праздника Масленицы в нашей Гжели. Слова не должны повторяться.
(Дети называют прилагательные, учителя записывают их на доске)

Сейчас продолжаются Олимпийские игры в Сочи. Вспомните девиз Олимпиады? (Жаркие. Зимние. Твои.) Давайте выберем три самых ярких прилагательных из придуманных вами, чтобы составить девиз праздника Масленицы в нашей школе в пятницу и в Гжели в воскресенье (выбираем, составляем )

(Если останется время) Какое замечательное, праздничное настроение! Душа просит песни. Давайте, споём? (поют песню про Масленицу)

Итог урока:
Масленица – это всегда радость, веселье, ПРАЗДНИК!!! Надеемся, что праздничное настроение от сегодняшнего урока вы сохраните до завтрашнего школьного праздника и унесете его на воскресный праздник в наших поселениях.
Спасибо вам за урок! С праздником!!!

15