Требования ФГОС к духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся в начальной школе.


Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
 
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из основной цели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Российской школы, начальная школа как воспитательная система, определила следующую цель: эффективно содействовать становлению и развитию духовно-нравственного , ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают
в области формирования :Личностная культура Социальная культура
Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности;
Формирование основ нравственных представлений;
Воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе, стремление к здоровому образу жизни;
Принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
Формирование художественно-эстетических способностей;
Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
Формирование жизненно важных трудовых навыков;
Осознание обучающимися ценности человеческой жизни. Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;
Воспитание ценностного отношения к русскому, бурятскому языкам, культуре;
Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;
Воспитание уважения к личности независимо от национальной принадлежности, умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, миротворение и религиозные традиции.
Семейная культура
Формирование отношения семье как основе российского общества;
Формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим и старшим;
Формирование представлений о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним;
Так как основным содержанием духовно-нравственного развития , воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, я бы хотела перечислить вам основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.
Патриотизм- любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
Социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.
Гражданственность- служение Отечество, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
Семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших.
Труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремление и настойчивость.
Наука- ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания учащихся- мера труда учителя.
Традиционные российские религии- представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Природа- эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Человечество- мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
определяются поставленной целью и задачами:
Изменения в поведении школьника: проявление коммуникативной активности (высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы); умении вести монологическую речь (умение рассказывать, описание, представить презентацию творческой работы)
Соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; появление инициативы, самостоятельности, самоорганизации;
Создание условия для реальной социально-значимой деятельности, обеспечивающих социализацию личности младшего школьника.
Изменение объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
Использовать полученную на занятиях информацию во внеурочной, внешкольной деятельности, в реальной жизненной ситуации;
Высказывать краткую характеристику общечеловеческих ценностей и осознанное понимание следовать им;
Способность объективно оценивать других людей, собственные, а также героев из художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
Сформировать навыки саморегуляции, самоконтроля, самоконтроля, самооценки, выражающееся в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
 
 
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений
выпускников начальной школы, относятся:
   ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
   характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
 
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
В программу неурочной деятельности в раздел духовно-нравственное направление у нас входит две рабочих программы «Почемучка» и «Я - гражданин», которые разработаны на 4 года. Это направление подразумевает различные формы организации: один из них – факультатив, другой – кружок(«Почемучка»).
Диагностика обучающихся начальной школы. 
Класс Задачи Форма диагностики
1класс необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми Диагностическая программа изучения
уровней проявления воспитанности младшего школьника
 
2 -3 класс особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»
4 класс изучения самооценки детей младшего школьного возраста Методика «Оцени себя»
 А закончить свое выступление я хотела бы словами Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
Доклад
Требования ФГОС к духовно-нравственномуразвитию и воспитанию учащихся в начальной школе.
Учебно-методический комплект «Школа 2100»
Подготовила:
учитель нач. классов
Филиппова Светлана Сергеевна