Реферат по теме Песенный фольклор Архангельской области

Городской конкурс рефератов по истории родного края
«Север - России золотник»




Тема работы:
«Песенный фольклор Архангельской области»





Выполнила
Учащаяся 10 класса А
МОУ «СОШ №16»
Нущик Ксения


Научный руководитель
Филина Светлана
Михайловна.

Учитель Музыки.





г. Северодвинск
2009 год
Оглавление.
I. Введение стр3
1. Цели и задачи работы
2. Актуальность темы.
3. Значение русской песни.
II. Основная часть стр4
1. Что такое фольклор, песенный фольклор.
2. Влияние исторических и природных условий Севера на развитие песенных традиции.
3. Особенности протяжных лирических песен.
3.1. Исследование традиций северного песнопения
3.2. Анализ мелодии
3.3. Сравнение северных песен с песнями средней полосы, Юга России.
4. Северные скоморошины.
5. Северные былины.
6. Творчество Пинежской исполнительницы северных былин и скоморошин Кривополёновой Марии Дмитриевны.
III. Заключение стр19

«В песне душа народа»
А.Н.Радищев.



Тему «Песенный фольклор Архангельской области», я взяла не случайно. Несколько лет я занималась в фольклорном коллективе «Жар-птица», который существует в нашей школе, где мы изучали русские народные праздники, обряды, разучивали песни, водили хороводы, знакомились с историей нашего края. И что бы узнать больше о творчестве народа, а именно песенном творчестве Архангельской области, я взяла эту тему.
Цель работы: расширить представление о песенном творчестве народа Архангельской области.
Задачи:
-выявить влияние Севера на песенные традиции.
-узнать особенности северных былин, скоморошин, лирических протяжных песен.
-познакомиться с творчеством уникальной северной сказительницы былин и скоморошин М.Д.Кривополёновой.

С древних времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. Эти взгляды, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению через сказки, былины, поговорки, пословицы и, конечно же, песни. Ведь песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти.
Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями. Под колыбельные ребёнок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребёнок подрастал, общаясь со сверстниками, пел заклички, считалки, дразнилки. Подростком он водил хороводы, на вечёрках запевал любовные, шуточные, плясовые песни. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время когда со взгорья закликали с песней приход весны; или когда в поле пели жнивные песни; или когда в долгие зимние вечера, под жужжание прялки, запевали протяжную песню. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать. Добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, песни-причеты. Так всю жизнь проживал человек на Руси под песню.
Жаль только что многое было забыто и считается народное искусство не модным. Нет уважения ко многим памятникам старины, идёт засорение великого русского языка иностранными словами. И люди забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. А, усевшись рядышком, не могут спеть ни одой русской песни от начала до конца.
Что поможет вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орёл», мужественный, сильный, защита и опора для неё - «павушки», «лебёдушки», скромной, трудолюбивой. Наверное, обращение к фольклору, и, прежде всего к народным песням. Ведь каждая песня это судьба, это история о человеке и его земле.

2 Основная часть.
Что же такое фольклор? Фольклор (англ.folklore), - народное творчество, художественно коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, в создаваемой им поэзии, танце, архитектуре, изобразительном искусстве, декоративно-прикладном творчестве, и, конечно же в музыке. Фольклор Архангельской области имеет свои особенности. Это не случайно.
Русский Север На просторах этой необъятной земли веками создавались шедевры деревянного зодчества, писались неповторимые «северные письма» - иконы, слагались памятники народного эпоса, процветали художественные ремёсла: чеканка по металлу, шитьё бисером, плетение кружев, резьба по кости и бересте.
В покоряющей чистоте сберегла Северная Русь традиции и самый дух народного творчества.
Устойчивость северного быта, не тронутого опустошительными набегами и нашествиями татаро-монгольских завоевателей, помогла сохранить народные искусства. Север был надёжным укрытием для тех, кто не смерился с татарским игом.
Здесь находили своё убежище беглые крепостные крестьяне, солдаты. В северные леса уходили и староверы, не желавшие подчиняться церковным реформам. Среди беглецов было много гонимых церковью и правительством народных певцов и музыкантов- «скоморохов», чьё искусство было объявлено «бесовским». Вырвавшись на свободу в привольные края народные «затейники» украшали жизнь своих односельчан звонкими песнями и плясками, прибаутками и сказками. И поныне в Пинежье существует деревня Скоморохово, живёт крестьянская фамилия Скомороховы.
Спокойные и полноводные реки, заливные луга, величественно застывшие многовековые сосны и ели, уходящие своими могучими вершинами в небо, эпическая ширь необъятных просторов, как будто сама природа нашего северного края непуганых зверей и птиц, породила похожих на себя людей, неторопливых и широких душой, приветливых и по северному гостеприимных. И северяне чувствовали себя более свободно, нежели крестьяне среднерусской полосы. Их характеры раскрывались полнее всего в художественном творчестве и особенно в песнях. Северные песни поражают своим многообразием. Север оказался кладезем, веками скапливающим старинные напевы и сказания. В северном песенном фольклоре можно услышать и старообрядческие песни, широко известные северные былины, плясовые «топотухи», игрищные свадебные напевы, байки, и, наконец, сохранившиеся только на севере скоморошины и протяжные лирические песни.

Лирические протяжные песни раскрывают нам духовный мир народа. В этих песнях человек отразил все свои сокровенные мысли, переживания. Темы лирических песен разнообразны; здесь и песни о горе молодёшеньки, рано выданной замуж, и печаль разлуки, и радость встречи, и исповедь одинокого сердца:
Ах, пал туман на сине море,
Вселилась кручина в ретиво сердце.
Не схаживать туману со синя моря.
Не схаживать кручине с ретива сердца.
Лирическая или как её ещё называют «протяжная», песня выделяется среди других песенных жанров красотой напевов, глубиной и поэтичностью содержания. Лирические протяжные песни Архангельской области особенные. Они очень плавные, имеют гибкую мелодию «вьются, точно лесная тропинка». Слушая их, я обратила внимание на то, что они многоголосны, величественны, их можно сравнить с музыкой моего любимого композитора Баха: та же чистота и строгость музыки, то же многоголосие, глубина. Не случайно северные песни такие протяжные и мелодичные, длинные. Некоторые из них поются по полчаса. Затянувшаяся северная зима, необъятные просторы, покрытые снегом, долгие зимние вечера.
Вот что я узнала из воспоминаний песенников одной из деревень Пинежья, которые прочитала в книге Г.М. Науменко «Фольклорная азбука». «Бывало, зимой все пряли да ткали портна-то. Говорили: «неча складни складать, пора в гости забрядать» Пойдут в гости. Жонки при лучине за работой: кто шил, кто шерсть прял. Сидели когда и до ночи. Ведь ночь-то зимой длинна, належишься. Сидят по лавкам и запевают. Песни поют протяжные, длинные. Протяжных то песен очень много было. А когда и каждая свою запоёт, да и на свой лад».
Так же необычность, уникальность северных песен во многом определяет своеобразие говора северян, особенности диалектного произношения, сохранившегося некоторых районах до нашего времени. Так, например, в северной речи гласная «о» произносится округло, чётко, но мягко, без какого-либо утрирования. Согласная «ч» смягчается на «ц» или «т» («Вцера весь вецер пели..»),в некоторых случаях «ч» произносится как «чш» («чШайник», «печшаль»). В отдельных глаголах окончание «ся» произносится как «се» (распоёмсЕ», «отцего рыбка не ловитсЕ»), а в некоторых словах гласная «а» заменяется на «э» (солдЭткЭ»). Продолжительнее, как бы «в растяжку» выпеваются ударные гласные в слове и наоборот, сокращаются неударные («быват» вместо «бывает», « знат» вместо «знает»). Изящная северная скороговорка с обилием «оканья» и «цоканья» пересыпается многочисленными прибавлениями частиц, слогов, вроде «да», «то», «ти», «дык».

Во время написания работы, я слушала лирические протяжные песни Архангельской области, Вологодской, песни средней полосы России.
Сравнивала звучание песен, мелодию, манеру исполнения. Северные песни очень длинные, с множеством куплетов, так в песне «Ой скуцно, тому жить» 24 куплета.
В них нет больших скачков, мелодия ведётся не спеша, то один голос поёт, потом присоединяется другой и третий, то снова один голос остаётся. Встречаются очень большие распевы (когда на один слог или звук поётся несколько нот), например в песне «Летал голубь», на один слог поётся 10 нот. Лирические песни юга России звучат намного ярче, мелодия более изменчивая, со скачками, нет северной манеры «окать» и «цокать», и подтверждение своих слов я нашла в книге Жирновой «Северный русский народный хор», где она делает выводы о многообразии песенных традиций, сравнивая песни разных районов нашей Родины: «Россия огромна. Песни южной Волги, Краснодарского края, рождённые под горячим солнцем, в садах, катятся вширь. А лесная Русь разбила избы на сухих буграх у ручьёв, и рек, кругом шумел лес, и песня возносилась сразу в бледное небо и падала, вилась, как кудель. В северной песне нет ни конца, ни начала. Вся она как бы не завершена, не окончена и в этой незавершённости есть возможность для изменения, импровизации. Певцы тут же, в песне, рождают несколько новых мелодий, перетекающих одна в другую». И действительно, люди не знали нотной грамотности и каждое исполнение песни всегда было творческим и неповторимым и искусство такого пения до сих пор живо в архангельских деревнях. Особенно красотой лирических песен славятся Мезенский, Лешуконнский, Пинежский районы. Изучая материалы по песенному фольклору Архангельской области, я узнала, что оказывается даже песни одной нашей области можно различать по манере исполнения и мелодии: «везде песня звучит всяк по своему». Пинежане поют сурово, сдержанно, слышится твёрдость в их распевах. Лешуконье звенит, голосит. В Шенкурске поют душевно, тепло. В Каргополье все мелодии так изящны, что напоминают кружева.

Ещё один вид песенного фольклора, который меня очень заинтересовал своим названием - это песня - скоморошина.
Скоморошина - песня шуточного, весёлого характера, есть ещё несколько названий у неё - это «погудка», «присказулька», «прибаутка». Основное предназначение скоморошин состоит в том, что бы развеселить, а так же показать негативные стороны жизни, уничтожить их смехом, поэтому некоторые скоморошины отличаются задиристостью, удальством, балагурством.
Это осуществляется с помощью определённых художественных приёмов; пародирования, метафоры, гиперболы(преувеличения), например:
Меня маменька рождала,
Мать - земелюшка дрожала.
Для исполнения скоморошин характерна творческая импровизация, возможность изменять текст;
Все они должны петься выразительно, интересно, смешно обыгрываться. Ведь не случайно название скоморошины произошли от слова скоморохи. Скоморохи - русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свое представление. Искусство скоморохов объединяет в единое целое слово, музыку, драматическую игру, танец, которые в том или ином сочетании представлены в каждом скоморошьем произведении.
В скоморошинах сочетается тонкий лиризм с лукавой «хитринкой». И в этих песнях неистощимая народная фантазия прямо-таки завораживает своей невероятной «небывальщиной - неслыхальщиной», жизнь в них дается в перевернутом виде, в нарушении привычного взгляда на окружающий мир, например:
На ели корова белку лаяла, да
Белку лаяла, глаза уставила, да.
Это чудо ли, братцы, не чудо ли.
По синю морю да жернова плывут, да
По чисту полю да корабли плывут ,да.
Это чудо ли, братцы, чудо ли.
Белы заюшки да вицевой сидят, да
Горностаюшки да петухом кричат, да.
Это чудо ли, братцы, не чудо ли.
Сиги-окуни да в лес поехали, да
Щуки-рыбицы да коней запрягли, да.
Это чудо ли, братцы, не чудо ли.

Кроме шуточных песен и лирических, народ сочинял и очень любил петь былины.
Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины «стар
·ина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины - это песни, и создавались они не для чтения, а для исполнения. Былины не имеют авторов, создавал их народ, исполняли же народные сказители по памяти, как слышали от предков. На Севере былины исполнялись соло - одним исполнителем; на юге они пелись хором. Само слово былина происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, что происходило на самом деле. Песнотворцы, исполняющие былины, пользовались особым уважением – они выполняли важное дело. В их слова верили как в святыню.
Былины создавались почти на всей территории Руси, но в разном неравномерном количестве. Бедность былинного материала отмечается в южных, западных районах (в Поволжье записано около 11 былин, у казаков - всего 3-4), да и записанные не отличались особенной художественностью. Неизмеримо богатым оказался древний север, откуда пришли 300 былин с 40 сюжетами. Исследователи до сих пор не могут точно указать причины такой разницы. Установлено лишь, что небогатырские былины существовали только на севере, а былины о подвигах стали достоянием всей Руси. Очень интересен тот факт, что киевские и новгородские былины на Севере не только сохранялись - они жили полнокровной жизнью. Северные сказители-певцы вносили в них краски, образы жизни и быта своего края.
Ишше мастёр был Добрынюшка нырком ходить,
Он нырком мастёр ходить да по - сёмужьи, пелось в северной былине.


Ещё примеры: Идолище поганое летом едет на санях (на санях на Севере ездили и летом по бездорожью).
Ай, о вешнем было праздничке, о Троице,
Нападала пороха снегу белого.
Снег на Троицу явление характерное именно для Севера.
Былины - песни особые. Их еще называют эпическими песнями, т.е. рассказывающими о каких-либо событиях, объединенных между собой одними и теми же персонажами и развивающихся во времени. Это определяет построение былин, их композицию. Нередко былины начинаются с запева, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателя на определенный лад. Запевы поэтичны, красивы, эмоциональны:
Высота ль, высота ль поднебесная,
Глубота, глубота - окиян-море,
Широко раздолье по всей земле.

После запева, если он есть, идет зачин - начало рассказа, где происходит завязка действия. Действие это затем будет стремительно развиваться, вплоть до самого напряженного момента - кульминации. Развязка действия наступает мгновенно: враг разгромлен! Былину, как правило, венчает концовка:
Ай теперь ему, да после этого,
А теперь Садку да славу поют!
Важной художественной особенностью былин являются повторы:
Он ведет поклоны по-ученому,
Что на все на четыре стороны

В поэтическом тексте повторяются отдельные слова, словосочетания, стихи и даже группы стихов. Интересен язык былин. В былинах изображаются сильные герои, необычные ситуации. Для этого использовали такой художественный прием, как гипербола (преувеличение). Богатыри подбрасывают тяжелые камни в поднебесье, их шлемы весят несколько пудов, мечи такие, что простым смертным не поднять. И не только богатыри изображаются - их враги тоже сильно преувеличены: громадны, жадны, уродливы. Все художественные средства в былинах направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажей, их действия, обстановку, выразить к ним отношение. Благодаря этому язык былин достигает необыкновенной точности, глубины. Для этого используются сравнения:
Опять день за днем - будто дождь дождит
А неделя за неделей - как трава растет,
А год за годом - как река бежит

Кроме сравнений, в былинах много эпитетов: богатырь - могучий; князь - ласковый, красно солнышко; враг - поганый. Даже суффиксы играли большую роль в изображении поэтического мира былин: уменьшительно-ласкательными награждались любимые герои (Ильюшенька, Добрынюшка), уничижительными - противники (Идолище, Змеище).
Северные былины исполняются преимущественно одним сказителем (соло), в некоторых местностях и двумя-тремя сказителями (в подголосочной манере) на короткие (отвечающие 23 строкам текста) напевы песенно-речитативного склада. Характер исполнения северных былин своеобразен: они негромко напеваются “сказываются”. При повторениях былины импровизационно варьируется в соответствии с развитием поэтических образов; наиболее устойчивы начало и окончание былин, середина не закреплена за определёнными текстами; нередко сказитель исполняет на один - два напева все былины, которые он знает.
Почему именно русский Север оказался хранителем былин? Сохранению, полнокровной жизни былинной традиции на Севере на протяжении столетий способствовали условия, весь уклад, особенности хозяйственной жизни. Слушание былин «составляло высоко ценимую, жизненно необходимую форму досуга». Поморам, когда они уезжали на рыбный промысел или промышлять зверя, приходилось подолгу жить вдали от дома. Да и в северной деревни работы хватало - плетение и ремонт сетей, починка одежды-всё это располагало к «сказыванию» и «слушиванию».
Отзывчивые, переживающие слушатели были необходимы сказителю, певцу былин. Именно такими благодарными слушателями были поморы-промысловики, северные крестьяне. Идеалы русских богатырей, боровшихся за правду, независимых, были близки поморам и северным русским крестьянам, не знавшим ни татаро-монгольского ига, ни крепостного права, сохранившим чувство собственного достоинства. Именно в Архангельской области, как свидетельствуют фольклористы и этнографы, во второй половине 19 и в первые десятилетия 20 вв. были собраны лучшие коллекции русских былин.
Самой известной исполнительницей северных былин, исторических песен, скоморошин, сказок была северная сказительница Мария Дмитриевна Кривополёнова, известная на родине больше под ласковым именем Махонька.
Мария Дмитриевна Кривополёнова(1843-1924) родилась в Архангельской губернии, деревне Усть-Ежуга на Пинеге в бедной крестьянской семье. С десяти лет пришлось ей ходить «по кусочки» - побираться: отец умер очень рано, а у матери, кроме Марьи, ещё четверо детей.
Была Марья худенькая, маленького роста, отчего в деревне её звали «Махонька», «Махоня». Была она трудолюбива, всё умела делать, руки золотые и «хоть и бедна. бедна, а приданное себе справила: полны «яшшички окованные» самодельного да самотканого» (О. Озаровская). Мечтала иметь свою семью, детей. Но женихи долго не сватались из-за бедности, а может быть, из-за маленького её росточка и худобы. А когда посватался жених, пошла с радостью, с надеждой на любовь и счастье. Но замужество оказалось горьким, после свадьбы муж увёз её на Вологодчину, на заработки, а через год исчез - бросил её там с крохотной дочерью на руках. Решила добираться до родных мест - за семьсот вёрст. Где на лошади довезут, а где и пешком, в любую погоду, с ребёнком на руках.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Добралась, дома всё разорено - муж успел всё продать и пропить.Так и ходила по деревням, где Бог приведёт ночевала, добрым хозяевам и духовный стих споёт, и старину.
Ещё в детстве она научилась от деда Никифора Никитича Кабалина рассказывать сказки и петь старины. В молодости он ходил на морские промыслы. А под старость, когда сам он промышлять уже не мог, его приглашали в промысловые артели петь старины, сказывать сказки. Иногда брал с собой Марьюшку. Там позднее, когда слегла бабушка и с детьми оставался один дед, наслушалась она его старин. И «внялась» в эти старины одна крошечная Машутка, все упомнила и пронесла сквозь скудную, тяжкую жизнь драгоценный светильник поэзии»
Душевный свет свой, теплоту она получила как естественный дар от факта рождения в краю, где дыхание Студеного моря издавна побуждало местных обитателей вытесывать добротные с узорочьем избы, пускаться на карбасах в суровые промыслы, собираться в артели и жить в круговой доверчивости. Что-либо услышанное однажды, особенно то, что изустно молвилось с «давешних пор», она запоминала и сказывала дословно. Она владела также, легко сочиняя, и поэтическим ремеслом, столь необходимым во время причитаний. И, главное, этим невесомым и всюду следовавшим с ней богатством она  артистически  умела воспользоваться. Потому озарение всего ее облика, нередко сквозь обезоруживающую искренность ее высказываний или озорную улыбку, почти младенческую, было велико и простиралось на многих.
Первые записи от Марии Дмитриевны были сделаны в 1900 году фольклористом, историком древнерусской литературы, исследователем русских былин Александром Дмитриевичем Григорьевым и опубликованы им в 1904 году.  Григорьев записал от Кривополёновой четырнадцать былин и пять духовных стихов, занявших более полусотни страниц его «Архангельских былин и исторических песен».  В 1915 году, когда Марье Дмитриевне шёл уже восьмой десяток, произошло второе открытие её таланта, с пинежской сказочницей познакомилась московская артистка Ольга Озаровская. Так, приезжая грамотная женщина разглядела в невеликой ростом и хрупкой с виду женщине великую сказительницу. Ольга Эрастовна Озаровская, приехавшая на Пинежье «за жемчугом» - так она говорила о драгоценных жемчужинах народного творчества.
Искусство Кривополёновой вызвало восхищение Озаровской. Получив согласие Марьи Дмитриевны, она повезла её в Москву. Всю жизнь на далекой Пинеге она пела о каменной Москве – и вот сама убедилась, своими глазами увидела:
- Уж правда, каменна Москва, дома каменны, земля каменна...
Как описывают современники, она все «выходила и высмотрела». Побывала в Кремле (недавно обнаружена ее фотография: М. Д. Кривополенова на Соборной площади Кремля вместе с собирательницей О.Э. Озаровской), увидела гробницу Ивана Грозного, даже нашла могилу его второй жены Марьи Темрюковны, о которой пела веселую скоморошину «Кострюк», заканчивающуюся такими словами:
Да не дай бог бывати здесь
У царя в каменной Москвы
Да не детям, не внучатам,
Да не внучатам, не правнучатам.
А за Москвой-рекой, перед домом Малюты Скуратова, она топнула посреди улицы ногой и пропела былинные строки о нем. Она была счастлива, что все, о чем она пела, оказалось не вракой, а правдой, былью:
«Все быль, все своими глазами высмотрела, все было на веках...». Это было ее твердое убеждение.
А замечательный русский писатель Борис Шергин, выступавший в то время вместе с Кривополеновой в качестве сказителя, добавляет, что всего больше она была потрясена, увидев живых богатырей – на картине Васнецова.
«Посетила Марья Дмитриевна Третьяковскую галерею. Шла по залам усталая – день ее начинался с четырех часов утра. Но перед картиной Васнецова «Три богатыря» старуха оживилась, просияла.
- Глядите-ко,- обратилась она к окружавшим ее посетителям.- Жили-были преславные богатыри. Не сказка-побаска, а жизнь бывала: Илья-то Муромец из-под ручки врага высматривает. На руке у него палица висит, свинцом налита, а ему как рукавичка.
И сказительница запела былину:
Вздымет Илья палицу
Выше могутных плеч,
Жахнет палицей впереди себя,
Отмахнет, отмахнет созади себя,
Вправо, влево станет настегивать,
Вражью силу обихаживать...
Подобных примеров, подтверждающих реальность сказочных образов, мы при всем желании привести не сможем: ни один из сказочников не оказывался в реальном тридевятом царстве, в обстановке, которая хоть как-то напоминала бы фантастический мир народной волшебной сказки. Да и М.Д. Кривополенова не случайно подчеркивает: «Жили-были преславные богатыри. Не сказка-побаска, а жизнь бывала». Она, как видим, отличала сказку-побаску от былин. Зимой 1916 г. «Махоня» сама приехала к Озаровской, которая организовала большую поездку пинежской сказительницы по городам России.
Принимали её везде восторженно. Очарование её было так велико, что после концерта, проводив горячими аплодисментами «бабушку», публика напевала вполголоса припев незатейливых скоморошин. « В Харькове ни на лошадях не ездила, ни ногами не хаживала: носком носили.» То есть, в самом деле, ее после выступлений, случалось, восторженно носили на руках. Публика с неослабевающим вниманием слушала как долгие старины, типа «Илья Муромец и Калин царь», так и, заливаясь смехом, короткую «Небывальщину».
Сказывание было её призванием. Она искренне верила в подлинность того, о чём пела, и глубоко переживала всё происходившее с былинными героями. Иногда слёзы волнения не позволяли ей петь одну из тяжёлых былин, о том, как князь Роман жену терял.
Обладая редкостной памятью, она ещё с детства запомнила слышанное и старалась донести, ничего не исказив. Гордилась тем, что «ни одного слова из дедовых старин не потеряла», уверенно, пропевала былины, сказывала сказки, исполняла скоморошины.
«Маленькая, сухонькая,- а дыхание, как у заправского певца!
Три зуба во рту,- а произношение чёткое на диво! 72 года, а огня, жизни - на зависть молодым!» - с удивлением и восхищением писала Озаровская. Озаровская воздвигла, пожалуй, самый надежный памятник сказительнице и всем жителям Пинеги, а одновременно и себе в виде книги «Пятиречье». В книге она наиболее полно записала и опубликовала услышанное от Кривополеновой. А известный учёный-фольклорист Ю.М.Соколов считал Кривополёнову прямой наследницей скоморошьего искусства. Связь её творчества с наследием скоморохов проявилась в былине «Вавило и скоморохи». Только за эту былину должны поклониться и Россия, и Европа, и вообще все. Специалисты включили таковую в цикл новгородских былин и уверены в том, что раньше она пелась в сопровождении смычкового музыкального инструмента - гудка. Поскольку в этом произведении скоморохи Кузьма и Демьян названы святыми и помогают Вавиле - оратаю посредством волшебного гудочка «переигрывать царя Собаку», то предполагалось, что оно было сочинено в XVI-XVII веках самими же скоморохами как ответ на несправедливые их гонения в ту пору властями.
. Недавно историки доказали, что обозначенный сюжет - это преобразование одного из событий, запечатленных в индоевропейском мифе о поединке Громовержца с его противником Змеем. Сюжет былины так же близок одному из гимнов «Ригведы», посвященному подобному же состязанию громовержца Индры и Варуны. Наконец, древность нашего сюжета очевидна и в мифологическом образе гудочка, представленном в виде звучащего коня .Отсюда можно сделать вывод, что произведение «Вавило и скоморохи» очень древнее, и благодаря Кривополёновой сохранено и записано.
И конечно же личность нашей северной сказительницы уникальна - она сумела через все невзгоды пронести щедрость души, доверие к людям, глубокую уверенность в важности искусства, которое она несла людям, сохраняя достоинство и чувство юмора. Похоронена известная сказительница Мария Кривополенова в деревне Чакола (Пинежский район). На ее могиле открыта надгробная плита. А местная библиотека носит имя этой замечательной мастерицы слова.

Заключение.
Работая над темой реферата «Песенный фольклор Архангельской области», я изучила много литературы, прослушала народные песни многих областей России, окунулась в мир народного творчества. Эта тема помогла расширить знания о многих песенных народных жанров и убедиться в том, что именно Архангельская область с её необъятными просторами сумела сохранить многие песенные традиции. В подтверждении моих слов хочу процитировать высказывание академика Д.С.Лихачёва: «Север сберёг для нас былины Киевского и Новгородского циклов, свадебную поэзию, песенную культуру». И Север не только сберёг народную культуру, но и продолжает сохранять песенные традиции. Так в Архангельске уже более 80 лет существует Государственный академический Северный народный хор, а в нашем городе есть замечательный ансамбль русской народной песни «Беломорье». Повсюду в нашей области в городах, сёлах, больших и маленьких городах есть много коллективов, которые поют народные песни.
Мы живём среди синих рек, зелёных лесов, а всегда ли мы видим их? Наш народ поёт песни, а всегда ли мы слышим их? А услышать, понять, почувствовать необходимо. Ведь народная песня – это энциклопедия жизни, которая знакомит нас с историей Родины, передаёт культурный опыт, учит видеть нравственную красоту.
Литература:
1. Бондаренко.В. «Поморская сага»: Образ Русского Севера. Москва. «Советская Россия», 1984г.
2. «Воспитание музыкой» Москва. «Просвещение» 1991 г.
3. Жирнова. Л. «Северный русский народный хор». Издательство «Советский композитор». Москва 1975 г.
4. Науменко.Г. М. «Фольклорная азбука». Москва. Академия.1996г.
5. «Русская песня для детей», Санкт - Петербург. Издательство «Детство-Пресс»1999г.
6. Скепнер.Л.С. «Словесное искусство русского севера в литературном образовании и развитии школьников». Архангельск. Поморский Государственный университет имени Ломоносова 2002г.
7. Советский энциклопедический словарь. - М.: «Советская Энциклопедия»,1981.
8. « Сугревушка ты моя» (Северные песни, пляски, игры) Архангельск 1998г.

 Л.С. Скепнер. «Словесное искусство русского севера в литературном образовании и развитии школьников». Архангельск. Поморский Государственный университет имени Ломоносова 2002г.










13PAGE 15


13PAGE 141915






 (>@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·в15