Формирование исследовательской компетентности как один из способов развития познавательных функций у младших школьников


Формирование исследовательской компетентности как один из способов развития познавательных функций у младших школьников
Дуисеева Н.С.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему и явление с точки зрения различных наук. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся младших классов не могут в силу своего возраста извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Одним из возможных способов достижения указанных целей является формирование исследовательской компетентности у младших школьников.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, включает в себя: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности 1.
В контексте исследования удалось установить, что под исследовательской компетентностью подразумевается интегральное личностное образование, отличающееся устойчивой мотивацией, которое формируется в процессе учебно- и научно-исследовательской деятельности и выражается в наличие знаний об организации исследовательской деятельности, владении специальными умениями и навыками, опытом творческой деятельности, обогащении субъектного опыта личности в целом [4].
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносят знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Детей младших классов необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:
1. Умение работать с рекомендованной литературой
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
>  Педагог должен сам быть творческой личностью
>  Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
>  Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
>  Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося 2.
Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представляет собой следующее содержание. Начиная с первого класса нужно использовать специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований - это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в пространстве интернета и т. д. Проведение уроков-тренингов учат детей, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Моя задача в данном направлении: подвести ребят к идее. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа.
Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать символы свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. Дети совместно с учителем подбирают литературу, читают статьи, заносят необходимую информацию в блокнот исследователя. Теперь собранные сведения нужно анализировать и обобщать, затем исследователи могут делать сообщения. После выступления необходимо обязательно проводить его обсуждение, а также дать слушателям возможность задать вопросы. Количество коллективных занятий тренировочного плана не должно превышать одного раза в четверть. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника 3.
Начиная со второго класса, необходимо работать над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Вслед за выявлением проблемы следует поиск её решения. Для этого учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Делая предположения, можно использовать следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть, вероятно, скорее всего и т. д.
Одним из важных умений для исследования является умение задавать вопросы, давать определения понятиям, выполнять описание-сравнение, сравнивать их с описанием учёных-классиков или одноклассников, различать, обобщать. Необходимо учить классифицировать. Чем больше деления, тем больше продуктивность мышления. Необходимой ступенью к овладению навыка исследовательской работы является наблюдательность – сплав внимательности и мышления [5].
С ребятами необходимо учиться проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Умения анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы в четвёртом классе. Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под руководством преподавателя должен составляться план-график выполнения учебного исследования, определяться временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта [7].
При организации работы по формированию научно – исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
- возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
- научно – исследовательская деятельность, возможна и эффективна только на добровольной основе;
- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;
- педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду 6.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников даёт возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности.
Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.
Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Использованные источники
Дахин А. Компетенция и компетентность : сколько их у российского школьника? // Народное образование. – 2004. - № 4. – с. 136-144.
Запотылок О.А.Работа с одаренными детьми. - Минск, 2006. – 216 с.
Набиева, Е. В. Современный учитель – учитель-исследователь: курс лекций. – Иркутск : ИПКРО, 2004. – 163 с.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обубчения школьников. -М.,2006.–178 с.
Ушаков, Д. И. Толковый словарь русского языка. – М. : Вече, 2001. – 3 т.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.,1974. – 115 с.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58-64.