Тема: Суффиксы существительных – чик- // — щик -.


Шолбан Чинчи Хертековна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 с.Мугур-АксыМонгун-Тайгинского района
Тема: Суффиксы существительных – чик- // - щик -.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний 
Цель: изучить правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик -;                    
Задачи:
образовательные:
научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
обогащать словарный запас учащихся;
развивающие:
развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму;
содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Формируемые УУД:
Личностные:  
устойчивый познавательный интерес к русскому языку;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение;
осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
   извлечение необходимой информации из текста;
   преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение      доказывать.
Регулятивные:
планирование самостоятельного выполнения заданий;
 выбор темпа работы;
умение действовать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Предметные:
применять способ действия для правильного написания суффиксов – чик – и – щик -;
избегать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик – и – щик;
Метапредметные:
проводить наблюдение под руководством учителя;
 осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
сравнивать, делать вывод;
Личностные:
формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
воспитание патриотизма.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная, индивидуальная.
Оборудование:  учебник, презентация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты
Организационный момент.
1.Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Приветствие. 
-Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем и улыбнемся друг другу.
Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: «Мне приятно тебя видеть!» Коммуникативные УУД: 
планирование учебного сотрудничества.
II. Проверка домашнего задания Организует проверку домашней работы. (Работа на листочках) Защищают свою самостоятельную работу Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.
III. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок урока. Просит выдвинуть предположение о теме урока, о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке.
Слово учителя:
- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа. А о чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, послушав одну сказку.
  (слайд 1) «Жили-были суффиксы -ЧИК- и –ЩИК-, разводили вместе пчел  на  пасеке.  (слайд 2) Дело в том, что оба любили кушать мед. (слайд 3) Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: «Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж». Суффикс –ЩИК-  убегал от них в слезах. (слайд 4) А вот его брата пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только – ЧИК -, а - ЩИК- будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор – ЩИК - обходит пасеку стороной. Как только услышит» Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О суффиксах -  чик -  и -щик-)
-А какова будет цель нашего урока?
(Научиться правильно писать суффиксы – чик – и – щик -)
1. Работа с материалом учебника.
- Откройте учебники на стр. 104.
- Перед вами две картинки: водопровод и водопроводчик. Сравните эти два слова. В чем различие? (Водопровод- это система непрерывного водоснабжения. А водопроводчик – мастер по починке и обслуживанию водопроводов)
- Значит, какой можно сделать вывод?
(Вывод: суффикс – чик- видоизменил слово, сделал более сложным) Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока.
Работают над материалом учебника (стр. 104-105), подбирают родственные слова, отвечают на вопросы, читают правило, работают с таблицей, приводят примеры.
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
постановка, формулирование и решение проектной задачи
IV. Актуализация   знаний.
Цель этапа: актуализация и углубление изученного.
- Ребята, а что получится, если подобрать другие слова с суффиксом – чик-? Например, к слову груз, разведка, вклад. (грузчик, разведчик, вкладчик)
- Оказывается, есть и другие слова с суф. – чик-  тюльпанчик, диванчик
-От каких слов образованы эти слова? (тюльпан, диван)
-Значит здесь суф.играет совсем другую роль? Какую?
-А теперь вернемся к слову водопроводчик и сравним со словом тюльпанчик. В этих словах значение суф.разное ? так давайте вспомним чем эти суффиксы являются друг другу? (Омонимами)
- Сравните два слова водопроводчик и табунщик. Что объединяет эти слова? (оба обозначают лица, производящие какое-либо действие)
-Значит у них оба суф.добавляют одинаковое значение словам. Следовательно, какие эти суффиксы? (синонимичные)
-выполнить упр.232
2. Работа с таблицей.
- Прочитайте правило.
- Подберите свои примеры (переводчик, обманщик)
- Что нужно определить, чтобы избежать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик- , - щик-? (слайд 5)
3. Выполнение упр. 233 (у доски).
- Запишите словообразовательные пары, обозначая суффиксы.
1.Решение лингвистической задачи
На странице 105 представлена лингвистическая задача. N определил значения слов. Посмотрите, везде ли он прав. Исправьте ошибки.
2. Тематическая физкультминутка.
Предлагает упражнение для снятия напряжения.
- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Если я назову слово, где надо писать -ЧИК-, вам нужно 1 РАЗ СЕСТЬ, -ЩИК-  -  сделать 2 ПРЫЖКА, нет таких суффиксов -   3 ХЛОПКА.      
Слова: грузчик, сварщик табунщик, заказчик, ключик, наладчик, мячик.  Учащиеся у доски выполняют упражнение, объясняя орфограмму и отвечая на вопросы.
Решают лингвистическую задачу
Выполняют элементарные физические упражнения для снятия усталости и напряжения.
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.
V. Закрепление изученного материала.
 Цель этапа: зафиксировать новые знания.
3. Лексический диктант.
Предлагает лексический диктант:
1.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).
2.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).
3.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).
4 Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).
5. Работник, ведущий учет (учетчик).
6. Тот. кто делает съемку местности (съемщик)
7. Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).
9.Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик).  Проверьте себя! (слайд 6). Определяют слово по лексическому значению, записывают в тетрадь, выделяя орфограмму и комментируя её. Личностные результаты:
развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
 Коммуникативные УУД:
формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности
VI. Итог урока (рефлексия деятельности).
Цель этапа:
оценить результаты собственной деятельности Организует фронтальную беседу.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли ее достичь?
- Каким образом?
- Что нового вы узнали?
-Чему мы научились на уроке?
-Дополните фразы:
Я узнал…
В ходе работы удалось научиться…
Порадовался тому, что…
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Подводят итоги. Выставляют оценки друг другу
Личностный результат УУД: способность к самооценке; формировать привычку к самоконтролю.
Познавательные УУД: применение полученных знаний на практике
VIII. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.
Проводит инструктаж домашнего задания. Предлагает право выбора. (слайд 7).
Прочитать параграф (стр.104-107), правило выучить.
1 уровень: Упр.238 (по учебнику);
2 уровень: упр. 235 (по учебнику);
3 уровень: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная).Выбирают и записывают домашнее задание.