МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫТесты для определения уровня развития координационных способностей
В физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:
время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;
время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.
Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей:
1) бег «змейкой»
2) челночный бег 3 х10 м ;3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта ;4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.
Если вы хотите проверить себя, предлагаем вам очень простой тест.
Для этого вам необходимо выполнять упражнение стоя. Попробуйте сдвинуть носки и пятки вместе в тот момент, когда ваши глаза закрыты.
Еще один вариант проверить свою координацию движений - сесть на стул и поднять правую ногу вверх. Вращайте ногу по часовой стрелке, а вместе с этим рисуйте правой рукой букву "б", имитируя ее силуэт в воздухе, начиная выполнять с «хвостика» буквы.
Попробуйте положить руку на живот и гладить его по часовой стрелке, а другой рукой постукивать себя по голове. Если в результате проведенного теста вы все задания выполнили с первого раза - это отличный результат.
Примерные игры для проверки развития координации в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры.
1. Перестрелка.
2. Пионербол с двумя мячами.
3. Белки на дереве.
Все играющие – белки. Они должны находиться на деревьях (в обручах). Между деревьями бегают собаки, которые должны осалить белок, которым надо добраться до края леса. Осаленные становятся собаками.
4. Замкни круг.
Играющие стоят в кругу. За их спинами бегает водящий. Он ляпает кого-либо из стоящих в кругу и стремиться обежать круг и занять то место, где стоял "ляпнутый", который тоже начинает бежать вокруг круга, но в другую сторону на свое место. Кто прибегает последним - становиться водящим.
5. Охотники. Двое играющих - охотники. Каждому дается по 7 фасолинок. Охотники ловят других игроков и раздают пойманным фасолинки. Выигрывает тот, кто быстрее раздает фасолинки, а те, у кого их окажеться больше, становяться охотниками.
6. По бревну.
Низкое гимнастическое бревно. С разных сторон от начала бревна лежит некоторое количество небольших предметов, например, 7 камней и 7 монет. Играющий должен, не сходя с бревна, поменять местами монеты и камешки. Выигрывает тот, у кого лучшее время.
7. Вороны и воробьи.
На расстоянии 1-2 м чертятся 2 параллельные линии. От них отмечается еще 2 параллельные через 5 м каждая. Первые линии - это линии старта, вторые - домики. Команды стоят, наступив ногой на старт. Ведущий четко произносит название одной из команд. Та команда должна убегать в свой дом, а другая догонять. Кого догнали - тот выходит из игры.
8. Ударь грушу.
Подвешенная боксерская груша. Играющий берет в руки гимнастическую палку, оценивает расстояние до груши. Ему завязывают глаза, крутят 2 раза и направляют лицом на грушу. Он должен с первого удара попасть по груше.
Физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
Развитие сердечно-сосудистой системы.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Развитие дыхательной системы.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Развитие физических качеств
Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах ниже.
Задачи моторного обучения и технического совершенствования лучше всего решаются в процессе занятий в организованных формах физической активности под руководством учителя физкультуры, тренера, инструктора. В рамках этих же форм происходит и повышение уровня развития физических качеств. Физкультурно-спортивные занятия должны проводиться не менее 2-3 раз в неделю по 45минут- 1,5ч.
Гимнастические упражнения, включаемые в программу для школьников среднего звена, носят характер прикладности и направлены на развитие таких качеств как силы, скоростной и силовой выносливости различных мышечных групп. Программный материал этой возрастной группы учащихся включает также широкий спектр упражнений на развитие координационных способностей и гибкости. Для школьников 7-8 классов, особенно девушек, арсенал гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле подготовки их к трудовой деятельности, а юношей к службе в Вооруженных силах страны. При соответствующих условиях в общеобразовательных школах ставится и такая задача - закрепление пройденного материала в младших классах, а также в навыках уверенного и длительного плавания в глубокой воде. Наряду с этим могут включаться элементы и прикладного плавания, а также освоения и углубления использования процедур закаливания, с целью поддержания крепкого здоровья.
В смысле физиологической целесообразности построение урока по физической культуре в старших классах должно быть с учетом индивидуальных особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить, что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не закончено.
Постепенность увеличения тренировочной нагрузки - важнейший фактор достижения положительного физиологического эффекта для растущего организма.
Физиологические особенности детей и подростков, как отмечалось выше, должны обязательно учитываться при подборе средств физического воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок.
Из опыта работы по развитию координации школьников на уроках физической культуры
Одним из факторов развития ребёнка является координация, то есть умение согласовывать движения различных частей тела. Без её развития трудно добиться необходимых результатов. Средний школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии координации, так как мышление является наглядно-действенным. Необходимым условием в развитии координации является постепенное усложнение, разнообразие движений и ускорение темпа двигательного действия. В среднем и старшем звене я продолжаю усложнение движения. Так, например, я даю общеразвивающие упражнения на изолированность тренировки рук, ног или туловища, а затем постепенно ввожу упражнения их объединяющие:
движения рук, находящихся в максимальном поле зрения (вытягивание рук вперёд, помахивания перед собой и пр.).
в частичном поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад; со сгибанием и вращением в суставах, в одном, двух направлениях и т.д.).
движения туловища в различных плоскостях (боковой, лицевой, горизонтальной).
движения ног вперёд, назад, в стороны.
движения разных частей тела по направлению к другому человеку (стоя в колонне, повернуться назад и передать мяч сзади стоящему ученику).
повышение точности направления, амплитуды и быстроты ориентировки (развести руки в стороны, чуть выше уровня плеч, поставить прямую ногу вперёд с поворотом носка в сторону; то же – в другую сторону; затем всё выполняется в ускоренном темпе).
быстрая смена позы (из положения стоя выполнить упор в приседе, принять упор лёжа прыжком, снова выполнить упор присев и встать в исходное положение)
работа в парах стоя и сидя
упражнения в подгруппах
упражнения в колонне (передача предмета)
упражнения со скакалкой, мячом, кубиком
При развитии пространственной ориентировки я беру упражнения с последовательным усложнением: стойка на полной стопе – стойка на носках – стойка на стопе и носках с закрытыми глазами – на одной ноге – на одной ноге с закрытыми глазами – все те же упражнения на возвышении – с предметом.
Для развития чувства равновесия мною применяются на уроках и такие общеразвивающие упражнения:
приседания на носках с прямой спиной; поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседания на одной ноге, другая находится впереди на полу на пятке («пистолет»); то же самое, но нога поднята параллельно полу.
отведение и приставление одной ноги спереди, в сторону, назад по полу, а потом – параллельно полу.
поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же – с закрытыми глазами; то же с задержкой на одной ноге.
различные повороты (прыжки с поворотами; прыжки с поворотами через предметы и препятствия).
Очень хорошо и с интересом ребята соревнуются между собой в эстафетах и играх. Так, в среднем звене, я даю игры на развитие ловкости и координации: «Мини-баскетбол», «Мини-футбол», «Перестрелка», «Перестрелка 2 мячами», «Пионербол», «Снайпер», «Длинная скакалка» и т.д.Мною замечено, что упражнения, направленные на развитие координации, необходимо давать в небольшом объёме в начале основной части урока. И они должны нести в себе элементы новизны, т.к. упражнения уже освоены ранее и часто повторяющиеся перестают способствовать их развитию. В противном случае сложное задание может быть не освоено и стать причиной образования и закрепления неправильных координаций, а также привести к неуверенности и нежеланию выполнять упражнение.
Таким образом, благодаря тому, что ребята начинают осваивать упражнения в более раннем школьном возрасте, им потом легко даются задания более сложного характера, требующие определённой подготовки.