Доклад Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ





Доклад



«Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ»













Подготовила: учитель информатики
Шувалова Р.В.





2013-2014 год



Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
Информационная компетенция предполагает умение:
самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее;
моделировать, проектировать объекты и процессы, в том числе при взаимодействии с другими, ответственно реализовывать свои планы;
принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, учиться всю жизнь.
Сформированность этой компетентности у выпускника школы – важнейшее условие современной эффективной высокотехнологичной экономики. Информационно-коммуникативная компетентность (и ее база – информационная грамотность) в наиболее прогрессивных моделях современной школы осваивается и применяется во всем образовательном процессе, в различных предметах и формах учебной и воспитательной деятельности.
В этой связи перед системой образования сегодня стоит задача смены модели использования ИКТ в образовательных учреждениях: переход от модели «компьютерный класс для преподавания информатики» к модели, в которой ИКТ активно используются в преподавании всех дисциплин, являясь инструментом перестройки всего учебного процесса.
Основные тенденции развития этой образовательной модели в нашей стране соответствуют мировым:
Сокращается объем осваиваемых школьниками рутинных технологических знаний и умений, связанных со спецификой используемых средств информатизации. Школьники знакомятся с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего специфические особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами осваиваются ими самостоятельно в ходе применения.
Намечается разгрузка изучения информатики и информационных технологий в рамках отдельного предмета за счет практической отработки умений и навыков (как связанных с применением компьютеров, так и «безмашинных») в ходе изучения всех общеобразовательных дисциплин, во внеучебной и внешкольной деятельности (требующих использования соответствующих умений и навыков).
Происходит отказ от обязательного освоения школьниками сред и языков профессионального программирования как составной части общеобразовательной подготовки школьников.
Начало изучения информатики переносится в младшие классы школы, что приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения, повышению ее интенсивности и тем самым способствует разгрузке учащихся.
Расширяется изложение вопросов «социальной информатики» (этические и правовые вопросы работы с информацией).
Современная школа формирует ряд внутренних ресурсов учащегося – его умения, знания, навыки. Но в образовательном процессе мало места для формирования такого ресурса, как освоенные способы деятельности, применимые к различным ситуациям, т. е. речь идёт о работе над конкретными компетенциями учащихся.
Компетенция – способность осуществлять деятельностью в соответствии с требованиями и ожиданиями. Компетентность – мера усвоения компетенций.
Компетентность – знание в действии.

Компетенция – круг вопросов, в котором человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
   Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.
   Введение понятия образовательных компетенций позволяет решать проблему: ученики хорошо владеют теорией, но плохо практикой.
   Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
   Виды компетенций: Ключевые – необходимы для социально – продуктивной деятельности; Базовые – компетенции в определенной профессиональной области; Специальные – компетенции для выполнения конкретного действия.
   Так же компетентность бывает: Ключевой (относится к общему содержанию образования); Общепредметной (определенная образовательная область); Предметной (формируется в рамках конкретной учебной дисциплины).
   В ключевую компетентность входят: ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир); общекультурная (способность разбираться в особенностях культуры); учебно-познавательная (знания и умения логически планировать деятельность); информационная (самостоятельный поиск, отбор, преобразование, хранение, передача информации); коммуникативная (знание языков и способов взаимодействия с людьми).
   Общепредметная компетентность формируется в курсе «информатика»: в сфере информационно аналитической деятельности; в сфере познавательной деятельности; в сфере коммуникативной деятельности; техническая компетентность; в сфере социальной деятельности.

В условиях информационного общества информация быстро меняется, устаревает. Образование становится мобильным. На передний план выходит умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать выводы и применять полученные в ходе этой работы знания.
Слагаемые компетентности:
Мотивация на выполнение задачи.
Знания, способности, умения.
Ответственность личности за достижение поставленной цели.
Сегодня на нашем семинаре мы попробуем рассмотреть проектную деятельность учащихся как инструмент для формирования конкретных учебных знаний и умений, которые складываются в определённые компетенции.
Какие именно компетенции мы хотим сформировать у учащихся? Существуют различные классификации этого понятия. Мы воспользуемся одной из самых простых и наглядных. Вспомним виды компетенций
Деятельностная – практическая деятельность в определённой учебно – предметной области.
Мыслительная – экспериментирование, логические мыслительные операции.
Информационная – сбор и проверка информации, общение с людьми, как с источниками информации.
Коммуникативная – умение выстраивать рабочие отношения в группе, преодолевать разногласия между членами группы.
Презентационная – умение выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы, демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивная – умение адекватно выбирать роль в коллективном деле, отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?» и др.
В ходе проектной деятельности у ребят формируется ряд социальных компетенций:
Высокая ответственность.
Инициативность.
Готовность к сотрудничеству и творчеству.
Социальный интеллект (способность понимать людей и управлять ими).
И любая из этих компетенций в отдельности, и все они вместе вплотную связаны с жизнью. А жизнь требует от и ученика, и от учителя самостоятельного получения информации и умения обрабатывать её и применять на практике.
Вполне можно перефразировать: «Хочешь жить – умей учиться!»
В соответствии с Программой развития школы выделен ряд приоритетных задач работы. Это:
активизация обучения через практическую деятельность ученика,
осуществление личностно – ориентированного подхода к учащимся,
формирование ключевых компетенций личности, необходимых ей в реальной жизни.
Достижению этих целей может служить внедрение в школьную практику метода проектирования на всех ступенях обучения – от начальных классов до старшего звена. Многие педагоги уже давно и успешно применяют проектирование в своей деятельности. Как сделать метод проектов актуальным для большинства педагогов?
Можно разработать программу: «Проектная деятельность как средство повышения качества образования».
Задачи проекта:
Повысить качество обучения.
Систематизировать знания учителей о проектировании.
Внедрить в практику работы педагогов метод проектов.
Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Реализация проекта позволит:
Повысить качество обучения;
Усилить внутреннюю мотивацию, повысить интерес к изучению предметов;
Сформировать основные личностные компетенции, необходимые в реальной жизни.
Работу над решением проблемы повышения качества образования и формирования компетенций учащихся можно выстроить поэтапно.
Этапы создания и реализации проекта:
1.Подготовительный.
Сориентироваться в проблеме, создать школьную стратегическую команду (администрация, руководители ШМО, инициативная группа учителей).
Выделить приоритетные направления в работе.
2.Поисковый.
Выделить проблему: Как повысить мотивацию и качество образования?
Изучить и обобщить накопленный по проблеме материал:
работа в группах, проведение ШМО, методического совета, педсовета по теме проекта. Изучить теорию, посетить практические семинары в образовательных учреждениях района по этой теме.
3.Деятельностный.
Стратегической команде обработать материалы, предоставленные рабочими группами учителей во время подготовки и проведения педсовета
Составить план работы на новый учебный год с учётом решений педсовета.
Внести коррективы в Программу развития школы.
К оцениванию проектов привлекаются учителя, администрация, старшеклассники. Оценивать работу можно по определённым критериям.
Начав заниматься проектной методикой, вы можете увидеть ещё одну проблему: отставание учителя от ученика в процессе приобщения к информационному обществу и овладения навыками работы с компьютером.
Эта проблема, хоть и частично, тоже решается в ходе проектной деятельности.
Виды формируемых в процессе проектной деятельности компетенций:
Деятельностная.
Мыслительная.
Информационная.
Коммуникативная.
Рефлексивная.
Оценочная.
Инициативность.
Готовность к сотрудничеству.
Интерес к поставленной цели.
Социальный интеллект.
Адаптивность.
Ответственность.

Тип проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Тип деятельности учащегося
Формируемая компе-тентность

Практико-ориентированный
Решение практических задач заказчика проекта
Учебные пособия, макеты и модели,
инструкции, памятки, рекомендации
Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области
Деятельност-ная

Исследовательский
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы
Результат исследования,
оформленный установленным способом
Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями
Мыслитель-
ная

Информационный
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения. Обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу.
Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации.
Информаци-
онная

Творческий
Привлечение интереса публики к проблеме проекта
Произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и пр.
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики
Коммуника-
тивная

Игровой или ролевой
Представление публике опыта участия в решении проблемы проекта
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией
Коммуника-
тивная

Критерии оценивания проектов.
Критерий «Постановка цели, планирование путей её достижения» (максимум 3 балла)
Балл

Цель не сформулирована
0

Цель сформулирована, но план её достижения отсутствует
1

Цель сформулирована, дан схематичный план её достижения
2

Цель сформулирована, ясно описана, дан подробный план её достижения
3

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта
0

Тема проекта раскрыта фрагментарно
1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
2

Тема проекта раскрыты исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
3

Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла)

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация
0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы
1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников
2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
3

Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» (максимум 3 балла)

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы
0

Анализ заменён кратким описанием хода и порядка работы
1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
3

Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода
1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
2

Работа отличается творческим походом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта
3

Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует
0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены ошибки в оформлении
1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру
2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами
3

Критерий «Качество проведения презентации» (максимум 3 балла)

Презентация не проведена
0

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию
1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента
2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент
3

Критерий «Качество проектного продукта» (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует
0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)
1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества
2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
3


15