Презентация. Траектория сопровождения одаренного ребенка


Траектория сопровождения «Одаренного ребенка» во взаимосвязи со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Подготовила методист психологической службыНечипоренко Е.Д. Типы одаренности Виды одаренности по критерию «Форма проявления» Явная одаренность Скрытая одаренность Проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко, в том числе и при неблагоприятных условиях . Достижения настолько очевидны, что одаренность не вызывает сомнений В деятельности ребенка проявляется в менее выраженной форме вследствие чего существует угроза отнести ребенка к числу «неперспективным» Изучение одаренности Сферы личности, определяющие развитие детской одаренности Когнитивная сфера (интеллектуальное развитие, креативность, обучаемость, познавательный стиль).Мотивационная сфера (познавательная активность, мотивация учения, мотивация достижения успеха, мотивация социальной активности).Эмоционально-волевая сфера (тревожность, уровень субъективного контроля).Коммуникативная сфера (коммуникативная компетентность, социальный статус в группе).Аутопсихологическая компетентность (образ «Я», самооценка, уровень притязаний). Обобщение материалов про достижения учеников за предыдущий учебный год (классные руководители, предметники, руководители МО, кружков, секций) Формирование школьного банка и его резерва, подготовка кандидатур в городской и республиканский банк. Деятельность педагога-психолога Психологическое консультирование Психологическая диагностика Психологическое просвещение Совместная работа педагогов, педагога-психолога и родителей одаренных детей Cодействие в самореализации в каждой области одаренности Разработка программ индивидуального развития Коррекционно-развивающая работа ( по запросу) Индивидуальная помощь и поддержка в становлении и развитии личности Алгоритм психологического сопровождения направления одаренные дети Критерии профессиональной компетентности педагогов понимание психолого-педагогических проблем творчества и одаренности (в т.ч., эмпатия, толерантность); владение методами и приемами развития креативности обучающихся; высокий уровень развития собственного творческого потенциала; мотивационная готовность к работе с одаренными детьми. Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой): увлечен своим делом;способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;профессионально грамотным;интеллектуальным, нравственным и эрудированным;проводником передовых педагогических технологий;психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;знатоком во всех областях человеческой жизни.  Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;принцип возрастания роли внеурочной деятельности;принцип индивидуализации и дифференциации обучения;принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителяпринцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;принцип создания атмосферы здоровой конкуренции;принцип универсальной талантливости. Основные задачи сопровождения одаренных разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных. Диагностический этап__педагогическая диагностика;психологическая диагностика;специальная диагностика (углубленная);диагностический мониторинг (анализ динамики развития ). Информационный этап__подбор литературы по тематике;создание банка информации по работе с одаренными детьми;подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса Этапы реализации сопровождения одаренного ребенка Подготовительный этапопределение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка. Развивающий этапорганизация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану);организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, администрация, психолог, родители и др.). ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА № НАЗВАНИЕ МЕТОДИК ИСТОЧНИК ЦЕЛЬ ВОЗРАСТ 1 Шкала умственного развития Стенфорд – Бине. М.Н.Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб: Питер,2006 2 Шкала тестов умственного развития А.Бине – Т.Симона. Масенко В. Психология познавательных процессов. – К.: Главник, 2008. – серия «Психологический инструментарий» Определение общего показателя умственного развития ребенка 3-15 лет 3 Шкала прогрессивных матриц Дж. Раввена. Психодиагностика одаренности. Б.К.Пашнєв. Х. Вид. група «Основа», ПП «Тріада +», 2007 Изучение уровне невербального интеллекта 4 Стандартна методика для определения уровня умственного развития младших школьников Е. Замбацявичене С.Коробко, О.Коробко. Работа психолога с младшими школьниками. «Літера ЛТД», 2006. Изучение умственного развития 6-10 лет 5 Амтхауер Р.Тест структуры интеллекта Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПБ: Речь, 2006 Изучение уровня интеллектуального развития З 13 лет 6 Д.Векслер. Методика изучению интеллекта. М.Н.Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб: Питер,2006 Определение общего уровне развития интеллекта 7 Тест Вильямса. Турищева Л.В. Особенности работы с одаренными детьми - Х.Вид. группа «Основа», 2008. Изучение дивергентного мышления (творческого) 7-9 лет ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА 8 Короткий тест творческого мышления Торренса П. Психодиагностика одаренности. Б.К.Пашнєв. Х. Вид. група «Основа», ПП «Тріада +», 2007 Изучение творческой одаренности учащихся 5-18 лет 9 Школьный тест умственного развития (ШТУР). Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: - М.: ВЛАДОС, 1999. Диагностика умственного развииы 11-16 лет 10 Критериально- ориентированный нормативный тест умственного развития (КОНТУР). Критериально – ориентированный нормативный тест умственного развития . Под ред. Ю.З.Гильбуха.- К.: Перспектива, 1998 Определение умственных способностей 13-17 лет 11 Б.К.Пашнев. Анкета по изучению мотивации учебной деятельности Психодиагностика одаренности. Х. Вид. группа «Основа», ПП «Триада +», 2007 Изучение мотивов учебной деятельности Школьный возраст 12 Б.К.Пашнєв. Опросник изучения уровня познавательной активности Психодиагностика одаренности. Х. Вид. группа «Основа», ПП «Триада +», 2007 Определение уровня познавательной активности Школьный возраст ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА 13 Опросник личной склонности к творчеству Г.Девиса. Психодиагностика одаренности. Б.К.Пашнєв. Х. Вид. группа «Основа», ПП «Триада +», 2007 Изучение степени склонности к творческому поведению у повседневной жизни 12-17 лет 14 Методика диагностики личностной мотивации к упеху Т.Елерса. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара - 2002 Диагностика личностной мотивации к успеху Подростки, юноши 15 Уровень притязанийК.Шварцландер. Основы психологии: Практиум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- РнД, Феникс, 2006 Определение особенностей восприятия и и возможных трудностей и стремления к реализации собственной мечты З 15 років 16 Тест интелелкту Кеттела Р. Интеллектуальные способности ребенка/Упорядник: С.Максименко, К.Максименко, О.Главник. – К.: Мікрос – СВС, 2003 Измерение разных аспектов умственной деятельности человека 6-15 лет ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СФЕРА № НАЗВАНИЕ МЕТОДИК ИСТОЧНИК ЦЕЛЬ ВОЗРАСТ 1 Короткий тест творческого мышления Торренса П. Психодиагностика одаренности. Б.К.Пашнєв. Х. Вид. група «Основа», ПП «Тріада +», 2007 Изучение творче ской одаренности учащихся 5-18 лет 2 Тест Вильямса. Турищева Л.В.Особенности работи с одаренными детьми - Х.Вид. группа «Основа», 2008. Изучение дивергентного (творчого) мышлення 7-9 лет 3 Опросник личностной склонности к творчеству. Г.Девиса. Психодиагностика одаренности. Б.К.Пашнєв. Х. Вид. группа «Основа», ПП «Тріада +», 2007 Изучение степени склонности к ворческому поведению в повседневной жизни 12-17 лет 4 Методика диагностики личнотной мотивации к успеху Т.Элерса. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара - 2002 Диагностика личностной мотивации к успеху подростки 5 Тест изучения творческого мышления « необычное применение». Психолог, № 5, 2005р., ст.. 13 6 Тест « Оценка уровня творческого потенциала». Завуч, № 4, 2011р. КОММУНИКАТИВНО – ОРГАНИЗАТОРСКАЯ СФЕРА № НАЗВАНИЕ МЕТОДИК ИСТОЧНИК ЦЕЛЬ ВОЗРАСТ 1 Уровень притязаний. К.Шварцландер. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- РнД, Феникс, 2006 Определение особенностей восприятия и возможных трудностей и стремлений к реализации мечты. С 15 лет 2 Методика КОЗ Синявский В.В., Федоришин Б.А. Настольная книга практического психолога / Е.И.Рогов. – М.:Изд. Владос – Пресс, 1999 Определение коммуникативных и организаторских способностей Старшие классы 3 Методика диагностики личностной мотивации избегания неудач Т.Элерса. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара - 2002 Диагностика особенностей мотивации по предотвращению неуспеваемости подростки ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА № НАЗВАНИЕ МЕТОДИК ИСТОЧНИК ЦЕЛЬ ВОЗРАСТ 1 Уровень притязаний, К.Шварцландер. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- РнД, Феникс, 2006 Определение особенностей восприятия и возможных трудностей и стремлений к реализации мечты. С 15 лет 2 Методика диагностики личностной мотивации к успеху Т.Элерса. Практична психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара - 2002 Диагностика личностной мотивации к успеху подростки 3 Методика диагностики личностной мотивации избегания неудач Т.Элерса. Практична психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара - 2002 Диагностика особенностей мотивации по предотвращению неуспеваемости подростки 4 Оценка уровня притязаний. Настольная книга практического психолога. Є.И.Рогов, Владос, 2006, 1 кн. Изучение мотивов деятельности Уч-ся старших классов 5 Методика определения доминирующего восприятия по работе проводных анализаторов. Маценко В. Психология познавательных процессов. – К. Главник, 2008, ПРАКТИЧЕСКИ – ПРЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА № НАЗВАНИЕ МЕТОДИК ИСТОЧНИК ЦЕЛЬ ВОЗРАСТ 1 Шкала прогрессивних матриц Дж. Раввена. Психодиагностика одаренности. Б.К.Пашнєв. Х. Вид. группа «Основа», ПП «Триада +», 2007 Изучение уровня невербального интеллекта С 8 лет 2 Краткий тест творческого мышления Торренса П. Психодиагностика одаренности. Б.К.Пашнєв. Х. Вид. группа «Основа», ПП «Триада +», 2007 Изучение творческой одаренности учащихся 5-18 лет 3 Методика диагностики личностной мотивации к успеху Т.Элерса. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара - 2002 Диагностика личностной мотивации к успеху подростки 4 Тест Беннета.. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации./ Ред. – сост. Кудряшов А.Ф.,Петрозаводск, «Петроком», 1992. Оценка уровня развития технического мышления подростки