План-конспект урока технологии на тему Физиология питания (5 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА
Раздел: Кулинария.
Класс: 5
Тема: Физиология питания.
Цели урока:
Дидактические:
Учащиеся должны знать:
-основные понятия о процессе пищеварения;
-общие сведения о питательных веществах и витаминах;
-суточную потребность человека в витаминах.
Учащиеся должны уметь:
-определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда, аккуратность, самостоятельность.
Развивающие: исполнительские умения, творческие способности.
Методы обучения:
1.Объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа).
2.Репродуктивный (демонстрация наглядных пособий).
3.Частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся).
Средства обучения:
Иллюстрации продуктов, содержащих витамины, белки, жиры, углеводы; таблицы «Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах», «Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы», учебник «Технология» для 5 класса под редакцией В.Д.Симоненко, рабочая тетрадь учащихся.Тип урока: урок приобретения учащимися новых знаний.
Вид урока:
Межпредметные связи: русский язык, математика, биология.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Организационный момент.
Приветствие.
Проверка явки учащихся, готовности к уроку. Приветствие.
Подготовка к уроку.
II Актуализация знаний.
Вступительное слово.
Проблемные вопросы. Ответы на вопросы.
III Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
Постановка целей и задач.
Сообщение темы урока. Определение учебных задач.
Запись темы урока в тетради.
IV
1)
2)
Изучение нового материала.
Роль белков, жиров, углеводов, витаминов в жизнедеятельности человека.
Суточная норма потребления белков, жиров, углеводов и витаминов. Рассказ с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий.
Объяснение, демонстрация наглядных пособий. Запись понятий в тетрадь.
Рассматривание наглядных пособий
Рассматривание наглядных пособий.
V Закрепление изученного материала.
Постановка вопросов для заполнения таблицы. Заполнение таблицы в тетради.
VI Практическая работа.
Организация работы в группах.
Проведение вводного, текущего и заключительного инструктажа. Работа в группах по заполнению таблицы.
VII Контроль знаний.
Постановка вопросов. Ответы на вопросы.
VIII Рефлексия учебной деятельности.
Предложение вопросов для рефлексии. Самоанализ.
IX Выдача д/з.
Определение и разъяснение домашнего задания. Запись домашнего задания.
Конспект урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих.
2.Актуализация знаний.
Одна житейская мудрость гласит: «Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить».
Как вы понимаете эту фразу?
Как вы относитесь к питанию?
Важно ли для вас то, какую пищу вы едите?
Думаете ли о том, насколько пища может быть полезна или вредна?
(Ответы учащихся по вопросам)
3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить, какие цели нашего урока? (Учащиеся озвучивают цели и задачи урока).
(Учитель сообщает цели и задачи урока, уточняя их; тему урока).
4.Изучение нового материала.
Известно, что пища представляет собой своего рода топливо для нашего организма; для того, чтобы жить, необходимо питаться. Любая наша деятельность, любые процессы, происходящие в организме, неизбежно ведут к расходованию энергии; здоровое и полноценное питание призвано восполнять ее запасы.
Способность пищи к такому восполнению называется калорийностью, или энергетической ценностью. Давно определено, что количество калорий, употребляемых человеком в сутки, должно варьироваться в диапазоне от 1200 до 3500 – именно такое количество «топлива» необходимо для поддержания достаточного запаса энергии. Между тем, полноценность нашего рациона определяется не только его калорийностью: существенное значение имеет количество содержащихся в пище белков, жиров и углеводов.
Принято считать, что соотношение этих компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию, в дневном меню человека должно составлять 1:1:4. Соблюдение такого баланса позволит белкам, жирам и углеводам максимально эффективно работать в нашем организме; в чем же заключается эта работа, и какие продукты являются основными источниками этих веществ?
(Таблица «Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах». Приложение 1).
Белки – основной «строительный материал» для нашего организма; с полным правом их можно назвать основой жизни, поскольку именно белки наиболее активно участвуют в обмене веществ. Источниками белков являются как продукты животного происхождения (мясо, рыба, творог, яйца), так и растительная пища (например, плоды бобовых – гороха, фасоли, арахиса, сои, которые содержат до 23% белков). Особо богат белками сыр (их содержание в этом продукте достигает 25%), в мясных продуктах и рыбе количество белков варьируется от 8 до 21%, в твороге оно составляет примерно 14%, в яйцах – 13%.
Жиры – это источник энергии для нашего организма. Именно эти вещества откладываются организмом «про запас», выступая в качестве источника энергии длительного пользования – но, увы, нередко приводят к необходимости снижения веса при их избыточном потреблении. Нельзя не отметить роль жиров, которые обладают низкой теплопроводностью, в защите нашего организма от переохлаждения – вот почему северные народности употребляют так много жирной пищи.
Углеводы также выступают в качестве энергетических веществ; наиболее известны такие их разновидности, как глюкоза, сахароза, фруктоза, крахмал. Характерной особенностью углеводов является быстрая усвояемость; исключением из этого правила является целлюлоза (клетчатка), которой изобилует растительная пища. Практически не усваиваемая организмом, клетчатка, тем не менее, играет важнейшую роль: она является своеобразным балластом, помогая процессу пищеварения и выполняя механическую очистку слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. Углеводами богаты такие продукты, как фрукты и овощи, макаронные изделия, крупы, хлеб.
Пищеварение и жизнедеятельность организма невозможна без витаминов. Они нормализуют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов, способствуют лучшему усвоению пищевых веществ.
Для более подробного изучения роли витаминов рассмотрим таблицу 36 в учебнике на странице 159.
(Учитель с опорой на таблицу рассказывает учащимся о функциях витаминов, признаках витаминного недостатка, в каких продуктах содержатся витамины и их суточная потребность).
5.Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала сейчас мы вместе заполним таблицу
«Роль белков, жиров, углеводов и витаминов в жизнедеятельности человека».
Какую роль в организме играют В каких продуктах содержатся Суточная потребность
Белки Жиры Углеводы Витамины: С - аскорбиновая кислота В1 - тиамин В2 - рибофлавин РР- никотиновая кислота А - ретинолD - кальциферол Е - токоферол (Учащиеся при помощи наводящих вопросов учителя заполняют таблицу в тетради.)
6.Практическая работа «Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в белках, жирах, углеводах витаминах».
Практическая работа проводится в группах.
Вводный инструктаж.
Используя таблицу в тетради «Роль белков, жиров, углеводов и витаминов в жизнедеятельности человека», «Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы» составьте режим питания школьника на один день, указав какие продукты должны входить в рацион питания.
Питание школьника.
Время Приём пищи Продукты
  7.30 завтрак  10.30 школьный завтрак  14.30 обед  18.00 1-й ужин 20.30 2-й ужин Текущий инструктаж.
Учитель проводит текущий обход с целью корректировки, исправления ошибок, недочетов.
Заключительный инструктаж.
Представитель каждой группы учащихся рассказывает о том, какие продукты должны входить в рацион питания школьника.
Учитель делает вывод по практической работе, указывает на ошибки.
7.Проверка усвоения знаний.
Вопросы:
1.Что такое правильное питание?
2.Какие продукты должны входить в суточный рацион питания человека?
3.Какова роль белков в организме человека?
4.Необходимо ли употреблять жиры и почему?
5.Характерная особенность углеводов?
6.В каких продуктах содержатся витамины?
8.Рефлексия учебной деятельности.
Учащиеся делают индивидуальный выбор по схеме с кратким комментарием.
Я знаю, как надо питаться,

Но ем так, как мне нравится.
Ем то, что нужно, соблюдаю режим питания.
9.Выдача домашнего задания.
Параграф 37, по материалу параграфа составить кроссворд из 6 слов.
Приложение 1
Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах.
Возраст Энергетическая ценность, (Ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
7– 10 лет
2300 80
животные – 48
растительные - 32 80
животные – 16
растительные - 64 300
11 – 13 лет
мальчики 2700 96
животные – 58
растительные - 38 96
животные – 19
растительные - 77 370
11-13 лет
девочки 2450 85
животные – 51
растительные - 34 85
животные – 17
растительные - 68 340
Приложение 2
Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы.
Содержание в 100 граммах продукта
Белки Мясо 14-20
Рыба 12-16
Яйца 10,8
Сыр 30,0
Молоко 5,0
Хлеб 5-10
Картофель 1,7
Фасоль 19,6
Соя 34,0
Горох 19,7
Жиры Сердце 210
Яйца 468
Печень 320
Масло сливочное 280
Сыр 160
Мясо (говядина) 125
Сало свиное 70-100
Сало говяжье 60-140
Свинина 70-100
Птица 60-90
Рыба 50-60
Молоко 12
Углеводы Хлеб ржаной 42-45
Хлеб пшеничный 43-50
Крупа гречневая 64
Крупа манная 70
Рис 72
Сахар 95-99
Картофель 20
Капуста белокочанная 5
Арбуз 9
Морковь 7-8
Свекла 10
Виноград 17
Яблоки 11