Рабочая программа по факультативному курсу Экология человека 8 класс


Пояснительная записка.
Рабочая программа для 8 класса по   экологии человека составлена в соответствии с:
1. Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 32, 55) (утвержден 10.07.1992 года № 3266-1 в действующей редакции);
2. Авторской  программой по экологии человека для 8 класса М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.П. Лукина. Программа курса «Экология человека. Культура здоровья 8 кл.» М. : Вентана-Граф 2009г.
3. Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Цели изучения курса
- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;
- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.
В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.
Психологические особенности 8 «А» класса
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- понятия «здоровье», «болезнь»;
- факторы здоровья и факторы риска болезни;
- связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- место человека в системе животных, этапы и факторы становления человека;
- понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;
- понятие о природноочаговых болезнях;
- понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта;
- многоаспектную ценность ландшафта;
- последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;
- характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;
- экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г.Саратова, района расположения школы, дома.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать среду жизнедеятельности человека;
- объяснять на примерах прямое и опосредованное влияние факторов природной среды на здоровье человека;
- анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;
- обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;
- определять тип ландшафта;
- выявлять формы воздействия на него человека;
- давать оценку состояния ландшафта;
- формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.
Календарно-тематическое планирование

п/пТема Срок проведения урока Примечание
Введение. (0,5 ч.)
Глава 1.Окружающая среда и здоровье человека (7ч.) сентябрь Что изучает экология человека. сентябрь Здоровье и образ жизни. Л/р №1 «Оценка состояния физического здоровья» сентябрь История развития представлений о здоровом образе жизни сентябрь Из истории развития взаимоотношений человека с природой. Проектная деятельность. октябрь Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях октябрь Влияние климатических факторов на здоровье. октябрь Экстремальные факторы окружающей среды октябрь Глава 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов.(22ч) Вредные привычки. ноябрь Условия правильного формирования опорно -двигательной системы. ноябрь Воздействие двигательной активности на организм человека. Л/р №2 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой» ноябрь Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. декабрь Иммунитет и здоровье человека.
Л/р №3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» декабрь Условия полноценного развития системы кровообращения. декабрь Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
Л/Р.№4 «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы» декабрь Правильное дыхание.
Л/ р.№5 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» январь Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. январь Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний
Практическая работа №1 « О чем может рассказать упаковка» январь Рациональное питание и культура здоровья.
Проектная деятельность. февраль Воздействие солнечных лучей на кожу. февраль Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание
Практическая работа №2 «Реакция организма на изменения температуры окружающей среды» февраль Средства и способы закаливания.
Проектная деятельность февраль Факторы ,влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
Практическая работа №3 «Развитие утомления» март Условия нормального функционирования зрительного анализатора. март Внешние воздействия на органы слуха и равновесия.
Л/р №6«Воздействие шума на остроту слуха» март Стресс как негативный биосоциальный фактор. март Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.
Л/р№7 «Определение некоторых свойств нервных процессов» апрель Биоритмы и причины их нарушений. апрель Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.
Проектная деятельность апрель Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. апрель Глава 3. Репродуктивное здоровье. ( 4ч) Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. май Проблемы взросления и культура здоровья май Факторы риска внутриутробного развития.
Гендерные роли. май Биологические и социальные причины заболеваний , передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор. май Содержание программы.
Тема программы Количество часов
Раздел 1. Введение. 0,5
Раздел 2. Окружающая среда и здоровье человека 7
Раздел 3. Влияние факторов среды на функционирование систем органов:
Опорно-двигательная система
Кровь и кровообращение
Дыхательная система
Пищеварительная система
Кожа
Нервная система. Высшая нервная деятельность
Анализаторы 22
2
5
1
4
3
2+3=5
2
Раздел 4. Репродуктивное здоровье 4
Раздел 5. Заключение 0,5
Итого 34
Учебно-тематический план:
всего – 34 часа, из расчёта 1 час в неделю; лабораторных работ – 7, практических – 3.
Раздел 1. Введение (0,5 час)
Введение в раздел «Экология человека». Место, значимость и практическая направленность курса
Раздел 2. Окружающая среда и здоровье человека (7 часов)
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
Лабораторные работы: Оценка состояния здоровья.
Раздел 3. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22ч.)
1. Опорно-двигательная система (2ч.)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений
Лабораторные работы: Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
2. Кровь и кровообращение. (4ч.)
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония.  Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Лабораторные работы: Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.
3.Дыхательная система (1ч.)
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Лабораторные работы: Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4. Пищеварительная система. (3ч)
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим.  Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Практическая работа.
О чем может рассказать упаковка продукта. ( по желанию)
5. Кожа (3ч)
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Практическая  работа: Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
6.Нервная система . ВНД. (5ч.)
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы ВНД. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы.  Гигиенический режим сна.
Лабораторные работы: Оценка температурного режима помещений. 
Практическая работа: Развитие утомления.
7. Анализаторы. (2ч.)
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия. Влияние окружающей среды на некоторые железы утренней секреции.
Лабораторные работы: Острота слуха и шум.
Раздел 4. Репродуктивное здоровье (4ч.)
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Раздел 5. Заключение (0,5ч.)
Формы и средства контроля: 
Тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Перечень учебно-методических средств обучения:
Литература:
М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.П. Лукина. Программа курса «Экология человека. Культура здоровья 8 кл.» М. : Вентана-Граф 2009г.
М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. «Экология человека. Культура здоровья 8, учебник 8 для учащихся общеобразовательных учреждений: М.: Вентана-Граф». 2010г.
А.И. Никишова, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов «Экология 5-9,» V глава, учебник для общеобразовательных учреждений: М.: «Устойчивый мир», 2002г.
Оборудование:
Коллекции (гербарии)
Муляжи
Модели
Таблицы по курсу «Ботаника»
Приборы, микропрепараты
Перечень лабораторных и практических работ
Урок Наименование лабораторной и/ или практической работы Время проведения Примечание
2. №1 «Оценка состояния здоровья» сентябрь 10. №2 «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой» сентябрь 12. №3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» октябрь 14. .№4 «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы» декабрь 15. .№5 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» январь 17. Практическая работа №1 « О чем может рассказать упаковка» январь 20. Практическая работа №2 «Реакция организма на изменения температуры окружающей среды» февраль 22. Практическая работа №3 «Развитие утомления» март 24. №6«Воздействие шума на остроту слуха» март 26. Л/р№7 «Определение некоторых свойств нервных процессов» апрель