Рабочая программа по литературе. 10 класс (социально-гуманитарный). 5 часов в неделю (год — 170 часов).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» Г.О.НАЛЬЧИК




Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МОУ «СОШ №21» Зам. директора по УВР на заседании МО
__________ З.М.Казакова ____________ И.А.Алехина Протокол №___
«__»_________2012г. «__»___________2012г. «__»______ 2012 г.
Руководитель МО _____О.А.Кошелева




Рабочая программа
по литературе
Класс: 10 «Б» (социально-гуманитарный)
Учитель: Кошелева Оксана Анатольевна







Нальчик
2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента_ государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, ВИ. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной, М.:Просвещение,_2008)для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля..
Предлагаемый вариант программы обусловлен созданием Государственного образовательного стандарта, изменением учебного плана и переходом на профильное обучение в средней (полной) школе.
Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой» («Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень»).

Согласно учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение литературе в объеме 5 часов в неделю (год - 170 часов).
Цели и задачи курса:
Цели литературного образования в средней (полной) школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
учиться устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;
научиться анализу художественного произведения;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Особенности методики преподавания предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. В 10-м классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса (профильный уровень) должны знать:

В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

· изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

· определять род и жанр литературного произведения;

· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

· выявлять авторскую позицию;

· выражать свое отношение к прочитанному;

· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

· владеть различными видами пересказа;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Предполагаемые результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля являются работа по форме ЕГЭ, сочинение, задание с развернутым ответом на вопрос.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, развернутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX в. 10 класс. В двух частях. М. «Просвещение», 2012
а также методических пособий для учителя:
Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. М. «Айрис»2007.;
Золотарева И.В, Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. М. «ВАКО» 2005;
Косивцова Л.И. Литература. 10 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2004
Ромашина Н.Ф. Литература. 9-11 классы. Викторины. Волгоград, 2008;
дополнительной литературы для учителя:
Хорт О.А., Шамшин Г.С Русский язык и литература. Творческие упражнения. 5-11 классы. Волгоград 2008

для учащихся:
Волжина Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. М. «Айрис», 2008;
Е.К. Балашов, А.М. Костин Подготовка к государственному централизованному тестированию, Саратов, 2002;
М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001
Тексты программных произведений

Произведения для заучивания наизусть
А. С. Пушкин. 34 стихотворения (по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. 23 стихотворения (по выбору учащихся).
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).
Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).
A.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).
И. С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).
Multimedia – поддержка курса:
Видеофильмы на DVD «Биографии писателей». Части 1, 2.
Альбомы демонстрационного материала с электронным приложением
CD «Русская поэзия XVII – XX веков»
CD «Русская литература8 – 11 классы»
«Писатели России»
«В мире русской литературы». Части 1, 2.
Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов в 10 классе
В 10 классе учащиеся продолжают изучение линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в проведении уроков-лекций. Лекция  - это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:
индивидуальность и глубокие знания лектора, умение нести четко организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом;
строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам;
живой литературный слог, свободное владение устной речью, т. к. лекция  - это не диктант.
Школьная лекция по литературе отличается от вузовской, т.к. психологически даже старшие школьники не готовы слушать лекцию в течение целого урока. Поэтому после 25-30 минут лекции необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться показом мультимедийных презентаций, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.
Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с материалами лекции. Заранее следует спланировать сообщения учащихся по индивидуальным заданиям, а в течение лекции целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов или проблемных эпиграфов.
При подготовке семинарских занятий важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должна быть сообщена учащимся заранее (за 2 - 3 недели); в ходе подготовки к семинару учащиеся изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания.
На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведения для текстуального изучения на уроке-практикуме не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения будет находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент должен быть сделан на выявление поэтики текста, определение специфики его художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические (изобразительно-выразительные), синтаксические, композиционные особенности текста. При изучении лирики  - и на особенности ритма, рифм, слов в субъективно-авторском значении, строфику, условность описаний, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др .
Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, т. к. если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы.
Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке будут звучать цитаты, детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Для живой, неотрепетированной, ненатянутой беседы характерны элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, прояснением своей позиции. В беседе поискового, эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия (сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.)
Особое место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного чтения. Их цель  - расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание уроков внеклассного чтения в 10 классе нужно связать с основным курсом.
Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, пришедшие из форм внеклассной работы по литературе: театрализация, концерты, конференции, диспуты ит.д. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень  - выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок.
Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс

Всего - 175 часов
В неделю - 5 часов
Плановых уроков внеклассного чтения - 8 часов
Плановых уроков развития речи - 22 часа

№ урока
Кол-во часов
Тема уроков, тип урока
Элементы содержания
Дата
Теория
Требования к уровню подготовки
Измерители, д/з
Демонстрационные (наглядные) пособия





По плану
Фактически





ВВЕДЕНИЕ. (2 ЧАС)

1

1
Введение. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Урок-лекция с элементами беседы
1. Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX в., художественными открытиями русских писателей-классиков.
Сентябрь
1 н.

Романтизм, реализм. Лирический герой.
Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской  мысли 80-90-х гг.



2

1
Периодизация исторического и литературного развития.

Урок-лекция
1. Рассмотреть события и изменения в русской литературе XIX века
Сентябрь
1 н.

Романтизм, реализм. Лирический герой.
Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.



ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.


ТВОРЧЕСТВО Г.Р.ДЕРЖАВИНА, В.А.ЖУКОВСКОГО, К.Н.БАТЮШКОВА. 9 Ч.


3

Г.Р.Державин. Жизнь и творческий путь. Темы и мотивы творчества. «Ключ», «Бог», «Русские девушки».

Урок-лекция
1. Раскрыть своеобразие эпохи, в котором происходило становление поэта.
2. Повторить пройденный материал, посвящённый жизни и творчеству Г.Р.Державина
Сентябрь
1 н.


Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.
Фронт./индивид., рассказ
Диск «КиМ»-9,

4
1
Г.Р.Державин. Гимн радостям, веселью в сборнике «Анакреонтические песни».

Урок-лекция
Расширить и углубить знания о времени, в котором жил и творил Г.Р.Державин Освоение новых форм поиска и обработки информации.
Сентябрь
1 н.


Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.
Коллект., практикум


5
1
Традиции и новаторство в творчестве Г.Р.Державина. «Фелица», «Соловей».

Урок-лекция
Особенности творчества Державниа
Сентябрь
1 н.


Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции.
Групп., практикум


6
1
В/ч. Романтизм в Европе.

Урок-лекция
Раскрыть особенности развития романтизма в Европе
Сентябрь
2 н.

Романтизм, Лирический герой.
Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.
Индивид., рассказ
презентация

7
1
В/ч. Романтизм в Америке.

Урок-лекция
Раскрыть особенности развития романтизма в Америке
Сентябрь
2 н.

Романтизм, Лирический герой.
Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.
Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции.
Индивид., рассказ
презентация

8
1
В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры, их своеобразие. «Певец во стане русских воинов», «Море», «Песня».

Урок-лекция
1. Раскрыть своеобразие эпохи, в которой происходило становление поэта.
2. Повторить пройденный материал, посвящённый жизни и творчеству В.А.Жуковского
Сентябрь
2 н.

Романтизм, Лирический герой.
Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.
Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции.
Фронт./индивид., рассказ
«Золотой фонд поэзии»

9
1
«Светлана», «Эолова арфа». Романтический характер баллад Жуковского.

Урок-лекция
1. Обобщить знания учащихся о жанре баллады
Сентябрь
2 н.

Романтизм, реализм. Лирический герой.
Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.
Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции.
Групп., практикум
«Золотой фонд поэзии»

10
1
К.Н.Батюшков. Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике. «Мои пенаты», «Радость», «Вакханка».

Урок-лекция
1. Обобщить знания учащихся о биографии и творчестве К.Н.Батющкова 2. Расширить и углубить знания о времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин; 3. Освоение новых форм поиска и обработки информации.
Сентябрь
2 н.

Романтизм, реализм. Лирический герой.
Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.
Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции.
Фронт./индивид., рассказ
«Золотой фонд поэзии»

11
1
Философские элегии Батюшкова. Тема жизни и смерти, мотив дружбы. «К другу», «Тень друга».
Освоение новых форм поиска и обработки информации.
Сентябрь
3 н.

Романтизм, реализм. Лирический герой.
Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.
Исслед., практикум
«Золотой фонд поэзии»

А.С. ПУШКИН (18 ЧАСОВ)


1. Обобщить знания учащихся о биографии и творчестве А.С. Пушкина; 2. Расширить и углубить знания о времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин; 3. Освоение новых форм поиска и обработки информации.

12
1
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества. Основные темы, мотивы лирики А.С.Пушкина.

Лекция с элементами беседы, викторина
1. Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта.
2. Повторить пройденный материал, посвящённый жизни и творчеству А.С.Пушкина.
Сентябрь
3 н.

Романтизм, реализм. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства
Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Пушкина. Уметь создавать хронологическую канву лекции.
Уметь писать эссе «А.С. Пушкин в моем восприятии»

Диск «КиМ»

13
1
Литературная викторина по творчеству Пушкина.


Урок-игра
1. Обобщить знания учащихся о биографии и творчестве А.С. Пушкина; 2. Расширить и углубить знания о времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин; 3. Освоение новых форм поиска и обработки информации.
Сентябрь 3 н.


Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Пушкина. Уметь искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.

презентация

14
1
Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия и его преодоление.

Беседа, анализ стихотворений
1. Познакомить с новыми фактами жизни поэта периода Южной и Михайловской ссылок и с наиболее значительными стихотворениями этого времени.
2. Закрепить навыки анализа стихотворного текста.

«Я пережил свои желанья», «Погасло дневное светило», «Подражания Корану», «Демон», «Если жизнь тебя обманет»
Сентябрь 3 н.

Романтизм, реализм. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении:
Знать: романтическую лирику Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции.



15

1
Поэт и поэзия в творчестве А.С. Пушкина.


Беседа, работа в группах, практикум по анализу стихотворений
1. Раскрыть взгляды А.С. Пушкина на назначение поэта.
2. Упорядочить знания учащихся об одной из основных в творчестве Пушкина тем.
3. Закрепить навыки анализа стихотворного текста.
«Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Поэт», «Поэту», «Осень».
Сентябрь 3 н .

Назначение
предназначение, статус.
Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства
Знать взгляды А.С.Пушкина на назначение поэта и поэзии.
Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
наизусть
презентация

16

1
Свобода и закон в лирике А.С. Пушкина.

Беседа, сравнительный анализ стихотворений, практикум
1. Дать понятие о свободе и законе как нравственном, социальном и философском идеале поэта.
2. Упорядочить знания учащихся об одной из основных в творчестве Пушкина тем.
3. Закрепить навыки анализа стихотворного текста
«Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти».
Сентябрь 4 н.

Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Знать: свобода в лирике А.С.Пушкина как политический, философский, нравственный идеал.
Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
наизусть
презентация

17-18

2
Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти.



Беседа, сравнительный анализ стихотворений, практикум
1. Определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин.
2. Упорядочить знания учащихся об одной из основных в творчестве Пушкина тем.
3. Закрепить навыки анализа стихотворного текста.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жены непорочны»
Сентябрь 4 н.


«Философская лирика», философ, элегия.
Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Знать философские и христианские мотивы в лирике А.С. Пушкина. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с т.з. его жанра,  темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
наизусть
«Золотой фонд поэзии»

19
1
Вн/чт: Тема «дороги» в лирике А. С. Пушкина

Беседа, сравнительный анализ стихотворений, практикум
1. Создать условия для понимания сущности образа Дороги в произведениях А.С.Пушкина
2. Развивать умения анализировать стихотворение
Сентябрь 4 н.


Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства

Уметь работать с поэтическим текстом

«Золотой фонд поэзии»

20

1
Поэма «Медный всадник». Человек и история.

Лекция
Беседа
1. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I 2.Совершенствовать навыки анализа стихотворения. 3.Способствовать патриотическому воспитанию.
Сентябрь 4 н.

Поэма
Метонимия
Знать содержание поэмы, её жанровое и композиционное своеобразие
Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации
Выучить лекцию

«Золотой фонд поэзии»

21

1
Поэма «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек.


Беседа, анализ поэмы
1. Показать особенности поэмы “Медный всадник”.
2. Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
3. Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
4. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.
Октябрь 1 н.

Композиция. Тема. Идея. Проблематика. Поэма, лирический герой.

Знать содержание изученного произведения
Уметь аргументированно высказываться по  теме урока

Выучить лекцию
«Золотой фонд поэзии»

22

1
Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

Беседа, анализ поэмы
1. Показать конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
2. Раскрыть образ Петра как царя-преобразователя в поэме.
Октябрь 1 н.

Проблематика. Поэма, лирический герой.

Знать содержание изученного произведения
Уметь аргументированно высказываться по  теме урока

Ответ на проблемный вопрос


23

1
«Борис Годунов» - историческая драма.


Беседа, анализ поэмы


1. Познакомить с историей создания и исторической основой трагедии «Борис Годунов»;
2. Раскрыть жанровое своеобразие, основные темы и проблемы пьесы.
3. Повторить сведения о драматических произведениях,
сформировать понятие о художественных приемах раскрытия характеров в драме
Октябрь 1 н.




презентация

24

1
«Борис Годунов». Тема и идея произведения.

Октябрь 1 н.

Пьеса
Драма
Действие, речь, ремарки
Знать содержание пьесы, её жанровое своеобразие, основные темы и проблемы
Уметь создавать устные сообщения, вести диалог

презентация

25

1
Вечные вопросы бытия в драматическом цикле «Маленькие трагедии»

Лекция
Аналитическая беседа
Проблемные вопросы
1. Рассмотреть вечные вопросы бытия в драматическом цикле «Маленькие трагедии».
2. Проследить, как автор раскрывает в трагедии “Моцарт и Сальери” общечеловеческую проблему – трагедию талантливой личности.
3. Развивать умение анализировать текст.
Октябрь 1 н.

Драма
Трагедия
Личность

Знать содержание произведений
Уметь анализировать текст

Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»

26

1
Повторение романа «Евгений Онегин»

Аналитическая беседа
Проблемные вопросы
1. Вспомнить основные проблемы в романе «Евгений Онегин»
2. Развивать умение анализировать текст.


Октябрь 2 н.


Тема
Идея
Проблема
Характеристика героя

Знать содержание произведения
Уметь анализировать текст

Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»

27

1
Развитие реализма в прозе А. С. Пушкина 30- х г.
«Повести Белкина»
Аналитическая беседа
Проблемные вопросы
1. Познакомить с реалистической прозой А.С. Пушкина 30-х годов
2. Развивать умение анализировать текст.
Октябрь 2 н.



Тема
Идея
Проблема
Характеристика героя

Знать содержание произведений
Уметь анализировать текст
Фронт., беседа
Диск «КиМ»


28

1
Р/р: Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С. Пушкина.

Беседа

1. Подготовить к сочинению-анализу стихотворения, сочинению-тематическому обзору.
Октябрь 2 н.


Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.
Составить план сочинения
презентация


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (13 ЧАСОВ)






Ответ на проблемный вопрос

29

1
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Ранняя лирика.

Урок-лекция с элементами эвристической беседы, викторина
1. Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и её влияние на человеческие судьбы.
2. Определить основные мотивы ранней лирики поэта.
Октябрь 2 н.

Романтизм, реализм. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта
Уметь анализировать поэтическое произведение

«Прикосновение (Лермонтов на Кавказе»

30

1
Эволюция его отношения к творчеству. «Нет, я не Байрон», «Есть речи»

Урок-лекция с элементами эвристической беседы, викторина
1. Раскрыть своеобразие художественного мира Лермонтова.
2. Показать обусловленность характера лермонтовского творчества особенностями эпохи и личностью поэта.
Октябрь 2 н.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Знать основные мотивы лирики и особенности художественного мира
Уметь анализировать поэтическое произведение
Проблемные задания, работа с дополнительной литературой


31

1
Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова.

Беседа, сравнительный анализ стихотворений, практикум по анализу
1. Через молитвенную лирику М.Ю. Лермонтова показать детям необходимость внутренней гармонии человека.
2. Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения

Матерь Божия, ныне с молитвою» «Благодарность»
Октябрь 3 н.



Молитва. Романтизм, реализм. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Знать стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Благодарность», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою».
Уметь анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять план-конспект лекции учителя.
наизусть
Стихотворение «Молитва» ( «В минуту жизни трудную»

32

1
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.


Беседа, сравнительный анализ стихотворений, практикум по анализу
1. Выявить особенности раскрытия темы жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.
2. Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения

«Валерик», «Сон», «Завещание»

Октябрь 3 н.


Романтизм, реализм. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Знать стихотворения М.Ю. Лермонтова «Валерик», «Сон», «Завещание».
Уметь анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять план-конспект лекции учителя.
наизусть


33

1
Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова


Беседа, сравнительный анализ стихотворений, практикум по анализу
1. Дать представление о поэте как философе, глубине его фило-софских взглядов.
2. Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

«Как часто пёстрою толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу»

Октябрь 3 н.


Романтизм, реализм. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Знать стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён», «Выходу один я на дорогу».
Уметь анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять план-конспект лекции учителя.
Разв. ответ на вопрос
Диск «Поэзия Лермонтова в музыке»

34

1
Вн/чт: Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Беседа, сравнительный анализ стихотворений, практикум по анализу
1. Показать настроение, глубину и культуру чувств лирического героя,
дать понятие об особенностях раскрытия темы любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.
2. Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

«Я не унижусь пред тобою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий» «Отчего»
Октябрь 3 н.



Романтизм, реализм. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Знать стихотворения М.Ю. Лермонтова Я не унижусь пред тобою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий» «Отчего».
Уметь анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять план-конспект лекции.
наизусть
Диск «Лермонтовские Тарханы»

35
1
Своеобразие художественного мира М. Ю Лермонтова

Семинар
Беседа
1. Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Октябрь 3 н.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Уметь анализировать и интерпретировать поэтический текст
сравнительный анализ стихотворений, практикум по анализу стихотворений
Худож. ср-ва выразит.

36

1
«Демон». Замысел, особенности композиции, сюжет.

Лекция
1. Раскрыть замысел, особенности композиции, сюжет, романтический характер поэмы, её философское звучание.
Октябрь 4 н.

замысел, особенности композиции, сюжет
Знать черты романтизма и реализма в творчестве Лермонтова
Уметь анализировать поэтический текст
Проблемные задания
Репродукция картины Врубеля

37

1
К/р, Р/р: Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного из стихотворений М.Ю.Лермонтова

Урок контроля,
Урок развития речи
1. Обобщить и систематизировать знания по лирике М.Ю.Лермонтова.
Октябрь 4 н.

Сочинение разных жанров
Уметь формулировать тему, идею, проблематику поэтического текста


Худож. ср-ва выразит.

38

1
Драма «Маскарад» как романтическое произведение. Проблема гордости и одиночества.

Лекция
1. Познакомить учащихся с произведением; 2.Помочь понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрыть её основной конфликт; 3. Формировать навыки самостоятельного анализа текста.

Октябрь 4 н.


Драма
Проблема
Тема
Идея
Конфликт
Психологизм
Уметь самостоятельно анализировать текст

Проблемные задания

Видеофрагмент


39

1
Конфликт ума и общества. Психологизм драмы «Маскарад».

Лекция
1. Познакомить учащихся с произведением; 2.Помочь понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрыть её основной конфликт; 3. Формировать навыки самостоятельного анализа текста.
Октябрь 4 н.




Видеофрагмент


40


«Герой нашего времени» - психологический роман.






1. Вспомнить понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, ее общем принципе: от загадки к загадке. Рассказчики в романе.

Октябрь 4 н.


Роман
Жанр
Композиция
Рассказчик
Психологизм
Знать содержание критических статей о романе Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции; выявлять смысл названия художественного произведения
Проблемные задания

Видеофрагмент


41

1
К/р, Р/р: Контрольная работа по творчеству М. Ю.Лермонтова

Урок контроля
Урок развития речи
1. Обобщить и систематизировать знания по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Октябрь 5 н.


Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему




Н.В. ГОГОЛЬ (13 ЧАСОВ)








42

1
Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя.

Лекция с индивидуальными сообщениями
1. Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости.
Октябрь 5 н.


Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное


презентация

43

1
Народная фантастика в ранних романтических произведениях Н.В. Гоголя.


Лекция, беседа
1.Углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя; найти в них фантастические элементы.
2. Формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать самостоятельные выводы.


Октябрь 5 н.


Романтизм, фантастика
Знать особенность ранних романтических произведений Н.В. Гоголя
Уметь отбирать литературный материал по заданной теме; создавать устные сообщения



44

1
Героическое и комическое в сборнике «Миргород».

Лекция, беседа
1. Воспитывать чувства патриотизма, отваги, выносливости, собственного достоинства на примере героев произведения Н.В.Гоголя
Ноябрь 2 н.

Комизм
Уметь отбирать литературный материал по заданной теме; создавать устные сообщения

презентация

45

1
Проблематика и поэтика комедии «Ревизор».

Лекция,
беседа
1. Выявить основные сюжетно-композиционные и жанровые особенности произведений.
2. Развивать навыки проблемного анализа художественного произведения, умение понимать авторский замысел, речь, память, мышление, читательский вкус.
Ноябрь 2 н.

Тема, идея, проблема
Знать содержание изученных произведений; историю создания пьесы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь анализировать текст
Разв. ответ на вопрос
Видеофрагмент


46
1
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Семинар
1.Обобщить знания ранее изученных произведений.
2. Проследить развитие темы «маленького человека», затронутой в произведениях 
Ноябрь 2 н.


Знать содержание изученных произведений
Уметь отбирать литературный материал по заданной теме; создавать устные сообщения; анализировать текст



47

1
«Невский проспект» Н.В. Гоголя. Образ Петербурга.

Семинар
1.Продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя, показать своеобразие образа города в повести.
2. Формировать умение анализировать эпизод.
Ноябрь 2 н.

Тема, проблема, конфликт,
повесть, образ
Знать содержание изученных произведений

Чтение, анализ художественного произведения


48

1
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».


Беседа
1. Рассмотреть прием контраста как средство раскрытия идеи литературного произведения;
2. Развивать умение анализировать художественный текст;
3. Способствовать воспитанию здоровой, психологически зрелой личности.
Ноябрь 2 н.



Тема, проблема, конфликт,
повесть, образ, мотив контраста
Знать содержание изученных произведений, композиционные особенности, жанровое своеобразие
Чтение, анализ художественного произведения


49

1
Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». В.Г.Белинский. «О русской повести и повестях г.Гоголя».

Беседа
1. На основе идейно-художественного анализа помочь ученикам выявить нравственное кредо писателя;
2. Совершенствовать навыки анализа образной системы произведения;


Ноябрь 3 н.


Тема, проблема, конфликт,
повесть, образ
Знать содержание изученных произведений, композиционные особенности, жанровое своеобразие
Чтение, анализ художественного произведения


50

1
К/р, Р/р: Творческая работа по творчеству Н.В. Гоголя.
1. Обобщить и систематизировать знания по творчеству Н.В.Гоголя.
Ноябрь 3 н.




Знать содержание изученных произведений



51

1
Обзор поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Беседа
1. Обзор содержания, история создания поэмы;
Ноябрь 3 н.



Смысл названия поэмы
История создания поэмы, композиция, жанровые особенности
Знать содержание произведений
Уметь пересказывать текст в форме повествования
Повторение изученного о произведении
Видеофрагмент


52

1
В/ч. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Гоголя. В.Г.Белинский. «Письмо к Гоголю».

Беседа
1. Показать способы и приёмы типизации при создании характеров.
Ноябрь 3 н.



Портрет литературного героя, речевая характеристика
сатира
Знать содержание художественного произведения,
уметь давать характеристику героев
Работа в группах
Видеофрагмент


53 54

2
К/р, Р/р: Письменная работа по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Развитие речи
1. Обобщить и систематизировать знания по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Ноябрь 3, 4 н.


Знать сюжет произведения,
уметь анализировать текст Самостоятельная работа, выбор темы, подбор эпиграфов в составлении планов, подбор цитат



РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. РЕАЛИЗМ. (4 ЧАСА)

55-56

2
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы.


Лекция Беседа
1. Дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философ. мысли 80-90-х гг.