Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа 2100». Тема: Предложный падеж имен существительных.

Урок русского языка в 4 классе (1-4) по программе «Школа 2100».

Тема: Предложный падеж имен существительных.

Цель: познакомить учащихся с признаками предложного падежа имен существительных
Задачи:1.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже;
2.развивать орфографическую зоркость, связную речь, обогащать и активировать словарный запас;
3. Воспитывать любовь к природе; повторить правила поведения в общественных местах.
Оборудование: опорные таблицы падежей с вопросами и предлогами, презентация к уроку.
. Ход урока

1 Организационный момент:
Марш на месте не спеша
Как погода хороша!
Не боимся мы мороза
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит вам и нам.

Запись числа и классной работы.

2. Актуализация знаний.

1) Чистописание М М М м м м Ми Мя Мо ам им ям.
2) Тренировка памяти:
-Я продиктую три слова, а вы постарайтесь их запомнить и записать.
Зима, осина, береза
Шапка, пушистый, летит
Декабрь, мороз, коньки
Одежда, пальто, улица
3) Проверка (Слайд 2)
- Назови только словарные слова.
- Какие слова мы можем проверить
4) -Устно придумайте предложения с этими словами, используя как можно больше слов одновременно.
5)Синтаксический разбор предложения.
Запись: Пришла зима с морозами.
- распространите предложения, придумав к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Пришла (холодная) зима с (трескучими) морозами.
-Найдите грамматическую основу предложения.
-Дайте характеристику предложения (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)
6) Отгадай загадку: Гость гостил
Мост мостил
Без топора
Без клиньев (мороз)
-Подберите родственные слова с корнем мороз.
Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить.
-разберите по составу слова заморозки, морозный.
-Я прочитаю предложение, а вы должны назвать слова, близкие по значению к слову мороз.
Синонимы: Подула зима холодом, шлет мороз за морозом.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Антонимы: Противоположные слова: мороз- жара, зной.

- Когда так говорят « мороз по спине пробежал».
-с морозами - делаем морфологический разбор.
Проверь (слайд 3)

Физминутка.

Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес?
Слева елка в сугробе стоит
Справа березка на нас глядит.
Мы шагаем, мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Дышим ровно глубоко

7)Проверка усвоения изученных падежей
- Вы любите зимой играть, кататься, гулять
Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы. Определи падеж существительного.
Гулять (?) по ____________ (Д.п.)
Играть (?) с ____________ (Т.п.)
Катать (?) у ____________ (Р.п.)
Лепить (?) ____________ (В.п.)
Проверка (слайд 4)
- О каком падеже мы не рассказывали? И.п.
- Расскажи об И.п.
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

стихотворение
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне
Чтоб кататься при луне
Я мечтаю о сережках
Я мечтаю о сапожках
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе
Ой, мечтаю я уже.
О Предложном падеже!
Задание: Найди существительные, которые стоят в П.п. Какие вам встретились предлоги?

- Расскажи о падеже по плану:
1.Почему падеж получил такое название?
2. Вопросы падежа.
3. Слово-помощник (думаю, говорю)
4. Предлоги (о, об, в, во, на, при)
(Слайд 5) Примерный план, который составляют дети: научиться ставить имена существительные в предложном падеже;
научиться находить в тексте имена существительные в предложном падеже.

5.Развитие умений, применение знаний.

Работа по учебнику. Упр. № 145 (по вариантам, самостоятельно, с проверкой).
-.Рассказ о падежах:
В каждом языке свое количество падежей. В английском – 2, в немецком – 4, в венгерском – 22. а в одном из кавказских языков - табасаранском насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.

( Загадки о елке и Снегурочке).
1) Просклоняйте слова: 1 в. – елка.
2 в.- снегурочка.
2) Диктант: Найди существительное и определи их падеж.
Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружится хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.
Проверка (Слайд 7)
3) Какой праздник приближается? ( Новый год.)
Все вы пойдете на елку в школу, на работу к родителям. Вспомним правила поведения в общественных местах.
- На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести,
В театре, в трамвае, в читальне, в кино,
Веди себя скромно, прилично, умно.
-Найди существительное в предложном падеже.
Проверка (слайд 8)
7. Обобщение.
- О чем говорили на уроке?
- Что нового узнали?
8. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
9. Домашнее задание. Рисунок « Я мечтаю» (Слайд 9)
Придумай и напиши письмо Деду Морозу. Расскажи ему о своих мечтах. Для этого используй 10 слов в П.п. (можно больше). Если ты правильно составишь послание (письмо), то в новом году хотя бы одна твоя мечта наверняка сбудется!


15