Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК.03.01 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ для студентов специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электриче



Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»



УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по НМР

___________ Л.Н.Дегтеренко
«_____»___________20___г

Рег.№_________


ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

мдк.03.01 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы
для студентов
специальности среднего профессионального образования

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
по программе базовой подготовки

очно-заочной формы обучения












Челябинск, 2016







Допущено методическим советом ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева» в качестве методического издания. Протокол от «___»____________201__г № _____.



Методические рекомендации предназначены для студентов очно-заочного отделения, обучающихся по специальности :
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)



Составитель
Преподаватель Барабошкина Т.С.



Подготовлено на _______________ЦК
(протокол заседания ЦК от «___»______________ 20__ г №__)













Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителями (ем)









Содержание

Пояснительная записка ...4
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов ..5
Перечень заданий и тем для внеаудиторной самостоятельной работы студентов ..7
Характеристика видов внеаудиторной самостоятельной
работы студентов9
Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата ..14
Методические рекомендации по составлению сообщения (доклада) .....22
Методические рекомендации по оформлению компьютерных презентаций ....25
Критерии оценки презентации .. .. ..27
Методические рекомендации по подготовке конспекта ..29
Методические рекомендации по составлению и заполнению таблиц 31
Список используемых источников .32


Пояснительная записка
Методические рекомендации составлены для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Целью данных методических рекомендаций является - содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, когнитивных способностей, готовности и потребности в самообразовании.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению задач учебного и профессионального уровня.
Цель самостоятельной работы студента - научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение к дальнейшему непрерывному повышению своей квалификации.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами ВСРС без участия преподавателей являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание рефератов;
подготовка докладов, сообщений с компьютерными презентациями;
подготовка конспектов
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу устанавливается учебным планом, а перечень тем – рабочей программой учебной дисциплины.
В методических рекомендациях представлен перечень заданий и тем для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Для контроля ВСРС могут быть использованы разнообразные формы, виды, методы и технологии контроля.
Формы: защита творческих работ.
Методы контроля: собеседование.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в следующих видах:
промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;
самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения МДК
промежуточный контроль по МДК в виде экзамена;
Формы ВСРС разнообразны. Они включают в себя:
изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем (Консультант «Плюс»), компьютерной сети "Интернет";
изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
подготовку докладов, сообщений и рефератов;
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка и др.
Критериями оценок результатов внеаудиторной  самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала на уровне учебных компетенций;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;
творческий подход к выполнению самостоятельной работы;
уровень владения устным и письменным общением;
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентом оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы. Текущий контроль ВСРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения междисциплинарного курса, проводится на собеседованиях. Перечень заданий и тем для внеаудиторной самостоятельной работы студентов представлен в таблице 1.











Таблица 1
Перечень заданий и тем для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Наименование разделов и тем
Тема ВСРС
Вид деятельности

Тема 1.1 Основные принципы планирование деятельности организации

«Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм»,.

Доклад с компьютерной презентацией


«Особенности менеджмента в Российской Федерации»,
Сообщение


Самоменеджмент»
Конспект

Тема 1.2 Процесс управления организацией
Руководство: власть и партнёрств».
Реферат


«Организационная структура предприятий»

Доклад с компьютерной презентацией


«Имидж организации»

Сообщение

Тема 1.3 Психология
менеджмента














«Индивидуально - типологические особенности личности: темперамент, акцентуация характера, организаторские способности»

Реферат


«Особенности менеджмента на производстве»

Сообщение


«Инновационный менеджмент»

Сообщение


«Управление информацией в организации»

Доклад






Продолже6ие таблицы 1


«Человеческие ресурсы трудовой деятельности»
Сообщение

Тема 1.4 Полномочия
субъектов управления
«Сущность кадровой политики: понятие, виды, элементы»

Доклад с компьютерной презентацией


«Составление годового плана-графика ремонтов электрооборудования участка»

Доклад с компьютерной презентацией


«Определение профессионального и квалификационного состава рабочих»

Сообщение


«Организация и планирование ремонтов электрооборудования»
Доклад









Характеристика видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Подготовка сообщения.
Информационное сообщение - вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч, максимальное количество баллов – 2.
Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин.
Роль преподавателя:
Определить тему и цель сообщения;
Определить место и сроки подготовки сообщения;
Оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
Рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
Оценить сообщение в контексте занятия.
Роль студента:
Собрать и изучить литературу по теме;
Составить план или графическую структуру сообщения;
Выделить основные понятия;
Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
Оформить текст письменно;
Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:

Актуальность темы;
Соответствие содержания теме;
Глубина проработки материала;
Грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности

2. Написание реферата
Реферат - более объемный, чем сообщение, вид СРС, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент времени на озвучивание сообщения - 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку реферата зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
Выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
Составления плана реферата (порядок изложения материала);
Формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
Выбора литературы (основной и дополнительной);
Изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
Оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
Актуальность темы;
Соответствие содержания теме;
Глубина проработки материала;
Грамотность и полнота использования источников;
Соответствие оформления реферата требованиям.
3. Подготовка доклада
Доклад - вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
Регламент времени на озвучивание доклада - 7-10 мин.
Затраты времени при подготовке доклада зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку доклада– 3 ч (максимальное количество баллов – 5. К докладу по крупной теме могут быть привлечены несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления
Роль преподавателя:
1. Определение темы доклада;
2. Консультирование при затруднениях

Роль студента:
1. Собрать и изучить литературу по теме;
2. Составить план или графическую структуру доклада;
3. Выделить основные понятия;
4. Систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения.
5. Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
6. Оформить текст письменно;
7. Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок
4. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) - вид внеаудиторной СРС по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме . В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения.
Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 ч (максимальное количество баллов – 5).
Регламент времени на озвучивание сообщения - (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий
Роль преподавателя:

1. усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;
консультирование при затруднениях.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.

5. Создание материалов-презентаций - вид СРС по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максимальное количество баллов – 2.
Роль преподавателя:
Помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
Консультировать при затруднениях.
Роль студента:
Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
Установить логическую связь между элементами темы;
Представить характеристику элементов в краткой форме;
Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
Оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:
Соответствие содержания теме;
Правильная структурированность информации;
Наличие логической связи изложенной информации;
Эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
Работа представлена в срок.

Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата

Реферат (от лат. referrer докладывать, сообщать) краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос что содержится в данной публикации (публикациях).
Однако реферат не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Функции реферата:
Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.
Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Структура реферата:
Титульный лист (заполняется по единой форме)
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания .
Этапы работы над рефератом
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
Изложение результатов изучения в виде связного текста;
Устное сообщение по теме реферата.
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги).
Работа с источниками
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания реферата
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста. Общие требования к тексту
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению
Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение
Заключение последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованных источников
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:
- поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,
- в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,
дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.
Об особенностях языкового стиля реферата
Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции: Предметом дальнейшего рассмотрения является
Остановимся прежде на анализе последней.
Эта деятельность может быть определена как
С другой стороны, следует подчеркнуть, что
Это утверждение одновременно предполагает и то, что
При этом должно (может) рассматриваться как
Рассматриваемая форма
Ясно, что
Из вышеприведенного анализа со всей очевидностью следует
Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение
Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:
Не следует писать
Следует писать

Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев
Таким образом, в ряде случаев


Имеющиеся данные показывают, что
По имеющимся данным

Представляет собой
Представляет

Для того чтобы
Чтобы

Сближаются между собой
Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что
Согласно таблице 1.

Критерии оценки реферата
«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта неполностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.
«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 5страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

Методические рекомендации по составлению сообщения (доклада)
Тематика доклада (сообщения) обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Этапы работы над докладом:
1. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
2. Составление списка использованных источников.
3. Обработка и систематизация информации.
4. Разработка плана доклада.
5. Написание доклада.
6. Публичное выступление с результатами исследования.
Структура доклада:
- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);
- список использованных источников.
Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
Рекомендации к оформлению доклада
Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки доклада
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления доклада стандартам.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Критерии оценки доклада (сообщения)
«Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок.
При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно.
При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.
«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

Методические рекомендации по оформлению компьютерных презентаций

Мультимедийные презентации - это сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяют донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, способствующую комплексному восприятию материала, изменяют скорость подачи материала, облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт, исторических или труднодоступных материалов. Кроме того, при использовании анимации и вставок видеофрагментов возможно продемонстрировать динамичные процессы. Преимущество мультимедийных презентаций - проигрывание аудиофайлов, что обеспечивает эффективность восприятия информации: излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.
Подготовка презентации предполагает следующие пошаговые действия:
1. Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.
2. Разработка структуры презентации
3. Создание презентации в Power Point
4. Репетиция доклада с использованием презентации



Рекомендации по оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд рекомендаций к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль
( Соблюдайте единый стиль оформления
( Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой
презентации.
( Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не
должны преобладать над основной информацией (текстом,
иллюстрациями).

Фон
Для фона предпочтительны холодные тона
Холодная цветовая гамма: Это все цвета, содержащие в себе синий, в том числе с примесью красного цвета: фиолетовй, сиреневый, розовый, бордовый, свекольный, сине-зелёная гамма, цвет морской волны, малахитовый, бирюзовый.

Использование цвета
( На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
( Для фона и текста используйте контрастные цвета.
( Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после
использования).
Таблица сочетаемости цветов в приложении.



Звуковое оформление
 

(Не переборщите с громкостью звука, иначе речь будет плохо слышна.
(Для музыкального сопровождения презентации лучше выбирать спокойную инструментальную или классическую музыку. Это не будет отвлекать слушателей от содержания презентации, а только добавит эмоциональности.

Анимационные эффекты
( Используйте возможности компьютерной анимации для
представления информации на слайде.
( Не стоит злоупотреблять различными анимационными
эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания
информации на слайде.

Представление информации:
Содержание информации
 
( Используйте короткие слова и предложения.
( Минимизируйте количество предлогов, наречий,
прилагательных.
( Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице
( Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
( Наиболее важная информация должна располагаться в центре
экрана.
(  Если на слайде располагается картинка, надпись должна
располагаться под ней.

Шрифты
( Для заголовков – не менее 24.
( Для информации не менее 16-18.
( Подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22.

( Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
(  Нежелательно смешивать разные типы шрифтов в одной
презентации.
( Для выделения информации следует использовать жирный
шрифт, курсив или подчеркивание.
(  Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже строчных).
( Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.


Способы выделения информации
( Следует использовать:
рамки; границы, заливку;
штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации
( Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом
информации: люди могут единовременно запомнить не более
трех фактов, выводов, определений.
( Наибольшая эффективность достигается тогда, когда
ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.


Критерии оценки презентации





I. Дизайн и мультимедиа-эффекты
Неудовлетворительно (2)
Удовлетворительно (3)
Хорошо (4)
Отлично (5)


Цвет фона не соответствует цвету текста
Цвет фона плохо соответствует цвету текста
Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть
Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается


Использовано более 5 цветов шрифта
Использовано более 4 цветов шрифта
Использовано 3 цвета шрифта
Использовано 3 цвета шрифта


Каждая страница имеет свой стиль оформления
Некоторые страницы имеют свой стиль оформления
1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего
Все страницы выдержаны в едином стиле



Гиперссылки не выделены
Гиперссылки выделены
Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра
Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра


Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией)
Анимация дозирована

Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна
Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации


Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер
Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер

Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации
Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации


Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик кадр перегружен)
Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой кадр несколько перегружен) информацией
Размер шрифта оптимальный
Размер шрифта оптимальный


Не работают отдельные ссылки
Ссылки работают
Все ссылки работают
Все ссылки работают







II. Содержа
ние
Содержание не является научным
Содержание включает в себя элементы научности
Содержание в целом является научным
Содержание является строго научным


Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту
Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту
Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту
Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации


Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок
Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки
Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют
Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют


Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами
Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами
Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами
Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме


Информация не представляется актуальной и современной
Информация является актуальной и современной
Информация является актуальной и современной
Информация является актуальной и современной


Ключевые слова в тексте не выделены
Ключевые слова в тексте чаще всего выделены
Ключевые слова в тексте выделены
Ключевые слова в тексте выделены


Примечание. По каждому пункту I и II разделов презентация оценивается отдельно. Таким образом, минимальный балл 28, максимальный  70.
Методические рекомендации по подготовке конспекта

Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом, конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта
Форма контроля и критерии оценки
«5» Полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«4» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«3» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.
«2» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

Методические рекомендации по составлению и заполнению таблиц

В процессе работы над докладами, подготовкой сообщений, написанию рефератов, подготовке домашнего задания у студентов возникает необходимость в систематизации информации, установлении смысловой связи между различными терминами и представлении ее в краткой и наглядной форме. Такой формой является сводная таблица.
Таблица (из лат. tabula «доска») способ передачи содержания, заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы помещены в ячейки, каждой из которых сопоставлена пара значений номер строки и номер колонки. Таким образом, устанавливается смысловая связь между элементами, принадлежащими одному столбцу или одной строке.
Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Затраты времени на заполнение таблицы
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Деятельность преподавателя и студента
Роль преподавателя:
- определить тему и цель;
- осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
- изучить информацию по теме;
- выбрать оптимальную форму таблицы;
- информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
- пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценивания таблиц
- соответствие содержания теме;
- логичность структуры таблицы;
- правильный отбор информации;
- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
- соответствие оформления требованиям;
- работа сдана в срок.

Список используемых источников
Основные источники:
Грибов, В.Д. Менеджмент / В.Д. Грибов. – М.: Кронус, 2011. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование).
Кабушкин Н.И.. Основы менеджмента: Учебник – Минск – Новое знание, 2011.
Казначеевская, Г.Б. Менеджмент / Г.Б. Казначеевская. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 152 с. – (Среднее профессиональное образование).
Колесникова Н.Л. Деловое общение / Н.Л. Колесникова. – М.: Флинта, 2009. – 152 с.
Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: Академия, 2010
Наумов, А.И. Менеджмент / А.И. Наумов, О.С. Вихинский. – М.: Магистр, 2010. – 285 с. – (Колледж).
Одинцов, А.А. Менеджмент организации: введение в специальность / А.А.Одинцов. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
Попова, А.А. Менеджмент: Практикум / А.А. Попова. – Ростов на/Д: Феникс, 2010. – 252 с. – (Среднее профессиональное образование).
Сухов, В.Д. Основы менеджмента: учебное пособие для начального профессионального образования. – 3-е издание, стереотипное / В.Д.Сухов, С.В.Сухов, Ю.А.Москвичев. – М.: Академия, 2010. – 192 с.

Дополнительные источники:
Зарецкая, И.И. Основы этики и делового общения / И.И. Зарецкая. – М.: Оникс, 2010. – 224 с.
Канке, А.А. Профессиональная этика и психология делового общения / А.А. Канке, И.П. Кошевая – М.: Форум, 2009. – 304 с. – (Профессиональное образование).
Кашпук, О.Н. Этика и психология делового общения руководителя подчиненного / О.Н. Кашпук. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 220 с.
Кибанов, А.Я. Управление персоналом / А.Я. Кибанов. – М.: Кронус, 2010. – 208 с. – (Среднее профессиональное образование).
Никуленко, Г.Р. Организационное поведение / Г.Р. Никуленко. – Ростов на/Д: Феникс. – 416 с. – (Среднее профессиональное образование).
Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А.Н.Наумова. – М.: Гардарики, 2010. – 288 с.
Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов. – М.: Харвест, 2010. – 912 с.

Интернет – ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE 15


13PAGE 14215




Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 215