Мастер-класс на тему Технология разноуровневого обучения как средство формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной школе

Осенняя сессия «Школа мастеров 2014»
Технология разноуровневого обучения как средство формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной школе
Килякова Антонина Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган
высшей квалификационной категории.

- Доброе утро уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашем лицее. Сегодня мы поговорим о технологии разноуровневого обучения, как средстве формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной школе. (слайд1).
- Прежде чем мы начнём наш разговор, мне бы хотелось предложить вам работу в листе рефлексии( 1 строка). Спасибо.
-Посмотрите, пожалуйста видеофрагмент урока.
(просмотр видео)
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – её дифференцированное обучение.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Разноуровневое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] каждого учащегося.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы.    Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.    
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.
2-ая группа, учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом.
3-я группа, учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Это связано с изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок.
Рассмотрим подходы к разноуровневому обучению  на уроку математики в3-ом классе по теме «Решение задач».  ( Программа Развивающего обучения Л.В.Занкова)
Разноуровневые задания на уроках математики
Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению предметов. Но их использование ни в какой мере не должно вести к расслоению класса по уровню способностей. При дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. У детей появляется уверенность в своих способностях. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.
Разноуровневые задания предполагают:
дифференциацию содержания учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму;
использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся;
- по степени и характеру помощи учащимся;
-по характеру учебных действий
Дифференциация заданий по уровню творчества:
1 уровень
2 уровень
3 уровень

3 + 6
2 + 7
1 + 8
1 + 7
2 + 6
3 + 5
3 + 6
2 + 7
1 + 8
2 + = 9
3 + = 9
4 + = 9
Догадайтесь, по какому правилу составлена таблица, и заполните пустые клеточки

2 + = 9 4 + = 8
3 + = 9 2 + = 8
4 + = 9 7 + = 8
Догадайтесь, по какому правилу составлена таблица, и заполните пустые клеточки
3
2
1
8


4
6




6
7
8
1
2
3


5



1
2
3


5
6
7
1
2
3


5
6
7



7
6
5
4
2



7
6
5
4
2




Разноуровневые задания подбираются таким образом, чтобы были взаимосвязаны друг с другом. Например, творческое задание для 3 уровня содержать и репродуктивную часть, предложенную для выполнения 1 уровня.
Работа над вычислительными приемами, равенствами и неравенствами:
В заданиях на поиск закономерностей 1 уровень помогает разгадать закономерность в заданиях 2 и 3 уровней.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.(слайд 2)
Задания повышающейся (восходящей) трудности:
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Базовое задание

Более трудное задание, чем в 1-ом уровне

Более трудное задание, чем во 2-ом уровне

Например:
Увеличение количества действий в выражении, решении задачи:(слайд 4)
1 уровень
2 уровень
3 уровень

64 : 8
48 : 6
28 : 8 + 3
45 – 7 · 3
64 : 8 · 2
48 : 6 · 3
28 : 2 + 56 : 8
5 · 9 – 7 · 3
64 : 8 · 2 : 4
48 : 6 · 3 : 4
28 : 2 + ( 50 + 6) : 8
( 35 – 30 ) · 9 – 7 · 3


(слайд5)
1 уровень
2 уровень
3 уровень

Решите задачу двумя способами.
Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей по 6 штук в каждой и столько же коробок по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований?
Сравните тексты задач.
Выбери задачу, которую можно решить двумя способами. Запишите оба решения.
а) Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей по 6 штук в каждой и 5 коробок по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований?
б) Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей по 6 штук в каждой и столько же коробок по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований?



Решите оставшуюся задачу.

Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Дифференциация заданий по объёму учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительные. Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся.
Например:
Основное задание:
15 – 7 12 – 6 13 – 8 16 – 9 14 – 9 11 – 8
Дополнительное задание: найдите сумму ответов в каждом столбике.
Дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся.
Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном, а не на содержательном уровне, т.е не предлагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно:
1 уровень
2 уровень
3 уровень

Ориентировочный этап: знакомство с заданием

Исполнительский этап
работа под руководством учителя
самостоятельная работа


работа под руководством учителя
самостоятельная работа


Проверочный этап

Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая.
Виды помощи.
Образец выполнения задания.
Справочный материал (правила, формулы и т.д)
Алгоритмы, памятки, планы, инструкции. (Такой методический приём широко используется в учебниках математике И.И. Аргинской, Н.Б. Истоминой, Е.И. Ивановской)
Дифференциация работы учащихся по характеру учебных действий.
Большинство математических навыков и умений являются по своей сути умственными действиями.
При организации контрольной работы учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий: предметное, перцептивное (т.е. зрительной системы, направленные на съем (считывание) информации не из внешнего мира, как внешние перцептивные действия, а со следа, накопленного сетчаткой, или с визуализированного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), умственное действие. Детям, нуждающимся в выполнении речевых действий, предлагается проговаривать производимые операции: шепотом рассказывать самому себе, как нужно решать пример; объяснить соседу по парте, как нужно рассуждать при работе над текстовой задачей, и т.д.
Например.(слайд3)
Задача: На ветке сидели 5 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
Предметные действия: учащимся на первом уровне предлагается использовать для решения задачи индивидуальный счетный материал.
Перцептивные действия: учащимся на втором уровне предлагается решить задачу с опорой на схематический рисунок.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Умственные действия: учащимся на третьем уровне предлагают решить задачу без использования наглядной опоры, в уме.
При работе над вычислительными приемами предметные действие могут выполнять с опорой, например счетные палочки.
Используют следующие модели, с помощью которых изображаются любые однозначные, двузначные и трёхзначные числа. ( по Л.Г. Петерсону и Н.Б. Истоминой)
Единица: или ·
Десяток


Как показали исследования, при выполнении любого математического задания для осуществления перцептивных действий целесообразно использовать знаково-символические средства, а не обычную наглядность.
(слайды 6-15)
Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках математики может быть самостоятельный выбор заданий, т. е. ученики сами выбирают уровень, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы я столкнулась с тем, что одни ученики переоценивают свои знания, другие наоборот – недооценивают свои силы.  Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.
Практическая работа №1 (слайд 16)
Практическая работа №2 ( предлагается разделить по уровням задания по таблице умножения).
Рефлексия
(см приложение)
Вся наша страна перешла на реализацию Стандартов Второго поколения. Если ранее учитывался предметный результат образования, т.е. уровень подготовки выпускника по предметам, то по новому законодательству главным результатом образования становится не предметный, а личностный рост учащегося, который должен обеспечить выпускнику его успешность в дальнейшей жизни, что означает готовность выпускника обновлять свои знания и умения, его способность к самопроектированию, саморазвитию, формированию самостоятельной жизненной траектории.
Поэтому я считаю, что без индивидуального подхода к ученику, дифференциации обучения невозможно будет решить задачи Стандартов Нового поколения.
По данному направлению я начала работу недавно. На уроках математики использую разноуровневые контрольные работы. Использование разноуровневых контрольных работ позволяет учащимся почувствовать себя уверенно, поверить в свои силы. Повысился интерес к предмету. Урок математики перешёл из разряда нелюбимых в разряд предметов с положительной мотивацией.
Надеюсь повыситься качество обучения учащихся.
Уважаемые коллеги, надеюсь, мастер-класс принес вам какую-нибудь пользу. Прошу вас сделать пометки в листе рефлексии. Желаю успехов, творчества. Спасибо за внимание!

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!

Список литературы
М.В. Беденко. Мастерская учителя. Самостоятельные и контрольные работы по математике. – М: ВАКО. 2008.
М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? Книга для учителя. – М: Просвещение, 1991.
В.В. Давыдов Российская педагогическая энциклопедия. т.1.- М.Просвещение,1993.
Н.Н. Деменёва. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математике. Методическое пособие. – М: Аркти, 2005.
Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырёва. Контрольные работы. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2007.
Б.Т. Лихачев Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
С.П. Макаров Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник, 1994.-№1.- с. 2-10.
Р.С. Немов. Психология. Кн.2. Психология образования. – М: Владос, 2003. – 126 с
И.П. Подласый Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М: «Просвещение»: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
Педагогический вестник . 1994 . - № 8. с.- 8
В. П. Ручкина. Дифференцированные задания по математике для начальных классов. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2002.
И.Ф Харламов. Педагогика. Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.,1990 - 576с.
И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. – М: Гардарики, 2004 – 224 с.

Интернет - ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Стандарты нового поколения
Приложение 1
Лист рефлексии

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Разноуровневоеhttp://ru.wikipedia.org/wiki/ Разноуровневое Заголовок 115