«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3»
Г. Ухты РК, ул. Оплеснина 28, 8(216)763170


Языковой портфель
для обучающихся 2 класса (первый год обучения) изучающих коми язык.


Составитель – Оплеснина Янина Петровна
учитель коми языка МОУ «СОШ №3» г. Ухты
yanina.oplesnina@mail.ru





2014 год

Методические рекомендации для учителя:
Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста – типичное затруднение, встречающееся на пути даже у успешно занимающихся школьников.
С реформой системы образования, введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, возникают новые требования к контролю и самоконтролю обучающихся. Ребенок должен научиться контролировать свое продвижение в учебе, оценивать свой уровень освоения учебного предмета. Такие возможности заложены в Языковом портфеле, который широко используют при обучении иностранным языкам в рамках проекта «Европейский Языковой портфель для России» (ЕЯП). В этой связи становится очевидной проблема:
- отсутствие заложенного в учебный курс обучения коми языку инструмента формирования и развития самоконтроля.
Если предложить обучающимся инструментарий (Языковой Портфель), то ребенок научится контролировать и оценивать свой уровень освоения коми языка. Поэтому в данной работе мы поставили следующую цель разработка языкового портфеля как инструмента развития самоконтроля уровня освоения коми языка обучающегося 2 класса.
Итак Языковой портфель.
Цель языкового портфеля:
Развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы. Умения оценивать результаты своего труда (урока, темы, раздела);
Дать возможность учителю выявить причину затруднений ученика в освоении коми языка, связи с этим произвести коррекцию;
Показать таланты и лучшие работы учащегося.
Функции языкового портфеля:
Самоконтроля и самооценки (учащийся контролирует и оценивает свой уровень освоения коми языка с целью его совершенствования);
Оценки (учитель отслеживает реальный языковой уровень учащегося);
Педагогическая (учитель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося).
Образовательная (позволяет развивать индивидуальные языковые способности учащегося, работать с одаренными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению коми языка вне школы).
Структура языкового портфеля:
Языковой паспорт (где ребенок сам отвечая на предложенные вопросы нацеливает себя к дальнейшей работе в изучении коми языка)
Языковая биография(обучающийся заполняет таблицы, мой родной язык, мои контакты с другими языками, изучение других языков и т.д.)

Мои успехи в изучении коми языка по итогам урока, темы, раздела, лучшие работы, презентации.
Этапы работы с языковым портфелем:
1.Стартовый этап работы учащегося на уроках – это работа по целеполаганию и рефлексивной самооценки, по выявлению индивидуальных приоритетных интересов и потребностей изучающего коми язык. Через создание языкового портфолио учащийся:
включается в определение целей овладения изучаемым языком, отвечает для себя на вопрос, в каких целях, ситуациях ему необходим изучаемый язык;
включается в проектирование конечного результата овладения коми языком, отвечая для себя на вопрос “ Что необходимо конкретно уметь для достижения той или иной цели овладения языком?”;
совместно с учителем, родителями, своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения, соответствующие его интересам и индивидуальному стилю учебной деятельности;
отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком (Что и как получается – не получается);
оценивает свои реальные достижения (Что я уже конкретно умею – мои сочинения, исследования, творческие работы, опыт общения, справочные материалы и т.п.);
оценивает себя, определяет “Я-позицию”.
В этой работе мы представим содержание языкового портфеля данного типа для учащихся начальной школы изучающих коми язык первый год (2 класс).
Основной отличительной особенностью языкового портфеля для учащихся этой возрастной группы является его игровая форма, что способствует повышению уровня мотивации, активизации мыслительной деятельности ученика.
В нашем языковом портфеле для младших школьников:
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Языковой портфель выдается детям на первом уроке, с целью знакомства с ними и выявления умений и навыков по языкознанию. Обучающиеся заполняя его дома знакомятся с темами коми языка и нацеливаются на дальнейшую работу. Самостоятельно контролируют, что они уже знают и что им предстоит узнать.
В конце учебного года к данному материалу обучающиеся возвращаются и вновь заполняют таблицы- что обучающиеся узнали, а что им предстоит повторить для усвоения языкового материала. Такая же работа проводиться с тематическими проверочными работами.
2.Второй этап работы - это работа по целеполаганию и рефлексивной самооценки. Тематические проверочные работы в двух уровнях (базовый, повышенный) на одном листе. Базовый уровень – то, что ребенок обязательно должен знать, повышенный – более глубокие языковые знания. Обучающийся сам выбирает уровень проверочной работы, баллы не снижаются – сам же он контролирует, что он знает хорошо, а что надо еще узнать, чтобы выполнить на повышенном уровне.
















ПРИЛОЖЕНИЕ (разработка языкового портфеля)


Дорогой друг, дона ёрт!
Этот языковой портфель нужен тебе для того, чтобы:
Показать, как ты уже умеешь говорить, читать и писать на коми языке;
Отмечать в нем все, чем ты занимаешься, изучая язык;
Складывать в него свои рисунки, творческие работы, письменные задания, выполненные тобою на коми языке;
Показать его учителю коми языка, если ты перейдешь в другой класс или школу.


1. Внимательно рассмотри рисунки на вкладыше № 1
Например:
2. 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
и фразы-подсказки:
* 1.) медым тцдмавны Коми му – чтобы больше узнать о Республике Коми (РК);






* 2.) медым сёрнитны пцль-пцчкцд либц ёрткцд – чтобы беседовать, общаться с бабушкой, дедушкой либо с другом в соц. сетях, по скайпу;






* 3.)медым лыддьыны коми небцгъяс – чтобы читать книги на коми языке.






2. Подумай, для чего ты изучаешь коми язык -
3. Выбери 5 главных для тебя целей изучения коми языка -
4. Подумай, что тебе необходимо уметь для достижения каждой цели (используй условные обозначения- взрежь нужный и приклей в ячейки).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Ты можешь посоветоваться с учителем и родителями.
5. В таблицу напротив каждой цифры нарисуй условные знаки, обозначающие необходимые тебе умения. Каждый раз ты можешь использовать от 1 до 4 значков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пример: Медым тцдмасьны выль ёртъяскцд (чтобы иметь друзей по переписке).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]







 6. Посчитай, каких значков, обозначающих нужные умения, получилось больше всего.
7. Помести одну (или несколько) наиболее часто встретившихся значков в овал внизу страницы.
Это то, над чем тебе необходимо работать в первую очередь, чтобы достичь твоих целей.
Мый вылын тэныд колц уджавны ( причины для изучения КЯ)
Лыддьыны висьтъяс (читать тексты)

Медым видзцдны телепередачаяс да спектакльяс (кинояс) (чтобы смотреть передачи, спектакли (фильмы) в оригинале)


Медым гцгцрвоны коми сёян-юан вцчанног (чтобы понимать рецепты коми кухни)

Медым ветлыны Коми сиктъясц, грездъясц, каръясц (чтобы путешествовать по РК)


Медым тцдмасьны выль ёртъяскцд (чтобы иметь друзей по переписке)

Медым сьывны либц гцгцрвоны коми шылад (чтобы петь по-коми и понимать слова коми песен)


Медым коми кывйысь дневникын и аттетестатын вцлі бур отметка (чтобы получать хорошие отметки)

Медым бура тцдны Коми Республика (чтобы хорошо знать Республику Коми (РК)


Медым тцдны коми йцзлысь важ олцм (чтобы знать историю РК и читать подленные документы)










I. Давай познакомимся поближе с твоими умениями и навыками в овладении иностранными языками! Определи, что ты умеешь делать по-коми отлично, хорошо и пока не очень хорошо.
1. Для этого внимательно прочти анкету, оцени себя и заполни таблицу “Менам коми кыв тцдцм” (“ Моя языковая биография”).
Mенам чужан (велцдцм) кывъяс
Менам чужан (велцдцм) кыв (мои языки)
Менам чужан кыв(ъяс):Мой (мои) родной(-ые) язык(и)
Менам медводдза велцдцм кыв..:Мой первый иностранный язык
 
Зэв бура (очень хорошо/отлично)
Бура (хорошо)
Неуна (немного)

Ме гцгцрвоа сёрни
Я его понимаю (воспринимаю на слух)
                               
                              
                              

Ме лыддьыся (я на нем хорошо читаю)
                              
                              
                              

Ме сёрнита (я на нем хорошо говорю)
                              
                      
·        
                              

Ме гижа (я на нем хорошо пишу)
                              
                              
                              

Менам мцд велцдцм кыв : Мой второй иностранный язык
 
Зэв бура
бура
неуна

Гцгцрвоа сёрни
                              
                              
                              

лыддьыся
                              
                              
                              

сёрнита
                              
                              
                              

гижа
                              
                              
                              

Менам коймцд велцдцм кыв : Мой третий иностранный язык
 
Зэв бура
бура
неуна

Гцгцрвоа сёрни
                              
                              
                              

лыддьыся
                              
                              
                              

сёрнита
                              
                              
                              

гижа
                              
                              
                              


2. Чтобы узнать свои отношения с коми языком, заполни таблицу “ Кывкцд йитчцм”, внимательно изучив предложенные в ней варианты языковых контактов.
Кывкцд йитчцм (Мои языковые контакты)
Матысса йитчцм (Близкие отношения)
сідз (да)
Абу сідз (нет)

Менам эм коми кывъя рцдвуж/ёртъяс.
У меня есть родственники/друзья говорящие на коми языке.
 
 

Менам эм рцдвуж/ёртъяс, кодъяс велцдлісны коми кыв.
У меня есть родственники/друзья, которые учили коми язык.
 
 

Менам котырын сернитцны коми кывъцн.
У меня дома говорят по- коми.
 
 

Мцдтор (гцгцрвоцд):
другое (уточнить)

 
Ветлцм (Путешествия и пребывание)
сідз (да)
Абу сідз (нет)

Ме ветлі коми кывъя йцз дінц.
Я путешествовал один/несколько раз в населенные пункты РК, где говорят на коми.
 
 

Ме ветлі коми кывъя йцз дінц практикуйтчыны.
Я был на языковой стажировке ( один/несколько)раз.
 
 

Ме олі(ола) коми кывъя йцзкцд.
Я жил (живу) с людьми говорящими на коми.
 
 

Мцдтор (гцгцрвоцд) :
другое (уточнить)

 
Велцдчцм (Учеба)
Сідз (да)
Абу сідз (нет)

Ме неуна велцді коми кыв садйын (школаын)
Я учил очень недолгое время коми язык в саду (в школе).
 
 

Менц неуна велцдіс кодкц рцдвужысь/ёртцй.
Меня учили очень недолгое время родственники/друг.

 
 

Ме ачым неуна заводиті велцдны коми кывсц.
Я сам немного начал учить коми язык.
 
 

Мцдтор (гцгцрвоцд) :

 
Тцдцм, вцчцм (Деятельность)
Сідз (да)
Абу сідз (нет)

Ме тцда коми висьтъяс да мойдъяс.
Я знаю коми рассказы и сказки.
 
 

Ме верма висьтавны коми кывбуръяс.
Я знаю и могу декламировать коми стихи.
 
 

Ме лыддя небцгъяс коми кыв вылын.
Я читаю книги на коми языке.
 
 

Ме лыддя коми кыв вылын газет-журналъяс.
Я читаю, газеты, журналы на коми языке.
 
 

Ме кывза коми сьыланкывъяс.
Я слушаю коми песни.
 
 

Ме сьыла коми кывйцн сьыланкывъяс.
Я пою песни на коми языке.
 
 

Ме видзцда коми спетакльяс, передачаяс.
Я смотрю спектакли, передачи на коми языке.
 
 

Ме верма пусьыны, пцжасьны коми сёян-юан гижцд отсцгцн.
Я готовлю по коми рецептам.
 
 

Ме тшцкыда пырцдча школаса (карса) коми кывъя гажъясц.
Я активный участник всех школьных (городских) мероприятий на коми языке.
 
 

Мцдтор (гцгцрвоцд)

II. Для того, чтобы хорошо знать другой язык, недостаточно изучить грамматику и лексику. Необходимо познакомиться с культурой и историей, с традициями и праздниками, с великими людьми той страны, в которой говорят на этом языке.
Проверим, что ты уже знаешь о Республике Коми. Для этого:
1. Заполни таблицу “Ме цдйц верма шуны” (“Я могу быстро назвать”).
Ме цдйц верма шуны куим : Я могу быстро назвать три:
 
Сідз (да)
Абу сідз (нет)

Кутшцм шыпасъяс содтысьцны коми анбурц – какие буквы добавляются в коми алфавит/отличие коми и русского алфавитов
і, ц
             

Коми нимъяс- коми имена
Цньц, Мелек, Райда
     

Мойдъясысь персонажъяс-
Сказочных персонажей
 Ёма, Яг морт, Васа        
                  

Гижысьясцс- писателей
         
                  

Коми каръяс - коми города
                  
                  

Коми сёян-юан- фирменные коми блюда
                  
                  

Коми паськцм – названия коми национальной одежды



Пармалысь озырлун – богатства коми тайги



Коми спектакль нимъяс (кино) -
Названия коми спектаклей (фильмов)
                  
                  

Коми гажъяс- коми праздники
                  
                  

Коми дцрапас рцмъяс- цвета флага РК
                  
                  

Коми канпас артмцмног - символы герба РК
                  
                  

Сыктывкарса мич-
Достопримечательности Сыктывкара
                  
                  

Ас чужанін мич – достопримечательности родины, места рождения




Ты заполнил таблицу? Молодеч! Теперь дай проверить твою таблицу учителю. Все правильно? Браво! Продолжаем!
Внимание!
Правильно заполнив эту таблицу, ты можешь водрузить на государственный флаг РК на стелу Сыктывкара(на титульном листе).
Для этого:
2. В строке, где все три столбика заполнены правильно, поставь сідз (да). Посчитай ответы “сідз”. Сколько их?
3. Вырежи столько же цветных прямоугольников и “заполни” ими флаг на стеле Сыктывкара.
Каждый ответ “сідз” (да) в таблице дает тебе возможность заполнить (при помощи элементов) один прямоугольник на флаге. Ты можешь использовать любой цвет.
4. У тебя остались не закрашенные прямоугольники? Это хорошо. Теперь ты знаешь, какие сведения о РК ты должен еще получить, чтобы раскрасить весь флаг.





















































































Для этого:
Приходи на уроки (в школу) и получи консультацию специалиста или учителя.
Прочти соответствующую литературу (книги, журналы, альбомы).
Посмотри фильмы и телепередачи по интересующим тебя темам.
Соверши путешествие в Интернет на нужные тебе сайты.
Итак, ты узнал гораздо больше о РК. Помести в свое Портфолио доказательства твоих новых знаний (в картинках, фото, небольших текстах, рисунках и т. п.) и водрузи флаг РК на стелу Сыктывкара.


Проверочные работы.
Выполняя проверочную работы ты, дона ёрт, можешь сам выбрать уровень задания. Если ты выполнил задание из первого столбика, то в самоконтроле ставь +, если из второго столбика, то ++ . Количество плюсиков тебе даст возможность закрасить такое же количество прямоугольников ф лаге РК.

Тема – Сёян-юан.
Базовый уровень
Повышенный уровень
самоконтроль

1. Выпишите из текста названия еды.
1. Выпишите предложения, которые доказывают теплое отношение девочки к своей бабушке.


Муса ыджыд мам дорын.
Машук радейтц гцститны ыджыд мам дорын. Пызан вылын уна сёян. Лцз тасьтiын рысь, пцв вылын черинянь , пу тасьтiын шаньга.
Ыджыд мам вайц чцскыд яя шыд да рис рок.
Нывка радпырысь сёйц шыд да рок, юц йцв. Шуц: «Ыджыд аттьц! Ме тэнц радейта!»


2.Запиши слова в том порядке, в котором они могут быть представлены в коми-русском словаре.

Шыд, рок, нянь, сов, йцв, чери, яй, вый, ырцш, юква.
2. Запиши слова в том порядке, в котором они могут быть представлены в коми-русском словаре.

Шыд, рок, нянь, чай, сов, йов, чери, яй, вый, ырцш, юква, ва, шаньга.


3.Вставь пропущенные буквы в словах. (базовый уровень)
С.ян, ю.н, черин.нь, к.рту.ель, ыр.ш

3.Составь из букв слова. Напиши, что ученики едят в школьной столовой.
О, л, т, е, к; а, а, р, о, м, а, к; и, ч, а; н, н, ь, я; л, к, а, а, б, с.
Что бы ты не стал есть:
ы, с, и, п, ч.



4. Восстанови стишок по картинкам, те слова, которые вспомнишь
4. Восстанови стишок по картинкам.


- , ,
КОР– СЕРА .



Тема- Котыр.
Базовый уровень
Повышенный уровень
самоконтроль

1. Выпишите из текста о ком говорится в тексте? Кто он?
- Кем является ыджыд бать маме?
1.Выпиши предложение, которое доказывает, что дедушка – мастеровой.


Ыджыд бать.

Кодi вцчис меным дадь?
Вцчис меным ыджыд бать.
Ыджыд батьыд – ыджыд бать,
Сiйц менам мамлцн бать.



2. Поздравь маму с Новым годом заполнив пропуски.

Дона ______________(мамук), чолцмала тэнц ______________-цн(Выль во). Сиа кузь нэм да ___________ (мичлун, бур шуд, дзоньвидзалун, муслун..).


2. Прочитай письмо от бабушки и напиши ответ, завершив незаконченные предложения.

Дона Митрук! Тайц гижц тэнад пцч – Наста. Кыдзи олан, велцдчан, мый вцчан прцст кадц? Менам ставыс бур. Ог вись. Картупель пуктiм ас кадц. Виччысям гцститны.
Пцч – Наста. Аддзысьлытцдз.

Дона______________ (пцч Наста).
Аттьц___________(письмцысь).
Ме ола _________(бура, сiдз -тадз, лёка).
Прцст кадц ме_________(ворса, гуляйта, лыддьыся, видзцда телевизор).
Гожцмнас _____________(локта, ог гашкц лок) гцститны.
Тэнад внук –Митрук.



3.Вставь пропущенные буквы в словах.
ч..й
ыыд мам
п..ч
бат..
в..к
кот..р
ы..ыд бать
м
п..ль
3.Используя первую букву, напиши слова по теме.
ч
п
б
в
ы
м





4. Напиши своих членов семьи, начни так:
Менам котырын эм..
4.Ответь на вопрос.
Коді эм тэнад котырын?




Задания в игровой форме позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности и увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, включая их процесс автономного изучения коми языка и контролировать себя.
Второй этап работы с языковым портфелем – это работа по целеполаганию и рефлексивной самооценки, по каждой теме изучаемом во 2 классе (первый год обучения). Все проверочные работы, презентации, выступления, достижения собираются в папку досье (копилка).

Спасибо за сотрудничество, успехов в роботе и изучении коми языка!
Рисунок 1Описание: http://dv-cvet.ru/_fr/0/4766494.jpgРисунок 17Рисунок 1815