Занятие по внеурочной деятельности по предмету Умники и умницы на тему Конкурс знатоков русского языка


Занятие по внеурочной деятельности по предмету «Умники и умницы»
на тему: «Конкурс знатоков русского языка» в 4 классе
Цель: повысить познавательный интерес у учащихся к изучению русского языка
Задачи:
1. Закрепить знания по русскому языку за курс начальной школы.
2. Развивать речь, внимание, воображение, сообразительность, любознательность.
3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Ход занятия
1. Мотивационный
На доске : «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку  (К. Г. Паустовский).
- Почему наше занятие начинается с этих слов К.Паустовского?
- Согласны ли вы с ним? Почему?
2. Целевой
- Сегодня мы будем знатоками русского языка и должны доказать, что мы знаем и любим русский язык.
- Познакомимся с командами.
1 команда «Знайки»
Наш девиз:
И пусть острей будет игра,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2 команда «Дружба»
Наш девиз:
И, соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, И наша дружба крепнет с ней. 
3. Практический
1 задание «Разминка» «Русский язык в стихах»
А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно... (орфограммы)
 
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —... (безударная)
 
С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Названье... («вопросительные»)
 
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется... (глагол)
 
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось
снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... (грамматическую основу)
 
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —... (восклицательный)
 
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —... (диалог)
 
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
 
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет.
(Твердый и мягкий знаки)
 
Слова объяснение
Словарь зовет... («значение»)
 
Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют? (Род)
 
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так:... (служебные)
 
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется... (красной строкой)
 
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда... (запятою)
 
Если текст вдруг незаконченный,
Вместо точки стоит... (многоточие)
 
Конфета в вазе была одна.
Мама насыпала, стало полно.
Ответьте же мне на вопрос, детвора,
Что у конфет изменилось? (число)
 
Если первое — «Я», «Мы»,
Если третье — «Он», «Они»,
А второе если, значит,
«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)
 
«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это... (падежи)
 
Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал... (заголовок)
 
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... (фразеологизмом)
 
2 задание «Говорю – пишу»
Выпишите слова, в которых написание полностью совпадает с произношением.
Игры, рукав, солнце, ошибка, живот, клён, лапти, храброго, заяц, лавр.
3 задание «Поставь ударение»
Выберите из следующих слов:
1 команда - слова с ударным гласным звуком в первом слоге;
2 команда - слова с ударенным гласным звуком в последнем слоге.
Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, процент, равенство, крутой, расцветать.4 задание «Составь новое слово»
Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.
теплица - … , тьма - … , товар - … , халва - … , кобура - … , шпала - … , кулон - …
5 задание «Загадочные синонимы-рифмы»
Подбери синонимы
Шум – грохот,Смех – ... (хохот).Хвала – одобрение,Удача –- ... (везение).Здесь – тут,Работа – ... (труд).Силач – атлет,Тайна – ... (секрет).Отчий – родной,Жара – ... (зной).Внезапно – вдруг,Товарищ – ... (друг).Идти – шагать,Плясать – ... (танцевать).Верный – надёжный,Трудный – ... (сложный).Волшебник – маг,Знамя – ... (флаг).
6 задание «Блиц-опрос»
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит. (Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет)
2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с? (Т. п.)3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.
5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры? (Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров)
6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе. 7. Есть ли в русском языке приставка «з»?
8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.
9. Является ли местоимение частью речи?
4.Контрольно-оценочный
Молодцы! Вы – настоящие знатоки русского языка. В данном же конкурсе победила команда «…» со счётом… Пожмите руки, поздравив победителей
(награждение команд).
5. Рефлексия
- Кому было интересно на занятии?
- Кто захотел еще глубже изучить русский язык?