Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК Школа России) в соответствии с ФГОС ( 2 класс)


Пояснительная записка
Класс: 2А
Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна
Количество часов: всего – 34 ч.; в неделю – 1 ч.
Контроль знаний:
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.
Учебник: Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Общая характеристика учебного предмета
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство во 2-ом классе отводится 34 часа ( 1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
В ценностно - эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Содержание учебного предмета
Искусство и ты
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11 ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Материально-техническое обеспечение
1.Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 2 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
2.Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
Календарно-тематическое планирование
№ ур. Тема урока Дата Виды учебной деятельности Контроль знаний
Как и чем работает художник?
1 Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. «Цветы» ( гуашь). Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска».
Овладевать первичными живописными навыками.
Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. 2 Белая и чёрная краски. «Природные стихии» (гуашь). Учиться сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий. 3 «Осенний лес» (пастель, цветные мелки, акварель, их выразительные возможности). Расширять знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.
Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше).
Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. 4 Выразительные возможности аппликации. Панно «Опавшие листья» Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. 5 Выразительные возможности графических материалов. «Зимний лес» ( графика по впечатлениям и памяти) Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа.
Осваивать приёмы работы графическими материалами.
Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Изображать, используя графические материалы, зимний лес. 6 Выразительные возможности материалов для работы в объёме. «Животные родного края» (пластилин). Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приёмами работы с пластилином.
Создавать объёмное изображение животного с передачей характера. 7 Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка» (конструирование из бумаги). Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы.
Овладевать приёмами работы с бумагой.
Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. 8 Неожиданные материалы. «Ночной праздничный город» (смешанные техники). Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.
Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.
Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. Реальность и фантазия
9 Изображение и реальность. «Любимое животное» (гуашь, тушь). Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.
Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.
Передавать в изображении характер выбранного животного.
Закреплять навыки работы от общего к частному. 10 Изображение и фантазия. «Фантастическое животное» (гуашь). Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
Придумывать выразительные фантастические образы животных.
Изображать сказочные существа путём соединения элементов разных животных и растений.
Развивать навыки работы гуашью. 11 Украшение и реальность. «Природа умеет себя украшать» (мел, тушь, гуашь). Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.
Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).
Развивать навыки работы тушью, пером, углём, мелом. 12 Украшение и фантазия. «Кружевные узоры» (тушь, фломастеры). Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде.
Осваивать приёмы создания орнамента.
Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книги и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. 13 Постройка и реальность. «Подводный мир» (конструирование из бумаги). Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.
Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).
Конструировать из бумаги формы подводного мира.
Участвовать в создании коллективной работы. 14 Постройка и фантазия. «Фантастический город» (конструирование из бумаги). Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.
Осваивать приёмы работы с бумагой.
Придумывать разнообразные конструкции.
Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
Участвовать в создании коллективной работы. 15 Взаимодействие трёх видов деятельности – изображения, украшения и постройки. «Ёлочные игрушки» (конструирование и украшение). Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство).
Конструировать и украшать ёлочные украшения.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. О чём говорит искусство?
16 Изображение природы в различных состояниях. «Какое ты, море?» (гуашь). Наблюдать природу в различных состояниях.
Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
Развивать колористические навыки работы гуашью. 17 Изображение характера животных (гуашь). Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Развивать навыки работы гуашью. 18 Изображение характера человека: женский образ. «Сказочные женские образы» (гуашь, пастель, мелки). Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. 19 Изображение характера человека: мужской образ. «Добрый и злой сказочный герой» (гуашь, пастель, мелки). Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное состояние человека.
Создавать живописными материалами контрастные образы доброго или злого героя. 20 Образ человека в скульптуре. «Сказочный герой» (пластилин). Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре ( дерево, камень, металл и др.).
Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.
Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).
Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером. 21 Человек и его украшения. «Богатырские доспехи», «Кокошник» (гуашь). Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев. 22 О чём говорят украшения. «Сказочный флот» (коллективное панно). Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. 23 Образ здания. «Сказочные постройки» (гуашь). Учиться видеть художественный образ в архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.
Приобретать опыт творческой работы 24 Изображение, украшение и постройка – выражение мыслей, чувств и настроений человека. Выставка творческих работ. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. Как говорит искусство
25
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. «Перо Жар-птицы» (гуашь). Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь составлять тёплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (у сказочная жар-птица и т.п.). 26 Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. «Вечерний костёр» (гуашь). Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь составлять тёплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером и т.п.). 27
Тихие и звонкие цвета. «Весенняя земля» (гуашь). Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета.
Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.
Изображать борьбу тихого и звонкого цветов.
Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
Закреплять умение работать кистью. 28 Тихие и звонкие цвета. «Солнечный город», «Царство Снежной королевы» (гуашь). Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета.
Изображать борьбу тихого и звонкого цветов.
Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
Закреплять умение работать кистью. 29 Что такое ритм линий? «Весенние ручьи» (пастель, цветные мелки). Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Получать представление об эмоциональной выразительности линий.
Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные.
Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. 30 Характер линий. «Ветки деревьев» (гуашь, тушь). Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.
Осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ.
Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением. 31 Ритм пятен. Обрывная аппликация «Летящие птицы». Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм.
Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. 32 Пропорции выражают характер. Конструирование (лепка) птиц с разными пропорциями. Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое пропорции.
Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. 33 Ритм линий и пятен, цвет пропорции – средства выразительности. Коллективное панно «Весна. Шум птиц». Повторять и закреплять полученные знания и умения.
Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую работу «Весна. Шум птиц».
Сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, выполнять работу в границах заданной роли. 34 Итоговая контрольная работа. К. р.