Презентация к докладу на пед. совете Метод проектов в начальной школе


меТод проектовв начальной школе Проект– специальное задание, которое имеет цель и определённый исход.  (Дж. Дьюи)- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем)  (А.В.Горячев)– способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом.  (И.Д.Чечель) «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельностьспособствует формированию следующих компетенций Типология проектов Разработка проектаI этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)II этап: Сбор и обработка информацииIII этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:актуальность и важность данной проблемы;анализ разнообразной информации;программа действий;разработка варианта реализации своей программы.IV этап: Реализация плана действий (проекта)V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)представляют проект на конференцииоформляют портфолиоготовят стендовую защитуразрабатывают электронную презентацию и т.д.VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). Урок в режиме проектного обученияЭтапы работы методом проектов:Мотивационный:учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;2. Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); Этапы работы методом проектов:3. Информационно-операционный:ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником; 4. Рефлексивно-оценочный: ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности. Изучив научные основы проектно-исследовательской деятельности, целью которой является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся, можно рассмотреть специфику этой деятельности на разных уроках, так как в начальной школе темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близко к ним.Для развития творческого мышления и самостоятельности младших школьников через проектную деятельность можно использовать возможности УМК “Школа России”. Организация проектной деятельности на уроках русского языка поддерживает интерес к изучаемому материалу, к самостоятельной учебно-практической деятельности,способствует включению младших школьников в активный познавательный процесс. Рубрика “Наши проекты” предлагает второклассникам следующие темы: “И в шутку и всерьёз”, “Пишем письмо”, “Рифмы”, “В словари – за частями речи”. Новизна опыта состоит в адаптации проектной, исследовательской, проблемно-диалогической технологии в начальном образовании. Эффективность педагогического опыта подтверждается повышением учебной мотивации, снижением тревожности у младших школьников, способностью обучающихся к переносу полученных знаний в принципиально новые условия.Трудоёмкость представленного опыта заключается в расширении учебных занятий с выходом за пределы урочного времени, привлечении родителей как субъектов образовательного процесса. Вывод: Таким образом, проектная деятельность помогает повысить степень самостоятельности,инициативности учащихся их познавательной мотивированности; способствует развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.