Выступление на тему: Дети с ограниченными возможностями здоровья


Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы детей в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и общении. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ему найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. 
Интернет – технологии дают возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья это открывает путь в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество, а возможно, и определить свое будущее. Учитель в данном случае становится проводником в мир широких возможностей, предоставляемых дистанционным образованием.В 2012 году мы вошли в программу «Дистанционное обучение детей-инвалидов» и у нас накопился определенный опыт работы по этому направлению.
Наша цель создание безбарьерной среды для общения и обучения детей с ограниченными возможностями, обеспечение условий для их успешной социализации и общения со сверстниками.
Главная проблема ребенка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов, недоступности ряда культурных ценностей.
Учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья основан на интеграции очного и дистанционного обучения. Обучение детей-инвалидов осуществлялось по индивидуальным образовательным программам и индивидуальным учебным планам, разработанным в соответствии с рекомендациями врача и городской психолого-медико-педагогической комиссии, согласованным с родителями ребенка.
При проведении дистанционных занятий использовались такие формы работы с детьми как:
- Skype-занятия (очно-дистанционные) – учебные занятия, осуществляемые с использованием технологии Skype;
- web-занятия (дистанционные) – дистанционные уроки, лабораторные занятия, практикумы и пр. занятия, на которых учащиеся самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания и прикрепляют к форумам, педагог потом их проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию;
- очные занятия – занятия, проводимые в традиционной форме при личном контакте с учащимся с применением дистанционных технологий.
Достигнутые результаты:
И сейчас, спустя 3 года, можно сказать, что дети с ограниченными возможностями здоровья, ставшие участниками проекта, больше не чувствуют оторванности от современности, они нашли оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Повысили информационную компетентность, сформировались новые пути познания мира, расширили круг общения. Ребята участвуют в конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места, так же вовлекаются во внеурочную деятельность. И именно это является главным достижением проекта.
В этом году мы доработали свой проект, включили в него работу по развитию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, и направили для участия в номинации «Доброе сердце».
Перспективы на будущее.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по созданию безбарьерной среды. Не ограничиваться учебной, развивать проектную деятельность различной направленности (краеведческой, патриотической и др.), проводить регулярные внеурочные мероприятия, привлекать учащихся школы к участию во внеклассных мероприятиях (конкурсы, праздники, ярмарки достижений учащихся, интеллектуальные игры, тренинги и др.), способствовать повышению их самооценки, коммуникабельности, раскрытию новых возможностей, порой неожиданных для самих детей и их преподавателей.
Работа по всем этим направлениям позволит создать в нашей школе развитую систему дистанционного обучения, что позволит существенно повысить качество и доступность образования .