Урок по окружающему миру на тему Вода — растворитель (3 класс)


Ростовская область, Тарасовский район, п. ДеркулМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Деркульская основная общеобразовательная школа

Тема: Вода-растворитель
Учитель: Ушакова Татьяна Александровна
2015-2016 учебный год
Тема: «Вода-растворитель».
Цель урок: пополнить знания о том, что вода – самое распространенное в природе вещество; создать условия для определения учащимися свойства воды – растворитель.
Задачи урока
образовательные:
-выявить знания учащихся о свойствах воды;
- формировать исследовательские умения в практической деятельности
-закрепить знания детей о «растворимости» воды
формировать исследовательские умения в практической деятельности;.воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к уроку;
развивающие:
- развивать привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Развитие познавательных УУД
-научаться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, используя справочные материалы учебника.
- расширять свои представления о свойствах воды;
Развитие коммуникативных УУД
-научаться договариваться и приходить к общему решению.
- активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
Развитие регулятивных УУД
- учиться понимать цель выполняемых действий, получат возможность ставить конкретную учебную задачу в коллективном диалоге
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.
Тип урока: комбинированный
Формы и методы обучения: словесные; диалог; беседа; игровые; частично – поисковые; проблемные; наглядные; работа в парах, группах; иследовательские; практическая работаОсновные термины и понятия: Вода – растворитель;текучая.
Организация пространства: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа,иследовательская работа.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: распозновать растворимые и нерастворимые вещества в воде.
Получат возможность научиться: проводить опыты с водой
Образовательные ресурсы: учебник, карточки; Соль, вишнёвый сок, сода, глина, мел. Вода.
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока Цель этапа Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся Какие УУД формируются на каждом этапе
1. Организационный момент. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
- Садитесь, пожалуйста
Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.
Ученики хором –Да
Улыбнулись друг другу Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные
-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.
2. Проверка домашнего задания Проверить готовность к уроку Работа по карточкам Дети отвечают на вопросы в карточках.
Самопроверка 2.
Постановка темы и целей. Мотивация
к учебной деятельности, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без …
Постановка темы и целей.
(Воды) СЛАЙД№1
Дети самостоятельно определяют тему и цели урока Регулятивные: умение определять и формулировать цель
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные: умение донести свою позицию до других, владея приемами диалогической и монологической речи.3.
Актуализация знаний Повторение материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруд-нений в инди-видуальной деятельности учащихся. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?
Почему Антуан де Сент-Экзюпери французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? Жизнь зародилась в воде. Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.  Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.
Дети работают с карточками, выбирая свойства воды:
не имеет формы
имеет форму
бесцветна
белая
прозрачная
текучая
упругая
без запаха
без вкуса
растворитель
горюча
Личностные
- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Регулятивные
-уметь высказывать своё предположение.
выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные
-участие в коллективном обсуждении проблемы;
-умение оформлять свои мысли в устной форме.
4. Физминутка для глаз Предупредить зрительное утомление школьников СЛАЙД 2 Дети следят за капелькой воды 5. Изучение нового материала Организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Представьте, что вы ученые и перед вами стоит важная цель. Назовите ее.
1.Задание
Отгадать загадку.
Подкрашена вода и с ягодами она. (Вишнёвый сок)
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ... (мелом)
Есть у соли сестра. Она
Изжогу вылечить должна.
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я: ... (Сода)
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина).
Эти предметы и будут вам помогать в исследовании.
2.Задание проделать опыт( с вишневым соком, солью,мелом,содой,глиной).
Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, демонстрируйте результат.
Соль растворяется в воде.
Сода растворяется в воде.
Сок растворяется в воде.
Мел, глина не растворились в воде.
Учащиеся представляют, что они ученые
Отгадывают загадки
Учащиеся добаляют в теплую воду вишневый сок, соль, мел, соду и глину.
Делают вывод о растворимости веществ в воде Познавательные
самостоятельное создание способов решения проблемных задач.
Коммуникативные
-умение оформлять свои мысли в устной форме.

6. Первичное закрепление Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы Итак, вы узнали новое свойство воды.
Учебник стр.28-29
Ответить на вопросы (работа в парах)
Дети читают материал по учебнику
Учащиеся друг другу задают вопросы и отвечают на них
Регулятивные
-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией
7. Физкультминутка Снятие мышечного напряжения Танцевальная физминуткаВыполняется под музыку. 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. Работа в тетради на печатной основе.
Выполнить задание. Сверить ответы с доской. Личностные:
-самоанализ и самоконтроль результата
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности Вспомните вопрос, который стоял пред вами.
(Вода – растворитель?)
- Как вы сейчас ответите на него?
Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание.
Учебник стр 28-30.
Учащиеся оценивают свою работу с помощью звезд Личностные УУД Ориентация на понимание причин личной успешности/не успешности в освоении материала; умение признавать собственные ошибки
Регулятивные УУД Удерживать цель учебной деятельности
1.Перечислите свойства воды.
Свойства воды
1.
2.
3.
4.
5
2.Чем отличается чай от воды?
1.Перечислите свойства воды.
Свойства воды
1.
2.
3.
4.
5
2.Чем отличается чай от воды?
1.Перечислите свойства воды.
Свойства воды
1.
2.
3.
4.
5
2.Чем отличается чай от воды?
1.Перечислите свойства воды.
Свойства воды
1.
2.
3.
4.
5
2.Чем отличается чай от воды?
1.Перечислите свойства воды.
Свойства воды
1.
2.
3.
4.
5
2.Чем отличается чай от воды?
Задание №1
Отгадай загадку. Подкрашена вода и с ягодами она
Задание№1
Отгадай загадку. Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна Задание №1
Отгадай загадку.
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ...
Задание №1
Отгадай загадку. Есть у соли сестра. Она
Изжогу вылечить должна.
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я: ... Задание №1
Отгадай загадку. Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
не имеет формы
имеет форму
бесцветна
белая
прозрачная
текучая
упругая
без запаха
без вкуса
растворитель
горюча