Сценарий детской интеллектуальной игры Что? Где? Когда?








Сценарий интеллектуальной
детской игры
«Что? Где? Когда?»


Пояснительная записка.

Интеллектуальная игра занимает в практике обучения достойное место, так как, в отличие от многих традиционных приемов, больше ориентирована на формирование значимых качеств личности.
Интеллектуальные игры как исторически обусловленное общественное явление с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и воспитательный, развивающий. Игра обучала навыкам социального поведения, развивала многие социально-значимые навыки человека.
В более поздние времена многие отечественные  психологи и педагоги (А.П. Аникева, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин), выражая передовые идеи в области воспитания, в том числе, и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.
Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена, произнесенные им в начале 20 века: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещенным. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса». Культура игровой деятельности, в том числе и интеллектуальной, должна стать сегодня предметом пристального интереса педагогов-практиков.
Одной из эффективных форм приобщения обучающихся к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой  деятельности являются интеллектуальные игры.
В учреждении дополнительного образования МБУ ДО «Центр внешкольной работы Промышленной района г. Ставрополя» уже стало доброй традицией проведение интеллектуальных детских игр «Что? Где? Когда?». Именно игровая форма работы позволяют педагогу последовательно и целенаправленно  управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с все более возрастающим потоком информации. Дополнительное образование создаёт для этого необходимые условия.
В процессе проведения интеллектуальных игр складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игр как деятельность самостоятельная, добровольная и творческая.
Уровень коммуникативной, интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка в зависимости от возраста детей.
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности ребенка является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит  самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Для детей очень важно почувствовать себя взрослыми, им важен приобретаемый статус в мире взрослых, важен социальный опыт, ставящий их, условно говоря, на одну ступеньку с состоявшимися в интеллектуальном отношении людьми. Детям важна также практическая значимость их деятельности. 
П.П. Блонский называет игру “великой учительницей ребенка”, естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой ребенок, “упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни”. Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия.
Принципы, используемые применительно к методике проведения интеллектуальных игр как средства познания окружающего мира и развития интеллектуальных и коммуникативных способностей детей:
Принцип индивидуального подбора интеллектуальных игр с учетом возрастных особенностей ребенка.
Принцип креативности – творческий характер всей деятельности – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя; 
Принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности; 
Принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции; 
Принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социо-культурной среде, не противоречащей природе ребёнка; 
Принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно – образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельность педагогов;  
Принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;
принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность каждой ступени как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы центра развития.
В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Главная цель интеллектуальной игры - научиться нестандартно мыслить, развить своё упорство и сообразительность, пополнить свой багаж знаний.
Проведение интеллектуальных игр способствует формированию у обучающихся инициативности, активности, заинтересованности в результатах деятельности, и, что немаловажно, единства содержания интеллектуального и социально-нравственного развития ребенка.
Немаловажно отметить, что у детей во время игр происходит межструктурное и межвозрастное общение, что способствует коммуникации и сплочению ребят, обучающихся в разных объединениях, клубах Центра внешкольной работы.
Новизна интеллектуальной детской игры «Что? Где? Когда?» заключается в том, что она может использоваться как форма работы педагога-организатора с обучающимися и как компонент дополнительной образовательной программы Квест-патриот. В этом проявляется ее вариативность.
Опыт работы показывает, что сочетание игрового и развивающего методов в интеллектуальной игре, а также использование на разных площадках (в комнатах школьника, школе, различных объединениях) приводят к необходимым положительным результатам. Обучающиеся приобретают: - умение работать в коллективе над решением предложенной интеллектуальной задачей;  - знание начальных теоретических основ решения интеллектуальных задач;  - устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности.
В нашем сложном мире очень важно, по справедливым словам Теодора Рузвельта, «делать что можешь, с помощью того, что имеешь и там, где находишься». Эти слова наиболее полно, интегрировано отражают цели, задачи интеллектуальных игр с ребятами.















ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении интеллектуальной игры
«Что? Где? Когда?», посвященной летнему отдыху
I. Цели и задачи
Организация летнего досуга.
Расширение знаний и общего кругозора детей.
Развитие у детей навыков работы в команде, умение приходить к общему решению, умение слушать друг друга.
Развитие коммуникативных навыков.
II. Организаторы

Организатором интеллектуальной игры является педагог-организатор структурного подразделения «Перекресток» Умрихина А. Г. МБУ ДО «Центр внешкольной работы Промышленного района г. Ставрополя».
Ш. Оборудование
Игровой стол, игровой круг, вопросы в конвертах для каждого сектора, чёрный ящик, компас, оформление помещения, компьютер. 
IV Место и время проведения игры
Место проведения: Комната школьника «Орленок» ул. Серова, 4/2
Время проведения: 2 июля 2015 года, 15.00-16.00.

V. Участники
Участниками игры являются обучающиеся комнаты школьника «Орленок». Возраст участников - 10-14 лет. Количественный состав команды 6 человек (знатоки) и команда болельщиков (5-10 человек).
Команда должна иметь название, девиз, эмблему или отличительный атрибут.
VI. Порядок организации и проведения игры

15.00-15.15 – отборочный этап для формирования команды участников знатоков.
– торжественное представление команды (название, девиз),
– объяснение правил игры.
15.15-15.45 – проведение игры.
Знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Вопросы для знатоков готовят педагоги. 13 вопрос – БЛИЦ. В этом конверте целых 2 вопроса, на которые должны быстро ответить знатоки. Если знатоки не ответят – очко присуждается команде педагогов. 1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей. В заключении подсчитывается общее количество баллов. 15.45-16.00 – подведение итогов и награждение

VI I. Подведение итогов и награждение

По итогам проведения игры команда знатоков награждаются памятными призами участников и дипломом участия Центра.





Сценарий интеллектуальной детской игры
«Что? Где? Когда?»

Ведущий.: «Здравствуйте уважаемые гости!» (музыка)
Мы рады приветствовать вас в нашем элитном клубе «Что? Где? Когда?»!
Сегодня присутствуют наши почетные гости – это мэтры клуба, которые будут следить за ходом игры. Разрешите представить многоуважаемое жюри, которое будет судить нашу игру .
Вед.: Сегодня против команды педагогов играет команда знатоков. Уважаемые члены клуба и зрители! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока. В клуб приглашаются наши знатоки! (МУЗЫКА) Вед.: А теперь я познакомлю вас с правилами игры! Вы видите на столе 13 конвертов с номерами, в них вопросы. Для начала команда знатоков раскручивает волчек. Номер соответствует номеру конверта. Знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. 13 вопрос – БЛИЦ. В этом конверте целых 2 вопроса, на которые должны быстро ответить знатоки. Вопросы для знатоков готовили педагоги. Если команда знатоков не ответит – очко присуждается команде педагогов. Время на обсуждение дается 1 минута.1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей. Итак, мы начинаем игру! ГОНГ
Вопросы игры
Вопрос 1. Всем известно, что экология-это наука о защите окружающей среды. Слово «экология»- древнегреческое и состоит из двух корней: «экос» и «логос». «Логос» в переводе с древнегреческого обозначает – учение, а что в переводе с древнегреческого обозначает корень «экос»?  Верный ответ: «экос»- жилище, дом.  Вопрос 2. Какое животное изображено на эмблеме всемирного фонда защиты дикой природы (WWF)? Верный ответ: Панда. Логотип с изображение панды символизирует стремление защитить исчезающие виды животных. Вопрос 3. Самая известная организация защиты окружающей среды называется Гринпис (Greenpeace). Как ее название звучит в переводе на русский язык? Верный ответ: «Зеленый мир». Вопрос 4.  Недалеко от Ставрополя находится уникальная гора, высота которой 831 м, ее название переводится как «гора ветров». Назовите ее. Верный ответ: гора Стрижамент.
Вопрос 5.
Этот цветок имеет мужское и женское имена одновременно.
Правильный ответ: Иван-да-марья. Вопрос 6. Что это за трава, которую и слепые узнают?
Правильный ответ: Крапива.
Вопрос 7.
Какое топливо добывают на болоте?
Правильный ответ: Торф.
Вопрос 8.
Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневное время.
Правильный ответ: Солнце.
Вопрос 9.
Эта птица быстрее всех летает, до 140 км/ч
Правильный ответ: Стриж.
Вопрос 10.
У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов?
Правильный ответ: у водорослей.
Вопрос 11.
Назовите дерево и цветок, являющиеся символами России
Правильный ответ: береза и ромашка.
Вопрос 12.
След какого хищного зверя похож на след человека?
Правильный ответ: медведь.
Вопрос 13.
Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, разжигать костры?
Правильный ответ: шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляет бросать гнезда.







ПРИЛОЖЕНИЕ
Заявка
участников интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Название (комнаты школьника )

Название команды

Девиз: ________________________________________________________


Капитан команды

Члены команды:

№п/п
Фамилия, имя
Возраст
Примечание



















































ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ
(участники команды знатоков)

№п/п
Фамилия, имя
Возраст
Примечание









































































 
·
·
·
·
·
·