Пути воспитания гражданственности при изучении русского языка и литературы в основном общеобразовательном учреждении


МБОУ «Нижнеошминская СОШ»
Мамадышского муниципального района РТ
Пути воспитания гражданственности при изучении русского языка и литературы в основном общеобразовательном учреждении
Работу выполнила учитель
русского языка и литературы
Садриева Н.Р.
2015г.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: «чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое». В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, русскому языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Успех воспитания обеспечивается прежде всего содержанием, его идейной направленностью, научной достоверностью и доступностью для учащихся.Сила и эффективность воздействия на сознание и чувства учащихся значительно увеличивается, если учитель, излагая новые знания, вместе с детьми делает "открытие”, ставит перед ними вопросы, требующие сопоставления событий, фактов, исторических личностей и литературных героев, нравственных оценок их поведения. Огромную роль также имеет связь преподаваемого материала с жизнью, характер отношений в коллективе школьников, а также стиль отношений между учителем и учениками, личность учителя (гражданско-патриотические убеждения и идеалы, высокие моральные качества).
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:
Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
Для решения целей воспитания гражданственности на уроках литературы используются
проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;
уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;
урок защиты реферата;
уроки-путешествия
уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;
приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта журнала, компьютерной презентации, дающие возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленные на достижение "благородной цели": наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика.
На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику, беседу,  дискуссию, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения, просмотр видеофильмов, заочные экскурсии.
Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках следующих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определяет его успех.
Во внеурочной деятельности по предмету широко используются исследовательская и проектная деятельность, в ходе которой у детей формируется «желание открывать, делать, побеждать»
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию может проводиться в  различных формах  с детьми и родителями: экскурсии в школьный и краеведческие музеи,  вечера памяти,  встречи с ветеранами войны,  праздники, игры, выпуск стенгазет, конкурсы рисунков, стихов,  викторины, КВН.
Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.