Урок — творческая мастерская «…вся красота – только луч того солнца, чьё имя — Россия». (внеклассное чтение в 8 классепо поэме Дмитрия Кедрина «Зодчие»)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7


литература

Урок - творческая мастерская

«вся красота – только луч того солнца,
чьё имя - Россия».
(внеклассное чтение в 8 классе
по поэме Дмитрия Кедрина « Зодчие»)







Учитель
Школьникова
Татьяна Александровна



г . Ивантеевка
Московская область


Тема «вся красота – только луч того солнца,
чьё имя - Россия».

Цель дать представление и о личности и творчестве Д.Б. Кедрина
познакомить текстуально с поэмой «Зодчие»
выявить авторскую позицию
развивать у учащихся умение анализировать мысли и чувства
формировать уважительное отношение к истории культуре России, чувство патриотизма, гордость за русский народ, уважение к народу –труженику, создателю красоты

Оборудование :
Выставка книг Д.Б.Кедрина
Тексты поэмы «Зодчие»
Справочники по литературе
Заготовка для практической работы
Презентация о Кедрине и о соборе Василия Блаженного
Фонограммы песен на стихи Д. Кедрина, звон колоколов

Технология творческая мастерская

Виды работ индивидуальная, групповая

Индукция: звучит песня «Видно, правда скоро сбудется» на стихи Д.Б.Кедрина в исполнении А.Лазарева

Учитель: песней «Видно, правда скоро сбудется» на стихи Д.Б.Кедрина в исполнении А.Лазарева мы начинаем наш урок- творческую мастерскую. Его тема звучит так«вся красота – только луч того солнца,
чьё имя - Россия». (запись темы)
ВОПРОС: В чем красота России? Её тайна, загадка, сила? С ответом не торопитесь, поразмышляйте, в конце урока мы вернемся к нему.
Сегодня мы познакомимся поэмой «Зодчие», узнаем некоторые факты биографии Дмитрия Борисовича Кедрина, сравним образ в литературе и архитектуре, продолжим работу над выразительным чтением, над литературоведческим анализом текста.
Из рассказа одноклассникавы получите представление о личности и творчестве Д.Б. Кедрина Наш урок предполагает не пассивное слушание, а активную деятельность. по ходу рассказа делайте записи, наброски о поэте, а презентация даст вам возможность проверить свои записи.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА о Д.Б. Кедрине

Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс ) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.
Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.
С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.
Кедрин писал в стихах о том, как в борьбе рождается новая жизнь. Его героями выступают художники и мятежники: художник Рембрандт, знаменитый русский градостроитель Федор Конь, сподвижница Степана Разина Алена Старица. Поэт обращается к прошлому, чтобы лучше показать истоки таланта народа, красоту его души. Поэт гордится своим народом и показывает, что одной из черт национального характера является способность создавать прекрасное вопреки жестоким условиям.
Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.
Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин , вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты « Сокол Родины» С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины
20-40 годы - хронологические рамки творчества Кедрина. Он знаком читателям не только как поэт, но и как переводчик с украинского, белорусского, сербского.
К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась
«Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго»,-сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»:

Когда я уйду,
Я оставлю мой голос,
На черном кружке
Заведи патефон,
и вот под иголочкой,
тонкой, как волос,
От гибкой пластинки отделится он
1939
Примерный план в тетрадях
1907 -в пос. Щегловка (Украина) родился Кедрин , осиротел
воспитывался хорошо образованной бабушкой
1920-1924 – учеба (Коммерческое училище, потом техникум)
1924-1 931 работа литературным сотрудником в газетах и журналах Донбасса, появление произведений. Темы стихов -талантливость народа, красота души
1931 -переезд в Москву
1933-1941 - работал литературным консультантом в газетах и журналах,
Герои -- художники и мятежники ( Рембрандт, Федор Конь, Алёна Старица)
1941-1945 - военный корреспондент газеты « Сокол Родины» Главная тема- защита Родины. Д.Б.Кедрин- переводчик
1945 - смерть
Учитель: память о талантливом поэте, последнее время жившем рядом с нами, между Тарасовкой и Пушкино, и трагически погибшем на станции Черкизовская, живет не только в его произведениях, но и в сердцах благодарных читателей. На доме на ст. Черкизовская, где жил Д.Б.Кедрин, установлена мемориальная доска, его имя носит улица и библиотека, в музее Мытищ ему посвящена экспозиция.Среди произведений о истории особое место занимает поэма «Зодчие», считающаяся главной книгой поэта. В ней, как и в произведении «Конь», «Пирамида», развивается тема творческой личности, противостояния человека из народа и самодержца.
Тезаурус
Для понимания текста поэмы «Зодчие» нам необходимо выяснить лексическое значение слов и выражений, без которых сегодня на уроке не обойтись. Обратимся к записям на доске и тем, которые вы сделали дома.
Оный - этот
Посконные рубахи - рубахи из грубой конопляной ткани
Смерды -человек низкого сословия, холоп
Лепота -красота
Благолепный -прекрасный
Зане -то есть
Пагода -храм в Индии
Торовато - щедро
Тать –вор, разбойник
Батоги - плётки, кнуты
Лобное место - место для произнесения приказов
Переметчики -перебежчики, предатели
Рогожка –грубое платье
Плаха -помост для казни
Очёсок - остаток волос
Обратите внимание на доску
Зодчие(древнерусское)-строители, однокоренное с «созидать»- создавать, ныне вытеснено современным словом архитектор,
Пивших чару вина в один дых - очень сильных физически
Дух вельми спертый- очень душно
Богомазами размалеван- расписан художниками- иконописцами
В царском притворе своем- место моления царя и князей
Изукрашен зело очень украшен
Кружалы- кабаки, трактиры, харчевни
От подвалов и служб до креста - с верха до низа всей церкви
Кульминация Чтение поэмы учителем (финальная строфа под фонограмму звона колоколов)
Учитель:
-Определите пафос поэмы и аргументируйте свою точку зрения
(пафос героический, т к утверждает величие творческого подвига человека, но и трагический, т к создатели красоты испытывают муки)
- Что побеждает в конечном итоге- добро или зло? С ответом не торопитесь, подумайте, позже мы вернемся к этому вопросу.
-обратитесь к тексту и скажите, о каком русском памятнике культуры и архитектуры идет речь в произведении?
Сообщение ученика о Покровском соборе сопровождает презентация. Материал к сообщению
Храм Покрова- это знаменитый собор Василия Блаженного, воздвигнутый при Иване Грозном в 1555-1561 годах. Россия всегда отмечала важные события постройкой храмов. И этот храм был построен в честь взятия Казани и присоединения ее к территории России 1 октября 1552года , в день праздника Покрова Богородицы . А имена зодчих стали известны только в 1895 г.
1895 г. - в архивах Румянцевского музея обнаружили два рукописных сборника XVII в. (отрывок из "Жития митрополита Ионы" и "Пискарёвский летописец"), в одном из которых говорится: «Даровал [царю Ивану] Бог двух мастеров русских, по реклу Посника и Барму»; а в другом кратко сообщается: «А мастер [собора] был Барма со товарищи». мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чудному делу» (т.е. были они выдающимися архитекторами ).
Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его теперь. Была деревянная модель, а потом "перевели" ее в камень. И только в 17 веке храм был расписан яркими красками и стал напоминать веселую игрушку . Храм предназначен для созерцания снаружи. его разноцветные, пестрые купола радуют глаз яркостью и чудесным сочетанием красок - красных, зеленых, желтых, затейливо разукрашенных куполов: их девять и все они разные. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками.
По преданию Иван Грозный приказал двум псковским( по другой версии , владимирским) мастерам Барме и Поснику построить храм с восемью куполами, ибо именно восемь побед одержали русские над Казанью. Создатели собора (некоторые историки предполагают, что это одно и тоже лицо) творчески истолковали задачу, создав оригинальную и сложную композицию: над восьмью башнями вознесся шатер девятой, центральной церкви. Все девять церквей объединены общим основанием и галереей- гульбищем. между четырьмя осевыми столпообразными церквами (Троицкой, Николая Великорецкого, Входа во Иерусалим, Киприана и Устинии) расположены меньшие по высоте церкви (Трёх патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершённой шатром с маленькой главкой.
Поражает дерзость решения художников, сочетавших в оформлении православных святилищ традиции Руси и мусульманского Востока (как считают некоторые ученые). За пять лет строители создали шедевр, на века отмеченный печатью исключительности. В неистощимой художественной фантазии зодчих сказались образы русского народного искусства, причудливые формы Храма Василия Блаженного отражают мотивы древнерусского народного эпоса, народных преданий и сказок. Праздничные, торжественные формы храма делают его подлинным монументом триумфа, монументом победы молодого государства.
Во время строительства Покровского собора, 15 декабря 1555 г., царским указом велено: «Псковскому дьяку ... да старостам Псковским ... да с ними церковному и городовому мастеру Поснику, да каменщикам Псковским Ивашку Ширяю с товарищи ... к весне в Казани новый город Казань камень делати...». В указе есть и отчество Посника Яковлевич. В Московской Руси прозвание Посник давали Иванам (в честь Иоанна Предтечи или Иоанна Посника). Посник мастер псковский, а в XVI в. псковская школа архитектуры была наиболее выдающейся, яркой. Так что почему Посника, имевшего редкое звание церковного и городового мастера (т.е. крепостного, способного возводить сооружения), привлекли к строительству Покровского собора и к возведению каменных стен Казанского Кремля вполне понятно. После отъезда Посника строительство Храма Василия Блаженного Барма продолжает один, вплоть до года окончания всех работ (1560). Дальнейшая судьба Бармы никому неизвестна. Посник же с 1556 г. в Казани. Он руководит строительством каменных стен Казанского кремля и выводит стены, сложенные из местного известняка, с забутовкой, и достигающие 6,5 м в высоту. Сверху шел высокий парапет с бойницами. Кроме стены были выстроены четыре надвратные двухэтажные башни: Спасская, Преображенская, Никольская (позднее названная Тайничной) и Воскресенская. На высоте второго этажа Спасской башни, с северной ее стороны, стоит маленькая церковка Спаса псковского типа (с одной главой).Северную стену церкви расчленили на пять пролетов. Около нее, на северном парапете башни, соорудили псковского же типа звонницу. Тогда же внутри стен был поставлен небольшой Храм Николы Ратного: двухэтажный, с трапезной палатой для монахов Спасского монастыря. В нижнем этаже помещались просвирня, хлебня и палатка; в верхнем, к западной стороне маленького, одноглавого, бесстолпного храма примыкала, по-видимому, одностолпная трапезная. Помимо всех уже перечисленных сооружений Ивана Яковлевича Посника ему приписывается и строительство в 15611562 гг. Казанского Благовещенского собора, над которым действительно работали псковские каменщики, а участие Посника документально не подтверждено. Некоторые исследователи приписывают Поснику и Успенский собор, и Никольскую церковь в Свияжском Успенском монастыре, и Козьмодемьянской в городе Муроме .Немногие сохранившиеся свидетельства о первых выдающихся русских зодчих Поснике и Барме дают возможность установить круг их архитектурных произведений и представить творческий облик и путь этих художников-самородков, которые в своем особенно чудном детище  Покровском соборе в Москве, создали бессмертный памятник славы и мощи нашего народа, памятник эпохи создания и развития русского национального государства.
Сжатое сообщение Собор Василия Блаженного
Храм Покрова- это знаменитый собор Василия Блаженного, воздвигнутый при Иване Грозном в 1555-1561 годах. Россия всегда отмечала важные события постройкой храмов. И этот храм был построен в честь взятия Казани и присоединения ее к территории России 1 октября 1552года , в день праздника Покрова Богородицы . (имена зодчих стали известны только в 1895 г. ). Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его теперь. Была деревянная модель, а потом ее "перевели" в камень. И только в 17 веке храм был расписан яркими красками и стал напоминать веселую игрушку . Храм предназначен для созерцания снаружи. его разноцветные, пестрые купола радуют глаз яркостью и чудесным сочетанием красок - красных, зеленых, желтых, затейливо разукрашенных куполов: их девять и все они разные. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. По преданию Иван Грозный приказал двум псковским( по другой версии , владимирским) мастерам Барме и Поснику построить храм с восемью куполами, ибо именно восемь побед одержали русские над Казанью. Создатели собора (некоторые историки предполагают, что это одно и тоже лицо) творчески истолковали задачу, создав оригинальную и сложную композицию: над восьмью башнями вознесся шатер девятой, центральной церкви. Все девять церквей объединены общим основанием и галереей- гульбищем. В 1557г.появилась пристройка, где хранятся святые мощи Василия Блаженного, откуда и пошло название храма Поражает дерзость решения художников, сочетавших в оформлении православных святилищ традиции Руси и мусульманского Востока (как считают некоторые ученые). За пять лет строители создали шедевр . В неистощимой художественной фантазии зодчих сказались образы русского народного искусства. Причудливые формы Храма Василия Блаженного отражают мотивы древнерусского народного эпоса, народных преданий и сказок. Праздничные, торжественные формы храма делают его подлинным монументом триумфа, монументом победы молодого государства над его врагами.
Учитель: Ранее на этом месте была Лобная церковь, деревянная церковь Святой Троицы. На территории Кремля, занятой садами и постройками не нашлось бы места большому храму, поэтому такой красавец появился вне стен Кремля. Восточный отпечаток индусских пагод, благородные пропорции итальянского стиля, византийские мотивы позволили КУГЛЕРУ, исследователю архитектуры, назвать храм фантастической группой колоссальных грибов.

Работа с текстом поэмы
- Сопоставьте образ собора в литературе и архитектуре. В чем разница изображения? Обоснуйте текстом своё мнение.
(Поэт, в отличие от архитектора, не может точно передать форму, цвет, размер, он лишь показывает отдельные черточки храма, но все равно передает общее впечатление красоты, праздника, нарядности, яркости, кажется, что мы видим этот собор.)
- Вернемся к вопросам, которые были поставлены перед чтением текста. Воля царя восторжествовала, значит, зло сильнее? Свой ответ подкрепите текстом.
Отличается ли образ церкви в эпилоге от образа, данного в начале поэмы?
(Да, она как суровый приговор, напоминание о том, ценой каких жертв создавалась красота)
-как связаны строки, вынесенные в тему урока , и поэма?( красоту России творят люди, важно сохранить эту красоту и приумножить)
- Вернёмся к началу урока и ответим на вопросы, заданные ранее. Так в чем же красота России? В чем её тайна, загадка, сила?
Учитель: Действительно, народ- создатель прекрасного, он одерживает победу над насилием, жестокостью, несправедливостью.
Церковь стоит века. Она нужна и дорога народу как память о создателях красоты, как символ красоты и гармонии, как сама красота России
Учитель: А теперь обратимся к заготовке практической работы и займемся анализом поэмы.
Практическая работа № Дата выполнения ___________
Состав группы I оценка I штрафные баллы
1______________________________I________I_________________
2______________________________I________I_________________
3______________________________I________I_________________
4______________________________I________I_________________
5______________________________I________I__________________
Название
Цель определить тему, идею стихотворения
Выявить героев, авторскую позицию,
Определить композицию и её компоненты
Выявить художественные средства( тропы, синтаксические средства)
Определить размер, рифму, вид рифмовки
Оборудование
ВНИМАНИЕ!!! По окончании урока группа сдает заполненными задания и других четырёх групп( задание будет проговорено, вам остается только его записать!)
1 группа
а)тема стихотворения------------------------------------------------------------------------
б)идея стихотворения-----------------------------------------------------------------------

в)авторская позиция(солидарен с героями, сочувствует, осуждает, не показывает своей позиции )--------------------------------------------------------------------------------Вывод(устно)см. в разделе «защита работы»
2 группа
а)Герои-----------------------------------------------------------------------------------------------
б)Изображение героев( противопоставлены, отражают друг друга, один лагерь)

в)Композиция
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Вывод (устно) см. в разделе «защита работы»

3группа
Художественные средства
а)Метафоры
б)Олицетворения
в)Эпитет
г)Сравнения
д)гиперболы
Вывод(устно) см. в разделе «защита работы»

4группа
Синтаксические средства
А)Инверсия
Б)Повторы
В)Анафоры и эпифоры
Г)антитеза
Д)градация
Е)риторические ??, восклицания, обращения
Вывод(устно) см. в разделе «защита работы»
5группа
А)Размер
Б)рифма
В)вид рифмовки
Г)звукопись
Вывод(устно) см. в разделе «защита работы»
ВИДЫ РАБОТ
Работа с шаблонами, справочной литературой, с текстом
Заполнение заготовки практической работы
Защита работы -вывод(лексика: Мы считаем, (думаем, пришли к таким выводам, полагаем), что а), потому что б) , потому что в) , потому что г) , потому что
Синквейн (5 строк)
1 имя существительное
2 имени прилагательных
3 глагола
Фраза-афоризм, цитата
1 Слово-вывод, короткий комментарий темы
темы синквейна
1 группа- церковь
2группа - зодчие
3группа – царь
4группа – урок
5 группа- гости на уроке
Примечание: окончательная оценка в журнал выставляется после предъявления выполненного домашнего задания

Рефлексия (прослушивание синквейнов)
Примерные синквейны
церковь
изумительная, великолепная
поражает, звонит, воспитывает
краше вилл италийских и пагод индийских
сказка
царь
жестокий, неблагодарный
приказывает, мучает, казнит
Государево слово и дело!
Обидно!

Домашнее задание ( одно любое по выбору учащихся )


наизусть ( 5-8 строфы или 14-17 строфы)
написать эссе «Мой храм»( о храме Покрова - в поэме Кедрина или архитектурном сооружении, о любом из двух храмов Ивантеевки, о том, какое место занимает храм в вашей жизни)
написать сочинение - сравнительную характеристику
«Царь и зодчие»

В конце урока звучит фонограмма песни
в исполнении А.Лазарева
На стихи Д. Кедрина «Улетают птицы за море»
Приложение
Текст поэмы «Зодчие» Дм.Б,Кедрина








13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 115