Методическая разработка к открытому уроку по биологии в 6 классе по теме: «Мхи. Изучение строения мха кукушкина льна.


МОУ СОШ №4
Методическая разработка к открытому уроку по биологии
в 6 классе по теме:
«Мхи. Изучение строения мха кукушкина льна. Многообразие мохообразных Дмитровского района. Лабораторная работа №7»
Учитель: Петрова И.А.
г.Дмитров
Тип урока: комбинированный.
Цель: выяснить особенности строения, размножения мохообразных на примере кукушкина льна.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о растительном мире. Изучить особенности строения и значение зеленого мха и сфагнума как представителей высших споровых растений.
Воспитательные: продолжить формирование научного материалистического мировоззрения на основе знаний о развитии мохообразных, их взаимосвязи со средой обитания; продолжить воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе.
Развивающие: развивать понятия о многообразии и усложнении растений, практическом значении и применении мха сфагнума; продолжить формирование навыков работы с микроскопами; развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации их умственной работы.

Оборудование: гербарные образцы мхов, таблицы, лупы, микроскопы, готовые микропрепараты, весы.

Структура урока:
Организационный момент.
Основная часть:
а) Актуализация знаний.
б) Проверка знаний.
в) Изучение нового материала.
3. Закрепление изученного, обобщение.
4. Итог. Выводы.
5. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация деятельности.
- На прошлом занятии мы изучили с вами особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Скажите, пожалуйста, сможем ли мы использовать эти знания в дальнейшем (ответы учащихся)?
2. Основная часть.
а) Актуализация знаний (словарная работа – фронтальный опрос).
1. Какие царства живой природы мы с вами изучили?
2. Представителей какого царства мы рассматриваем с вами на наших последних уроках?
3. Что характерно для представителей данного царства?
4. На какие группы подразделяются растения?
5. Какие отделы относятся к низшим растениям?
6. На какие группы подразделяются высшие растения?
7. Какие отделы относятся к споровым?
8. Какие отделы относятся к семенным?
9. Что такое симбиоз? Что такое слоевище? Что такое биоиндикатор? Что значит «пионер природы»?
б) Проверка знаний (индивидуальная работа по карточкам).
1 вариант
В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?
а) гриб паразитирует на водоросли;

б) водоросль паразитирует на грибе;
в) гриб и водоросль живут в симбиозе;
г) каждый живет как самостоятельный организм.
2. Лишайник – бородач относится:
а) к накипным лишайникам;
б) к кустистым лишайникам;
в) к листоватым лишайникам;
г) к неизученной группе лишайников.
3. Ягель – это лишайник, живущий:
а) в еловом лесу;
б) на скалах;
в) на стволах деревьев;
г) в тундре.
4. Каковы возможные способы размножения лишайника?
а) спорами;
б) кусочками слоевища;
в) особыми клетками, состоящими из водорослей и гриба;
г) всеми указанными способами.
5. Лишайники не растут в промышленных городах, потому что:
а) в городах нет грибов;
б) в городах нет водорослей;
в) в городах загрязнен воздух;
г) в городах нет почвы для роста лишайников?
2 вариант
В состав лишайников входят:
а) грибы и одноклеточные водоросли;
б) грибы - паразиты и многоклеточные водоросли;
в) трубчатые грибы и бурые водоросли;
г) пластинчатые грибы и многоклеточные зеленые водоросли?
2. Роль водоросли в лишайнике заключается в том, что:
а) водоросль обеспечивает лишайник водой;
б) водоросль обеспечивает лишайник кислородом;
в) водоросль обеспечивает размножение лишайников;
г) водоросль обеспечивает лишайник органическими веществами?
3. Какая часть лишайника может существовать самостоятельно и почему?
4. Основная роль лишайников в природе:
а) паразитирование на деревьях;
б) основной источник кислорода на Земле;
в) почвообразование и разрушение горных пород;
г) биологический индикатор загрязнения окружающей среды.
5. Ксантория настенная относится:
а) к кустистым лишайникам;
б) к накипным;
в) к листоватым;
г) ко мхам.
Ответы:
1 вариант:
в. 2. б. 3. г. 4. г. 5. в.
Вариант:
а. 2. г. 3. Водоросль. 4. г. 5. б.
Критерии оценки.
Количество ошибок Оценка
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
3 и более к сожалению, вы плохо знаете тему
«Лишайники». Повторите §13.
в) Изучение нового материала.
Формулирование познавательной задачи: в чем особенности строения зеленого мха. В беседе выяснить, где встречаются мхи, с какими почвами связаны, что получают из мхов.
- Мхи - многочисленная группа растений, насчитывающая более 20 тысяч видов. Наиболее распространен среди них зеленый мох - кукушкин лен.
Для ознакомления со строением и размножением мха используется таблица и проводится лабораторная работа. Необходимо подчеркнуть общее в строении с водорослями (образование протонемы).
- В какой среде происходит слияние гамет?
- Что образуется после оплодотворения яйцеклетки?
- Что развивается из зиготы?
На основе знаний о зеленом мхе выявить особенности строения и значение мха сфагнума.
- Внимательно рассмотрите мох сфагнум и кукушкин лен. Найдите общие признаки. Найдите признаки отличия.
Результаты опыта по поглощению сфагнумом воды (сообщение учащегося).
Образование торфяных болот (сообщение учащегося).
- На странице 69 прочтите статью о значении мхов.
- Что получают из торфа?
Особенности климата Дмитровского района в распространении мохообразных. Мохообразные Дмитровского района.
3.Закрепление изученного. Беседа по вопросам.
- Какие доказательства мхов от водорослей вы можете привести?
- Почему мхи относят: а) к высшим растениям, б) высшим споровым растениям?
- Чем отличаются мхи от высших цветковых растений?
- Почему мхи называют «земноводными» в мире растений?
- Выгодно ли осушение болот?
- Можно ли мох-сфагнум назвать растением – биоиндикатором?
4. Итоги.
- При подведении итогов урока следует отметить более высокую организацию строения мхов как типичных наземных растений: наличие хорошо развитого стебля и листьев; подчеркнуть, что у мхов нет корня, всасывают вещества из почвы с помощью ризоидов, растут в сырых, болотистых местах.
- Мхи – высшие споровые растения, имеют стебли и листья, прикрепляются к почве и питаются из почвы при помощи ризоидов, размножаются спорами.
5. Домашнее задание: §14, вопросы 1-5.
МОУ СОШ №40 г.Твери
Методическая разработка открытого урока по зоологии в 7 классе.
Тема «Типы развития насекомых»

Составитель: учитель биологии
Петрова И.А.
г.Тверь, 2005
МОУ СОШ №40 г.Твери
Методическая разработка открытого урока по анатомии человека в 8 классе.
Тема «Кровь»

Составитель:
учитель биологии
Петрова И.А.
Тверь, 2006
МОУ СОШ №40 г.Твери
Методическая разработка открытого урока по ботанике в 5 классе.
Тема «Путешествие по стране Семя»

Составитель:
учитель биологии
Петрова И.А.
Г.Тверь, 2006
Петрова
Изольда Алексеевна
Место работы и должность: МОУ СОШ №4; г.Дмитрова, учитель биологии.
Образование высшее: Казахский Государственный Университет (1976-1979), Казахский Педагогический Институт (1980-1982). Специальность – учитель биологии.
Трудовой стаж - 26 лет, педагогический – 22 года, стаж в данном учреждении – 1 год.
Разряд – 12, квалификационная категория до марта 2009 года – высшая.
Петрова Изольда Алексеевна

Результаты работы:
- владение современными знаниями, умениями в области педагогики и психологии.
- осуществление индивидуального подхода к творческому развитию одаренных детей; ученики неоднократно занимали призовые места на районных олимпиадах по биологии: 2005 – 2 место; 2006 – 3 место; в 2009г. на районной олимпиаде по экологии -3 место.
- приобщение учащихся к проектной и исследовательской деятельности: в 2008г. на научно-практической конференции «Шаг в будущее»-3 место.
- опыт разработки и проведения элективного курса «Школа рационального чтения».
- качество знаний по предмету – свыше 50%, в 2008 году выпускники, сдавшие ЕГЭ по биологии, показали результат 4,5 б.
- 2006-2009 г.г. - принимала участие в комиссии по проверке работ ЕГЭ.
Тверской Государственный Университет
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Адаптированная программа по разделу «Растения» в 7 классе после изучения курса «Естествознания»

Выполнила:
учитель биологии Петрова И.А.
Научный руководитель:
к.п.н. Томашевская Л.Б.
г.Тверь, 1999