Конкурсная работа Мой Ненецкий округ — многонациональный регион


Внеклассное мероприятие «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион».
Пояснительная записка.
Внеклассное мероприятие «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион» является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, разработанной классным руководителем на период с 2011г. по 2015г. Это КТД, где детей и взрослых объединяют общие цели и общие заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества. Коллективное творческое дело отличает идея, которая предполагает следующее:
И – интересно должно быть каждому;
Д – деятельность, самое главное – она должна быть активной;
Е – единство, сплочённость команды;
Я – возможность проявления индивидуальности каждого человека.Идея проведения мероприятия на данную тему продиктована условиями развития современного общества и отвечает требованиям ФГОС. Мероприятие проводится в классном коллективе (вариант: на параллели из нескольких классов) в рамках школьной предметной недели России. Мероприятие воспитывающее и познавательно-развивающее. Патриотическое воспитание, воспитание гражданственности имеют нравственные основы и будут актуальны во все времена. Мероприятие универсально по содержанию и структуре и может быть проведено для учащихся 1-4 классов. Мероприятие проводится в форме тематического семейного вечера, где определению «семейный» придаётся ёмкое значение: единая национальная семья, классная семья, единая семья взрослых и детей. Первая часть вечера – необычный отчёт детей, родителей и учителя о проделанной по теме работе: презентации, монтаж, выступление детей. Вторая часть – «Приходите в гости к нам»: выступление национальных семей класса с рассказом о своих традициях, инсценированием сказок, выставкой поделок и фотографий, разучиванием игр своего народа. Третья часть – «Посидим вместе, поговорим, попьём чайку да споём песни»: национальные угощения, песни, загадки, сказки, стихи (приветствуется собственное сочинение).Основу КТД составляет большая предварительная работа, проведённая задолго до отчётного действа. Данная работа указана в содержательном блоке. Представленные детьми творческие работы (стихи, загадки, рисунки, проекты), их участие в поэтическом марафоне (чтение стихов северных поэтов) оцениваются независимым жюри, куда входят заместитель директора по ВР и педагоги-организаторы, отмечаются грамотами (благодарностями) школьного уровня за оригинальность содержания и оформления.На мероприятии присутствуют родители. Для полноты видения проделанной работы и красочности подачи материала оформляются презентации, выставки рисунков, проектов, фото. (см. Приложение)
Цели: формирование патриотических чувств, гражданского мировоззрения, толерантности, правильного восприятия и понимания чужого образа жизни, уважения традиций разных народов, проживающих на территории НАО.Задачи:
Дать знания о многонациональном составе жителей Ненецкого автономного округа на примере ученического национального состава школы и класса.
Познакомить с бытом и традициями народов разных национальностей (обязательно говорить о детях данного класса).
Развивать познавательный интерес у детей к творчеству разных народов через изучение их традиций, фольклора.
Развивать эстетический вкус, умение передавать чувства путём приобщения детей к творчеству поэтов, писателей, художников и музыкантов.
Формировать умения, помогающие работать с дополнительной литературой, ПК, фотоаппаратом.
Развивать коммуникативные качества личности ребёнка: умение общаться, сотрудничать в процессе проектной и другой творческой деятельности.
Совершенствовать навык выразительного чтения и рассказывания, развивать культуру речи.
Способствовать сплочению коллектива родителей и детей путём вовлечения их в совместную деятельность.
Развивать творческие способности у детей.
Воспитывать ответственность, товарищеские чувства и способность радоваться успехам других.
Организационный блок:
Определение организатора КТД: учитель.
Подбор песен, стихов, участников действа.
Конструктивная и организаторская деятельность руководителя КТД:
Работа с литературой по теме.
Написание сценария.
Работа по оформлению тематических презентаций.
Подбор песен, стихов, участников действа, книг для выставки.
Репетиции.
Организация проектной деятельности учеников и их родителей.
Выбор места проведения мероприятия.
Решение вопросов по оформлению помещения.
Обсуждение вопроса о внешнем виде выступающих.
Помощь при подготовке семейных выступлений.
Оформление:
Аншлаг с названием мероприятия.
Физическая карта, где отмечено местоположение НАО.
Музыка нашего края (можно любую мелодию или песню).
Презентация: «Ненецкий округ – национальный регион».
Выставка книг с ненецкой тематикой.
Презентация к произведению «Родина на краешке земли» Гурьяновой М.В. (стихи собственного сочинения).
Презентация «Проект: Моя малая родина».
Выставка рисунков «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион».
Выставка «семейных» газет.
Иллюстрации со стихами и загадками народов разных национальностей: собственное сочинение.
Оформление стола национальными блюдами.
«Дом», нарисованный на листе, и аншлаги со словами: «терпение», уважение», «доброта», «забота», «трудолюбие», «взаимопомощь». Оборудование.
Экран, мультимедийная установка, музыкальная аппаратура, видеокамера, фотоаппарат.
Содержательный блок.
Работа с информационными источниками (литература, Интернет, словари, исторические справочники).
Количественные данные о национальном составе обучающихся начальной школы пос. Искателей.
Посещение музея НАО.
Подготовка и защита проекта по теме: «Моя малая родина».
Подготовка и оформление выставки рисунков и фото «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион».
Оформление «Семейных» газет «В доме моём».
Сочинение стихов и загадок, сказок о родном крае (в классе есть русские, лезгины и ненцы).
Подбор и разучивание национальных игр.
Поэтический марафон «Маленькая родина моя».
Разучивание и постановка песни «Россия».
Участники мероприятия:
Ученики 1-х классов (выбор при подготовке мероприятия: можно провести в 1-4 классах).
Приглашённые:
Учителя, родители.
Место проведения мероприятия:
Классное помещение (актовый зал).
Время проведения мероприятия:
Вариант 1: 4-5 уроки.
Вариант 2: субботний день.
Форма проведения мероприятия:
Тематический семейный вечер (семейный праздник).
Форма одежды:
Праздничная.
Ход мероприятия.
Классная комната оформлена, как дом, в котором ждут гостей. Но здесь не один дом, а три, т.к. в классе обучаются дети трёх национальностей: русские, лезгины и ненцы.
На стене физическая карта России с обозначением местоположения НАО. Экран.
Оформлена выставка рисунков и фото «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион», а также стенд «Фольклор моего народа» (стихи и загадки народов разных национальностей).Гости рассаживаются за столы, покрытые скатертями. На столах вазы с цветами (можно в вазы поместить «снежные» веточки). Звучит мелодия к песне «Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар, городок …» Перед зрителями появляются участники монтажа в торжественной одежде с национальными отличиями: лезгины, русские, ненцы. Мелодия затихает, но не смолкает. На фоне мелодии дети начинают говорить.
1 ученик: указкой показывает на карте границы России
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия! Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней испокон веку жили наши отцы и деды.
Родиною мы зовём её потому, что в ней мы говорим родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она бережёт нас и защищает.
Песня о России (текст прилагается) в исполнении группы девочек.
На экране картины родной природы.
Учитель:
Дорогие ребята, гости! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в маленький уголок большой России. Этот уголок – Ненецкий автономный округ. (учитель показывает на карте место, где расположен округ; на карте это место отмечено условным знаком; на экране появляется герб округа)
Экран. 3 мин.
Презентация «Ненецкий округ – национальный регион».
Учитель сопровождает презентацию краткой исторической справкой о жизни коренного населения округа, о развитии округа, акцентируя внимание на том, что именно развитие нефтедобывающей промышленности потребовало дополнительных сил, и в округ стали приезжать люди из разных уголков России (люди разных национальностей).
Вводится понятие «многонациональный» (слово на доске).
Учитель.
Много лет назад, в 1973 году, и моя семья приехала в этот северный край, чтобы работать на благо округа. Вместе с нами приехали сюда и другие семьи. Тогда здесь не было дорог, а был везде лишь песок. В посёлке Искателей не было школы, а детям надо было учиться. За короткое время наши родители построили для нас школу, в которой сейчас и вы учитесь. В 1975 году я тоже пришла учиться в эту школу, и повстречалась с девочками: одна из них была украинка, а другая – белоруска, но это не помешало нам подружиться. Мы окончили школу, выросли, и у нас родились дети. Родиной для наших русских, украинских и белорусских детей стала ненецкая земля.
В настоящее время в округе дружно живут и трудятся люди разных национальностей, а в нашей школе сидят рядом за партами русские и чеченцы, ненцы и коми, белорусы и лезгины, татары и чуваши, таджики и казаки…
Экран:
(учитель продолжает говорить)
В нашей начальной школе учатся:
Ненцы – 15 девочек и 18 мальчиков.
Украинцы – 10
Белорусы – 2
Азербайджанцы – 2
Коми – 10 мальчиков и 10 девочек.
Лезгины – 6
Чеченцы – 3
Казаки – 1
Таджики – 1
Удмурты – 1
Марийцы – 2
Чуваши – 1
Татары – 1
Учитель.
В нашем классе встретились и подружились русские, ненцы и лезгины.
Говорят дети разных национальностей.
1 ученик.
Я оттуда, где спелые звёзды
С неба падают в белые мхи,
Где просторов размах многовёрстный
Входит в судьбы, в дела, в стихи,
Где вода в родниках не согрета
Добрым солнцем, но стужей парит
И с холодным пожаром рассвета
О былых временах говорит.
2 ученик.
Слышал я, что есть на свете
Необычная страна.
В ней есть взрослые и дети,
Птицы, реки и луга.
Там народ привык трудиться,
Песни петь, любить зверей.
Только как она зовётся,
Подскажите мне скорей.
3 ученик.
Здесь живу совсем недавно,
Дагестан земля моя.
Но вы знаете, ребята,
Так люблю эти края!
Учитель.
Действительно, любовь к этой замечательной земле, которая называется Ненецким округом, дети отразили в своих творческих проектах, которые готовили вместе с родителями.
Экран. 3мин.
Презентация: «Моя малая родина».
Учитель.
Обратите внимание на выставку рисунков и фотографий. В своих произведениях ребята постарались отразить красоту нашей северной стороны, многонациональный её состав.
Выставка: «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион» и «В доме моём» («семейные» газеты).
(рассматривание произведений на фоне мелодии к любой песне о Нарьян-Маре; в течение 5 минут)
Учитель.
Наше путешествие продолжается.
Выступление национальных семей детей, обучающихся в классе «Приходите в гости к нам».
(каждая семья задолго до проведения мероприятия готовится самостоятельно)
Импровизированные «жилища» русских, ненцев и лезгинов. Семьи поочерёдно приглашают присутствующих в гости, знакомят их с фольклором своего народа: инсценируют сказки, говорят о национальных традициях, загадывают загадки, разучивают игры. Каждая семья работает с аудиторией не более 5 минут. В процессе подготовки семьи договариваются о том, кто будет готовить инсценировку, кто будет разучивать игру. Это делается с целью рационального использования времени. В завершении своего выступления каждая семья выставляет на стол своё национальное блюдо.
Экран. 3 мин.
Презентация «Влюбиться в эту землю так легко» к стихотворению Гурьяновой М.В.
Стихотворение читает Гром О. (это выступление звучало на конкурсе чтецов произведений северных поэтов)
Звучит мелодия к песне «Голубель» в исп. Т. Сядейской (1 куплет)
Рассказывание учениками сказки собственного сочинения «Главная ягода». (4 человека)
Учитель.
Так и у людей бывает, ребята. Все мы такие разные, но все мы живём под одним солнцем и ходим по одной земле. Мы одинаково полезны нашей Родине, и любим её одинаково, как родную мать, как родную семью.
-А что помогает семье быть крепкой, сильной?
(на доске или на сцене появляется «дом», на который дети в процессе ответов прикрепляют аншлаги со словами «добро», «понимание», «терпение», «любовь», «забота»).
Экран. 5 минут.
Презентация «Родина на краешке земли».
Выступление учителя: чтение стихотворения собственного сочинения «Родина на краешке земли».
Коллективное исполнение песни о родном крае со словами
«То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой
Край родной на век любимый,
Где найдёшь ещё такой!»
Завершение мероприятия за столом с национальными угощениями. Звучат песни о Нарьян-Маре, о северной земле.
Приложение.
Презентация «Родина на краешке земли».
Презентация «Ненецкий округ – национальный регион».
Презентация-отчёт о мероприятии по защите проекта «Моя малая родина», куда входят фото посещения музея НАО.
Презентация к стихотворению Гурьяновой М.В. «Влюбиться в эту землю так легко».
Презентация выставки творческих работ учащихся.
Лист с текстом песни о России.
Лист «В доме моём…»
Лист «Семейные» газеты.
Лист с пословицами и загадками народов разных национальностей (учеников класса).
Лист с текстом сказки «Главная ягода».
Таблица-опрос родителей по теме мероприятия.
Литература.
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001.
Виталева Т.И. Калейдоскоп праздников: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Глизерина Л.И. Короб чудес. Детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО, 1997.
Малегон А.В. Классные часы в начальной школе. 1-4 классы. Ярославль, Академия развития, 2009.
Сапегина В.А. Классные часы в начальной школе. Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
Хомич Л.В. Ненцы. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994. (Серия «Народы Севера и Дальнего Востока»).
Шаталова Е.В. Праздничный калейдоскоп. 1-4 классы: утренники, КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки. – Волгоград: Учитель, 2008.
Стихи собственного сочинения классного руководителя 1 «Б» класса Гурьяновой М.В.


Загадки, пословицы и поговорки русских, ненцев, эвенов, лезгинов, казаков, татар.
Не плачь казак – атаманом будешь. (казаки)
Кто собак боится, того укусят. (лезгины)
Не спеши – опоздаешь! (лезгины)
Кто рано встаёт, тому Бог даёт. (русские)
Чем метель над тундрой злее, тем куропатке в снегу теплее. (ненцы)
Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка. (ненцы)
Я слышал стук копыт, значит, по тундре кто-то спешит. (ненцы)
Не важно, с какой ты страны, не важно, какой ты веры, а важно, какое у тебя сердце. (татары)
Семь раз отмерь, один раз отрежь. (русские)
На Бога надейся, а сам не плошай! (русские)
Не надейся на русский авось! (русские)
Огонь не имеет конца (жизнь вечна). (эвены)
Не догнать края земли (земля велика и кругла – не достичь её края)
Ненецкие загадки.
На конце холма чернеет уголёк. (песец)
Один скочует, другой встанет. (рог оленя)
Зимой и летом как ягель. (волк)
Днём и ночью дрожит, всего боится. (заяц)
Ходит, а следов не видно. (рыба)