Исследовательская работа Народные приметы и поверья в жизни человека


Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Шелканово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Исследовательская работа
Номинация: «Традиции, обычаи моего села, моего рода».
Тема: «Народные приметы и поверья в жизни человека. Взаимовлияние культур компактно проживающих на одной территории».
Выполнила: ученица 7 класса
Танситова Дарья
Руководитель:
Папаева Марина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Бирск – 2011г
Содержание
Из истории примет и поверий. Как они создавались.
Что значит «народная мудрость».
Приметы и поверья моего народа, моего села.
Приметы и поверья в балладе Назара Наджми «Берёзы».
Задачи примет, оберегов, запретов.
Выводы по теме.
Задачи исследовательской деятельности:
Изучить роль, историю возникновения и задачи примет, поверий, запретов, оберегов.
Провести беседы со старожилами села Шелканово с целью сбора информации о приметах, поверьях; подтверждения некоторых случаев о совпадении народных примет и поверий.
Рассмотреть взаимовлияние культур компактно проживающих на одной территории, в частности по вопросам примет и поверий.
Действие примет в балладе Назара Наджми «Берёзы».
Упорядочить собранный материал и оформить исследовательскую работу.
Цель работы:
Собрать материал по приметам и поверьям, существующим в селе Шелканово.
Проанализировать моменты о совпадении народных примет и поверий, показать взаимовлияние культур по материалам устного народного творчества.
Показать отражение народных примет и поверий, элементов устного народного творчества в художественной литературе.
Чтобы выяснить историю возникновения примет и поверий, выясним значения этих слов. Для этого обратимся к Толковому словарю под редакцией Д.К.Хачатуряна. Слово «примета» имеет два значения: 1-отличительный признак. Например, примета зимы. 2- предзнаменование, предвестие чего-либо. Например, дурная примета. Слово «поверье» означает вера в приметы, в предания , Например, старинные поверья. Мы проанализируем примету как предвестие, предзнаменование чего-либо. Ещё с древних времён и до наших дней в устном народном творчестве каждого народа есть жанр, который носит философское направление, играет роль народной педагогики – это запреты, обереги, приметы и поверья. Они состоят из двух частей: действие совершённое или следует совершить (вернее предупреждающее условие) и результат – следствие, что может произойти. Например, нельзя сажать берёзу возле дома – там беда стоит у входа (либо смерть, либо несчастье). Кстати, у марийцев берёзу сажают возле могил. Откуда же они берут начало? Конечно же, это вера, религиозный характер этих поверий, это жизненный и трудовой опыт, наблюдений нескольких поколений людей, влияние традиций и обычаев отдельно взятого народа. Если в начале зарождение примет и суеверий было связано с тем, что, то или иное природное явление человек не мог объяснить – придумывал обереги, поверья, а затем они уже носят элементы народной педагогики – предупреждают, воспитывают. Поэтому их можно считать народной мудростью, которая относится к самым древним жанрам устного народного творчества. Их главная задача укрепление межнационального согласья, межродового согласья, умелое исполнение любой заданной работы – трудовое воспитание, этическое и эстетическое, нравственное воспитание. У марийцев ни один праздник не проходит без исполнения этих поверий:
Новорождённого нельзя смотреть без подарка и долго любоваться – сглазишь. Невесте на второй день после свадьбы можно угощать гостей чаем, но нельзя ей печь блины (а блины главное блюдо стола следующего дня) – всю жизнь будет «гореть», жизнь будет тяжёлой, поэтому она должна попросить старших по дому и при этом подарить им подарок за работу – платок. (опять таки этикет общения, учит взаимоуважению, совместному труду). И многие поверья и приметы у башкирского, татарского (на примере д. Аккаиново) и марийского народа, проживающего на территории Башкирии (восточные марийцы) перекликаются – это доказывает взаимовлияние культур. В частности, примета, связанная с берёзой есть у нашего народа и у башкирского народа. Эта примета говорит о том, что нельзя сажать берёзу возле дома, посадившего ждёт беда. У нас говорят об этом так: «Берёзу возле дома сажать – беду и смерть кликать». Исполнение этого поверья мы наблюдаем и в балладе Назара Наджми «Берёзы». Содержание баллады связано с другом детства Каюмом, не вернувшимся с поля боя.
…О знакомые берёзы, Белоствольные берёзы Для меня до самой смерти Вы останетесь святыней. Ведь под вашей свежей сенью, Под зелёным лёгким шумом Рос, мечтал, дружил и спорил Я с моим дружком Каюмом. Автор вспоминает свои детские годы и олицетворяет берёзы. …Так одной семьёй весёлой Вчетвером мы подрастали. Далее поэт обращается к устному поэтическому творчеству башкирского народа – поверьям и отмечает их совпадение в жизни, случайно или не случайно, но народная примета реализовалась в жизни. Но старинное поверье Есть у нашего народа: Дом с берёзой – дом несчастья, Там беда стоит у входа. Где берёза возле дома, Будут горе, будут слёзы, Смерть на этот дом садится, Будто птица на берёзу.
…Дом с берёзой – дом несчастья… И случилось совпаденье! …Эх, Каюм, дружок весёлый! Ты погиб на поле боя… (получив похоронку, отец Каюма с яростью рубит эти берёзы). Такие совпадения и подтверждение примет, по словам старожилов, были и у нас: жила семья Василия, хозяин дома очень любил берёзы и посадил их возле дома. Старики предупреждали его, но он не послушался их. Вскоре он захворал и умер. А семья его переехала. На месте дома остались лишь три берёзы. (по воспоминаниям Акушева Бориса).
Около ста примет и поверий марийцев села Шелканово собрано нами в ходе этой работы. Вот некоторые из них: В молебенном месте – Шелыке нельзя заниматься заготовкой дров или ставить сруб – несчастье в семье.
Нельзя из зелёных листьев делать свистки – будут заморозки и погубят весь урожай.
Нельзя хвалить корову и молоко – сглазишь.
Нельзя убивать лягушек – лето будет дождливым, к неурожаю.
Нельзя в подарок дарить пустые вёдра – в доме будет пусто.
Нельзя молодым долго спать – невеста или жених будут старыми, счастье проспишь.
Новорождённого нельзя целовать в губы – счастье отнимаешь.
Молодым нельзя проливать чай во время еды – муж или жена будут пьющими.Нельзя стоять на пороге или сидеть на подоконнике – сиротой останешься.
Таким образом, поверья и приметы – это опыт и наблюдения многих поколений, которые следует изучать, сохранять, исследовать и применять на практике. Ведь плохих советов в них нет, а лишь народной мудрости источник. Отражение обычаев, традиций отдельно взятого народа.
Литература
Н.С.Попов О некоторых обрядах и обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью марийцев. Йошкар – Ола. 1989г.
Н.Наджми . Баллады. «Китап» г.Уфа 1999г.
С.С.Новиков Марий сугынь. Йошкар-Ола 2005г.