Урок-исследование по рассказу М.Горького Старуха Изергиль

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раннего творчества М.Горького.
М.Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века остались нереализованными; до предела обостряются социальные противоречия. Современники сравнивали изображённую писателем Россию с огромной больницей, где в лютых муках корчатся люди, раздавленные жизнью, где обнаруживается множество различных болячек и недугов. Но сам писатель чувствует себя в этой больнице врачом. В своих произведениях он не ставит точку после констатации фактов, а пытается подсказать средство излечения, единственно необходимое лекарство.
----- Какой же из них он считает спасительным в рассказе «Старуха Изергиль»
Итак, тема нашего урока:

Трагедия позднего прозрения в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».

Цели урока:
Познакомиться с рассказом « Старуха Изергиль» как романтическим произведением и выявить роль интонации в раскрытии замысла писателя.
Совершенствовать умение анализировать текст произведения и обобщать полученные знания.
Оценить степень актуальности трагедии Изергиль для современной жизни.

План урока:
История создания рассказа « Старуха Изергиль».
Романтизм М.Горького.
Пейзажные зарисовки в рассказе.
Исследование текста ( роль интонации в раскрытии авторского замысла).
Нравственные уроки жизни Изергиль.

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как выразитель эстетики романтизма.
( Сообщение учащегося «Романтизм М.Горького»)
--- Назовите черты романтизма в этом рассказе?
(культ необыкновенной личности, романтический портрет, романтическое двоемирие, статичность романтического характера. романтический сюжет, ром. пейзаж, ром. стилистика)

Мы сегодня постараемся приблизиться к замыслу писателя, обращаясь к тексту произведения. Итак, посмотрим на заглавие произведения, которое звучит подчёркнуто просто - «Старуха Изергиль».
--- Какие варианты заглавия можете предложить вы?
Очевидно, у горьковского заглавия есть какие-то преимущества перед нашими. В чём же они? Может, смысловой акцент сделан на первом слове. Уточним его значение.
Старуха


Женщина, много Женщина, Женщина
видевшая много испытавшая познавшая мудрость
жизни
Значит, смысл чтения – приобщиться к этой мудрости. Однако, наши предположения нуждаются в доказательствах, для этого необходимо обратиться к тексту.

Изучая произведения русской классической литературы, мы отмечаем афористичность высказываний героев, свидетельствующих об их умении мыслить глубоко и ёмко.
--- Присуще ли это умение Изергиль?
( Да. Она использует в своей речи образные выражения. Проверка дом. задания: выписать из текста эти выражения)
Нет сомнения, перед нами личность, несущая свое понимание жизни, опыт. Это осмысление жизни мы видим на фоне романтичного пейзажа. Пейзаж зарисовки занимает особое место в рассказе. О них нам расскажет Ваня.( сообщение о пейзажных зарисовках в рассказе «Старуха Изергиль»)
-Почему Изергиль не спится в эту ночь, такую тёплую и ласковую? Прямого ответа в тексте нет, но по словам самого писателя: не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят. Может быть, интонация подскажет нам причину её бессонницы.

--- Найдите строки, подсказывающие внутренне состояние Изергиль. ( « Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, и всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нотка»)
Наверное , не случайно эти строки завершают легенду о Ларре. Не связан ли этот персонаж с самой рассказчицей какими-то невидимыми нитями.
- Дадим ему краткую характеристику?
· Лара
Ловок, силён, хищен, жесток, гордый, эгоист, безграничная свобода

Животное
Разве нельзя назвать гордой преступницей и Изергиль. Она горда, и на её совести преступление, но в отличие от Лары ей удалось уйти от ответственности за свои грехи. Редкое везение!

--- Почему же не спится ей по ночам в старости? Что таит в себе эта бессонница?

Обратимся вновь к интонации. Речи Изергиль неоднократно прерывается паузами. Расположение которых не произвольно.

--- Чем может быть продиктована пауза?( человек затрудняется высказать мысль, намеренно прекращает разговор т .д.)

Чем же можно объяснить молчание Изергиль? Наверное, она прерывает рассказ, задумавшись о чём-то своём. Разве это не приглашение к размышлению для читателя. Исследуем текст. Выделим паузы в рассказе и попытаемся дать им толкование, т.е мы должны понять не только то, что она говорит, но и о чём молчит.

--- Как обозначена может быть пауза? ( указанием автора, пейзажной зарисовкой )

4. ( Работа по группам: Мы приступаем к исследованию текста. Отметим границы каждой паузы и проанализируем предшествующие ей слова героини, раскрывающие причину молчания Изергиль)


1 пауза: прерывает повествование о девушке, которую унёс орёл. Паузу предваряют слова Изергиль: «И забыли о ней, как забывают обо всём на свете»
--- Чем объяснить внезапно наступившее молчание? Связано ли оно с содержанием легенды?
( скорее всего, не о девушке думает Изергиль в этот момент, а о себе: ведь о ней тоже забыли. Кто поверит, что когда-то она была гордой красавицей. Вспомним описание её немощной старости. Итак, всё в прошлом)
Что же остаётся взамен красоты, унесённой временем? Есть ли ответ на этот вопрос? Продолжим наше исследование.
2 пауза: После убийства Ларрой девушки даётся пейзажная зарисовка – знак очередной паузы. Предшествующие слова: «Убийца был горд,- не опустил своей головы, как бы вызывая на неё кару»
---К каким размышлениям могут подвергнуть эти слова?
( Она саима бросала всю жизнь вызов судьбе. Может быть, эта смелость и придавала особый блеск её очарованию.)
--- Что же было источником этой смелости?
3 пауза: Завершает историю Лары: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людейВот как был поражён человек за гордость!» В этот момент и появляется»боязливая, рабская» нотка в её повествовании.
--- Что это? Предчувствие наказания или осознание его? Что утешит её в старости?
( Ни семьи, ни близких, тянутся долгие дни и ночи, некуда уйти от дум. Но неужели нет воспоминаний, согревающих её сердце? « А скольких любила! Сколько поцелуев взяла и отдала!» Восклицательная интонация- лучший ответ на наш вопрос. Наступает время говорить о любви Изергиль . Вновь обратимся к тесту.)
4 пауза: идёт след за рассказом о смерти когда-то любимых ею гуцула и рыбака. Многоточие и пейзажная зарисовка подтверждают это.
--- О чём же думает Изергиль?
( жалеет гуцула и рыбака. А ведь любовь стала главным смыслом её жизни. Казалось, она была счастлива. Любила, кого хотела, наслаждаясь жизнью и свободой, выбрасывая из памяти всех надоевших)
--- Почему же сейчас память настойчиво возвращает её в молодость, заставляя осмысливать давно прошедшее?
( потребность облегчить душу)

5 пауза: после смерти маленького турка. Очень длинная.
--- О чём же так долго думает Изергиль?
( о судьбе загубленного ею мальчика: « Кто скажет? Может, ведь это я убила его». Нет признания своей вины. Как же случилось, что прекрасная женщина стала источником яда, воплощением зла? Да не опаснее ли она Ларры?
Итак, реальной женщине было уготовлено судьбой наказание и дарована долгая жизнь, чтобы осмыслить свои грехи.

6 пауза: вслед за расправой над маленьким полячком. « Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которыхлюбила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками».
--- Какую опасность несли встречи с близкими когда-то людьми?
( они могли растревожить, пробудить горькие воспоминания, нарушить душевный покой. Чтобы отдаваться своей жадной жини, Изергиль нужно было забывать свое прошдолое, привязанности. Постепенно она научилась жить, пресекая любую попытку к осуждению.)

7 пауза:«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать. Я ничего не умела и за это платила собой».
--- Можете ли вы возразить Изергиль?
(платила чужими муками и страданиями Может быть, секрет долголетия Изергиль основан на философии самосохранения)

8пауза: после рассказа Изергиль о торговле ею. Пришлось пережить это, чтобы сохранить себя. Но и тогда бог милостив к ней. Она любила «одного достойного пана с изрубленным лицом». И эта любовь оказалась короткой. Пан ушёл сам. Как страшно остаться покинутой. Горечью потери проникнута эта пауза.

следует за рассказом о последнем увлечении Изергиль. « Я сыграла свою последнюю игру» Тешить себя самообманом невозможно всегда. Наступает новый период её жизни, несёт потери, бросил очередной возлюбленный. Пришлось поступиться собственной гордостью. Чтобы удержать его: « Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали а вот оно, пришло время, и я за человеком поползла змеёй по земле» Правда, она пытается смягчить признание: « я ведь любила егочёрта»

Значит, любовь привела к рабству?
--- Почему Изергиль не испылала радость материнства?
(материнство ограничило бы её свободу, потребовало бы определенных жертв. А она слишком берегла себя, не отдавать, а брать привыкла Изергиль)
« Последние это были минуты – хорошие минуты моей», - скажет она.
«Жадная жизнь» -как вы понимаете это необычное сочетание?Определите вид тропа? (оценочный эпитет)
( человек спешит жить, всё испытать.
9 пауза: Но жадность всегда сопровождается неразборчивостью, влекущей опасные последствия. Во и финал истории: « Тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше Да!»

Обратите внимание на многоточие. За ним желание ощутить поддержку молодого собеседника, но он молчит, как бы мысленно подводя итог : « Мне грустно было рядом с ней».( грусть о бесполезно растраченной жизни – этим объясняется уже молчание автора.)
Далеко не всегда сила и огонь вызывают восхищение, огонь может согреть, а может и испепелить, и сила может быть использована не только для созидания, но и для разрушения.
Может быть, легенда о Данко и есть ответ Изергиль на молчание собеседника?

10 пауза: открывает рассказ о Данко. В предшествующих ей словах безжалостное подведение итогов собственной жизни, окончательное освобождение о самообмана: « И вижу я, что не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начинают жаловаться на судьбу. Что ж тут – судьба! Каждый сам себе судьба».
--- Каким изображён Данко?
( Данко чтил заветы племени)

11 пауза: после его решения вывести людей из тёмного леса.
--- Какой нравственный закон определяет поступок Данко?
( жалость к людям, любовь к ним, потребность всё сделать для их спасения: « Он любил людей думал, что, может быть, они без него погибнут. И в его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня». Самопожертвование во имя любви.)

12 пауза: ( последняя) ей предшествует эпизод о затоптанном сердце Данко.
--- Чем объяснить этот факт?
( память ко многому обязывает, связана с воплощением нравственных законов, ведь велик соблазн жить без них!)

Чтение закончено. Последние строки предельно лаконичны: « В степи было тихо темно. По небу ползли тучи медленно и скучноМоре шумело глухо и печально». Мы видим ритмическую прозу.
--- О чём эта печаль?
( Наверняка, многократное повторение судьбы Изергиль в будущем. Ведь если люди не желают смотреть старину, то цепь ошибок Изергиль бесконечна. Об этом тоже должен задуматься читатель).

5. Подведём итоги:
--- Чему учит история жизни Изергиль?
( как не надо жить, реальное предупреждение для каждого из нас)
В этом рассказе звучат и оптимистическм нотки. Осмысление собственной жизни – благотворный процесс, т.к. человек не утрачивает возможности оставить свой след на земле. Важно желание. На исходе жизни и Изергиль пришло сознание своей нужности молодым:
« Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо и мне хорошо с ними».
Предостеречь молодых о ошибок, которые когда-то совершила сама – единственное. Что остаётся ей. В каждом рассказе осознаёт горький итог, она слишком берегла себя. Читатель становится свидетелем трагедии позднего прозрения. Возможность повторения её вполне реальна, поэтому важно как можно раньше прикоснуться к мудрости поколений, к общечеловеческим ценностям, чтобы вопрос Данко «Что я сделаю для людей?»отозвался и в собственном сердце.

Каждый выбирает по себе:
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пороку
Каждый выбирает по себе!

Хочется надеяться, чтобы опасность утраты исторической памяти, ведущая к разрушению заветов и всеобщему озверению, не коснулась и нас.

6. Домашнее задание:
( письменный ответ на вопрос)
Какова роль композиции в раскрытии
авторской идеи рассказа «Старуха Изергиль»?

7. Подведение итогов урока.

















Министерство Образования и Науки Республики Бурятии
Челутаевская средняя общеобразовательная школа №1










План-конспект урока

Тема: Трагедия позднего прозрения в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».


Класс:11







Выполнила:
Кондратьева Надежда Степановна




2006 год

15